Армения – древнейшее из существующих ныне христианских государств. Христианская проповедь зазвучала на армянских землях еще в первом веке, когда сюда в рамках миссионерского путешествия пришел ученик Иисуса Христа, апостол Фаддей. С собой, как говорит армянское предание, Фаддей принес уникальную святыню – копье римского легионера Лонгина, которым умершему на кресте Спасителю было нанесена рана в область сердца. Об этом эпизоде говорится в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Легионер Лонгин впоследствии стал христианином и принял мученическую смерть за Спасителя.
Апостолу Фаддея удалось многих жителей Армении обратить ко Христу, принесенным копьем он совершал многие чудеса и исцеления. Деятельность апостола вызвала большое неудовольствие местных языческих жрецов, которые в итоге добились казни святого. Фаддей был погребен армянскими христианами, а над его могилой был основан монастырь Таде. Сегодня он находится на территории Ирана.
Копье Лонгина язычникам уничтожить не удалось. Армянские христиане смогли его надежно спрятать. Место, где хранилось копье, со временем превратилось в монастырь Гегардаванк (в переводе на русский – Монастырь копья). Святыня пребывала в Гегардаванке до 13 века, а затем была перенесена в главный монастырь Армянской церкви – Эчмиадзин, где находится до сих пор и доступна для поклонения.
В мире сегодня, кроме армянского Копья Лонгина, существуют еще три копья, которые претендуют на статус древней святыни. Это так называемые Ватиканское, Венское и Краковское копья. Однако после проведенных исследований было убедительно доказано, что Краковское копье является копией Венского, а Венское, в свою очередь, было изготовлено в 7 веке. Так называемое Ватиканское копье попало в Рим только в 15 веке – оно было привезено из Константинополя после его взятия турками.
Ватиканское копье по своей древности могло бы претендовать на то, чтобы быть тем самым евангельским копьем, если бы не один факт. Форма копья, его размеры не соотносятся с формой и размерами раны, нанесенной Христу и отобразившейся вместе с Его Телом на Туринской плащанице. Копье из Эчмиадзина – единственное, которое и по форме, и по размеру совпадает с раной Спасителя на Туринской плащанице. К сожалению, начиная с четвертого века Армянская церковь не состоит в общении с Православными Церквами. Тем не менее, армяне не препятствуют православным паломникам приезжать в Эчмиадзин и поклоняться великой святыне.
Кроме копья святого Лонгина в Армении хранятся другие почитаемые всеми христианами реликвии. К ним относится, например, частица Креста Спасителя, мощи апостола Анании, святого Григория Просветителя, мученицы Рипсимии. И, конечно же, в Армении вам обязательно расскажут, что именно на этой земле нашел пристань библейский ковчег святого Ноя, который, по армянском преданию, до сих пор находится во льдах на вершине горы Арарат.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о копье святого Лонгина и иных общехристианских святынях Армении.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.