Осенью 1968 года, на страницах газеты «Литературная Россия», Корней Иванович Чуковский напечатал одну из своих последних статей.
Она называлась «Вечерняя радуга» и была посвящена творчеству безвестного поэта из Тверской области, бывшего школьного учителя Семёна Воскресенского.
…Признаться, я сожалею, что это, едва ли не последнее произведение Чуковского о поэзии сельского стихотворца, не вошло в 15-томное собрание сочинений Корнея Ивановича, изданное в новом веке. Статья не кажется мне устаревшей. Как и оценки — Чуковским — открытого им дарования.
Дадим слово самому Корнею Ивановичу. Вот как он представлял поэта Семёна Воскресенского, читая, нет, декламируя свою статью — в тогдашнем радиоэфире:
«…Первое его стихотворение, которое я прочитал, — о школьнице, идущей по улице, весело размахивая ученической сумкой — в чём, казалось бы, нет ничего поэтичного. Но я не знаю других стихов, где была бы так артистически передана та мажорная музыка, какая поется в душе этой школьницы, еще не замутнённой ни страстями, ни дрязгами: «Еще ничем не потревоженная, / и ни в кого не влюблена, / она идет, и сумка кожаная / как будто птицами полна…»
Вообще он — мажорный поэт, — радостного и благодарного приятия жизни.
Даже стоя на своём сельском погосте, он славит вечную победу животворных, живительных сил над мнимо торжествующей смертью: «…Тянут тополи острые над могилами тень. / Упоительным островом разметалась сирень. / И в обители тления, за оградой ветвей / день и ночь в исступлении голосит соловей. / И любовь зарождается в чьём-то сердце простом, / и цветок поднимается над упавшим крестом…»
Замечу, друзья, что Чуковский пишет и говорит об очень традиционном поэте — на фоне бурного всплеска поэтического новаторства в те годы.
Давайте снова послушаем Корнея Чуковского:
«…Это были простые стихи хорошего простого человека, одаренного ясным и простосердечным талантом… В его искусстве нет и тени искусственности. Он подлинный художник Божьей милостью — без всяких косметических прикрас. Раздребёженность, расхлябанность формы нисколько не прельщает его.
При помощи простейших, зауряднейших слов он умеет порою создавать смелые и сложные образы, так гибки у него эти слова, так властно подчиняет он их своей творческой воле. Чаще всего его стихи выражают, рисуют незатейливую повседневность деревенского быта, которую он всегда озаряет горячим поэтическим светом, так как сила его именно в том, что все обычное он преображает в поэзию…»
Хочу обратить внимание на одну особенность газетной публикации статьи Чуковского о поэте Семёне Воскресенском. В выражении «художник Божьей милостью» — имя Бога прописано с маленькой буквы.
…Да, Корней Иванович не был религиозен. Но его порывистый отклик на чужое творчество, вдохновенные слова о чьей-то одарённости, простосердечности, таланте преображения — кажутся мне отмеченными духовным усилием.
Вместе с врождённым читательским вкусом оно и позволило умудрённому Чуковскому почувствовать своей душою — другую душу. Это, я думаю, дорогого стоит.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.