Константин Коровин говорил, что в живописи главное — любовь и сердечность. Его этюд «На берегу моря в Крыму» — своего рода признание любви к Гурзуфу. На картине видны горы Дженевез-Кая и вторая дача Антона Павловича Чехова.

— Маргарита Константиновна, а не махнуть ли нам в Крым?
— Какая замечательная идея вас посетила, Андрей Борисович, пока я на кухне хлопотала. Запах вишнёвого пирога вдохновил отправиться на юг?
— Вашим пирогам я рад где угодно! А в Крым захотелось, пока листал альбом Константина Коровина. Вы только взгляните на этот пейзаж! Сказка!
— Да, я тоже очень люблю этюд «На берегу моря в Крыму». От его светлой гаммы в серебристых, жёлтых, розовых тонах веет свежестью, чистотой. А сколько жизни в этой небольшой зарисовке! Горячий воздух колышется, дама пьёт чай на тенистой веранде в кафе у самой кромки берега. И зритель буквально чувствует прохладный морской бриз.
— Да, художник сумел передать атмосферу побережья. Очень живописного, кстати. Интересно, что за местечко? Сможем мы сейчас отыскать его?
— Нет ничего сложного. Это Гурзуф.
— Небольшой посёлок неподалёку от Ялты? Вы уверены?
— Никаких сомнений. Хотя для творческой манеры Коровина характерна условность, схематичность в изображении деталей, пейзаж вполне узнаваем. Видите горы на заднем плане? Это Дженевез-Кая, что в переводе с тюркского означает «Генуэзская скала» — здесь некогда располагалась крепость, построенная генуэзцами. А чуть ближе, на мысе, среди камней, белых от солнечного света — видите? — маленький домик, дача Антона Павловича Чехова.
— Но насколько я помню, дача у Чехова была в Ялте?
— Ялтинская вилла «Белая дача» как магнит притягивала к себе почитателей чеховского таланта. Всякий курортник, едва знакомый с писателем, считал своим долгом его навестить. Постоянные гости мешали Антону Павловичу работать, и он купил маленький домик в Гурзуфе, чтобы иметь возможность уединения. Главным достоинством этого скромного жилища была непосредственная близость к морю и потрясающие виды. Гурзуфский дом, кстати, Чехов хотел подарить Константину Коровину.
— Подарить?
— Именно так. Художник в разговоре с Чеховым признался, что очарован Гурзуфом и хотел бы иметь там дачу. На что Антон Павлович отреагировал с присущей ему щедростью: «Зачем вы будете что-то покупать? Я отдам вам свой домик!».
— И что же Коровин?
— Отказался. Он был слишком щепетилен и деликатен, чтобы принять такой дорогой подарок. Чуть позже Константин Алексеевич сам построил в Гурзуфе неподалеку от побережья великолепный особняк.
— А это здание не видно на гурзуфском этюде?
— Нет, этюд написан в 1909 году, когда дома ещё не было. Вилла появится у Коровина только через год. И многие последующие картины крымского цикла художник напишет на её увитой розами террасе.
— То есть, работу «На берегу моря в Крыму» Коровин создал ещё до того, как пустил корни в Гурзуфе?
— Совершенно верно.
— Значит, можно сказать, что это одно из первых живописных признаний в любви к маленькому крымскому городку.
— Константин Коровин был бы доволен такой рецензией. Он не раз говорил, что в живописи главное — любовь и сердечность. Его картины полны тёплого чувства, и этюд «На берегу моря в Крыму» — не исключение.
— Я бы с удовольствием взглянул на картину в подлиннике.
— Так в чём же дело? Едем в Третьяковскую галерею прямо сейчас!
— Замечательно! А через недельку — в Гурзуф. Любоваться на белые камни Дженевез-Кая, ловить морской бриз и бродить по местам, которые помнят Чехова и Коровина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер