Вы не любите котиков? Как так вы не любите котиков? Все любят котиков! Почему это вы не любите котиков? Вот если бы меня спросили, что прежде всего надо сделать президенту страны — я знаете, что ответил бы? Вот что: на государственные деньги создать телеканал с котиками. Чтобы в каждом доме была заветная кнопка — щёлк — и с экрана на тебя смотрят эти милые пушистики, всегда спокойные, довольные, трогательные и такие — очаровательные! Сплошной — мур мур мур!
Ни тебе убийств на политической почве. Ни раскрытий тяжких экономических преступлений. Ни ужасающих экологических перспектив. Ни-че-го травмирующего и ввергающего в депрессию. Только котики. Всех цветов и мастей. Все кошки в гости к нам, добро пожаловать! Душевный климат в государстве стремительно стал бы улучшаться. Потому что котики — это наше всё!
А ещё лучше — запустить масштабный проект по обеспечению каждой семьи в добровольно-принудительном порядке котами. Подвергнуть общественному порицанию тех, у кого нет котиков. Значит, что-то там в семье не в порядке. Раз этих милашек не любят. Может быть только одно оправдание: если они — собачники. Но это — уже следующий шаг. Пока сконцентрируемся на котиках.
Вы обращали внимание, насколько меняется гость, как только видит вашего полосатого любимца? А всё почему? Да потому что они — безгрешные. Да, да, именно так. Поэтому и хочется ими обложиться со всех сторон — и не видеть эти окружающие тебя физиономии, которые вечно недовольны, которым постоянно что-то от тебя надо — и, как правило, совсем не то, чего ты сам хочешь.
Нет, правда: спасение — в котиках. Им-то от нас надо немного: еды, воды — да чистый туалет. С ними не надо мучительно выстраивать отношения, продираясь сквозь колючие заросли самолюбия, брать на себя ответственность за каждое слово и действие — коту-то всё равно, что ты на него косо посмотрел или забыл про его день рожденья. Кот не сделает тебе больно — даже если ты его не покормил вовремя. Не то, что человек. Он не будет тебя отчитывать, как незадачливого школьника, когда ты забыл проследить за молоком и теперь вонь на всю квартиру. С котиками уютно и комфортно. Так и хочется утонуть в этом пушистом утробно-мурлычащем пространстве — и никуда из него не выходить. Котики — это идеальная душевная анестезия: обложился котиками — и боли почти что и нет! Чем сильнее боль — тем больше требуется доза котиков. Ну и что, что проблемы не решаются? И пусть жизнь становится всё невыносимее и мрачнее! Наши котики нас спасут! Эй, а вы что, ещё не завели себе котика? Какое бесстыдство!...
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема