
«Лично для меня большое облегчение знать, что я не буду королем»
Стать королем в эпоху, когда радио начинает играть главную роль в распространении информации — это ли не проблема для человека, страдающего заиканием? Именно так воспринимал своё положение наследник британского престола, герцог Йоркский Альберт. Провалив выступление на закрытии имперской выставки на стадионе «Уэмбли» в 1925 году, его высочество благодарит Бога, что от трона его отделяет старший брат Эдуард. Однако, высокородному заике всё-таки предстоит надеть корону. Этот подлинный исторический сюжет, полный психологического драматизма, британский кинорежиссер Том Хупер взял за основу своего фильма «Король говорит».
В 2010 году картина была номинирована на премию «Оскар» в двенадцати категориях и получила четыре статуэтки. Высокой награды заслуженно удостоился и Колин Фёрт, сыгравший принца Альберта. Актёр держит зрителя в напряжении, заставляя сопереживать своему герою, заключённому в тиски недуга. Наблюдая на экране его терзания, ты готов поверить, что болезнь неизлечима. И тут на экране появляется новый персонаж — австралийский актёр-неудачник, логопед-самоучка Лайонел Лог. Подход этого странного врача к лечению шокирует принца.
«А лечение начать вы не намерены, доктор Лог?»
«Если только вы заинтересованы в лечении. Зовите меня Лайонел».
«Нет, предпочитаю «доктор».
«А я предпочитаю „Лайонел“ . Как я должен к вам обращаться?»
«Ваше высочество. И сэр после».
«Чересчур официально. Я предпочитаю имена».
«Принц Альберт Фредерик Артур Георг»
«Как вам „Берти“?»
«Только в семье меня так зовут».
«Прекрасно. Здесь полезнее быть в равном положении».
В равном положении с принцем Альбертом Лайонел Лог вовсе не искал выгоды для себя. Логопед обладал внутренней свободой, которая позволяет видеть в любом человеке не носителя званий и чинов, а просто живое существо, страдающее и нуждающееся в помощи. Своему именитому пациенту доктор Лог предложил те же методы лечения, что и всем остальным — дыхательные и физические упражнения, скороговорки. Но самыми целительными средствами для Альберта оказалась бескорыстие доктора, его дерзновенная смелость, готовность терпеть и прощать. Лайонел не просто вылечил принца от заикания. Благодаря дружбе с доктором Логом Альберт взошёл на престол другим человеком — сильным, великодушным. И когда в 1939 году для молодого короля, принявшего при коронации имя Георг Шестой, настал час сообщить народу о войне с фашистами, его воодушевляющие слова дошли до каждого сердца.
«Я прошу всех сохранять единство, и выдержку, и спокойствие в этот час испытаний. Задача эта нелегка. Впереди у нас горькие дни. И война сейчас выйдет далеко за поля сражений. Но мы должны поступить так, как считаем правильным. И благоговейно вручить нашу судьбу в руки Господа».
Умение вручить судьбу в руки Господа — это добродетель, именуемая смирением. Только человек, обладающий ею, видит корень своих недостатков, и, с Божьей помощью, преодолевает их. Только смиренный берет в руки жезл власти не ради себя, но ради соотечественников. Или восходит на свою Голгофу — как двоюродный дядя Альберта, российский император Николай Второй. Это родство невольно вспоминаешь, глядя на экран.
Том Хупер в своем фильме дал нам возможность проследить, как Георг Шестой постепенно обретает смирение. Оставив заботу о себе, он принимает ответственность за родину. Король ставит шах и мат своим эгоистическим комплексам. Король говорит!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер