— Спасибо тебе, Андрюша, что привез меня сюда, в усадьбу Середниково! Я и не знала, что в паре километров от Зеленограда есть такой заповедный уголок. Мне нравится и архитектурный ансамбль, и парк, и речка Горетовка. А на противоположном берегу, смотри, какая деревенька очаровательная.
— Это село Лигачёво, им в своё время вот так же был очарован художник Константин Юон. Именно там он встретил свою единственную любовь и жену, Клавдию Алексеевну Никитину. Сейчас я покажу тебе, сестрёнка, её портрет, найду в интернете... Вот, посмотри. Работа называется «Утро в деревне. Хозяйка».
— Какая радостная картина! Она здесь, в усадьбе хранится?
— Нет, в Казани, в музее изобразительных искусств.
— Жаль, далеко, я бы полюбовалась. Написано восхитительно! Комната деревенского дома залита светом. Лучи струятся в распахнутое окно. Деревянный пол и мебель на солнце отливают золотом. В комнате тепло, хозяйка ходит босая. На ней длинная тёмная юбка и белая лёгкая маечка. Женщина достала из резного буфета кувшин, мешочек с мукой, наверное, собирается замешивать тесто. Она настоящая красавица — круглолицая, большеглазая, с косой до пояса.
— Вот эта русская красота и поразила Константина Юона, когда он впервые увидел Клавдию Алексеевну в тысяча девятисотом году. Художнику тогда исполнилось двадцать пять лет. Он стоял с этюдником на берегу Горетовки, а она неспешно поднималась от речки с полными вёдрами на коромысле. Девушка двигалась величаво и плавно, словно плыла, как лебедь по воде.
— Художник полюбил красавицу с первого взгляда?
— Да и счастливо прожил с ней всю свою жизнь. А ведь многие сомневались, что этот союз будет прочным.
— Кто сомневался?
— В первую очередь родители художника.
— Почему?
— Клавдия Алексеевна была из крестьян, и Юоны посчитали, что она не пара их сыну.
— По материальному положению?
— Да, семья художника была весьма состоятельной — отец владел страховой компанией в Москве. Но дело не только в этом. Константин вырос в творческой атмосфере. В доме Юонов устраивали концерты и спектакли, для которых сами писали сценарии, шили костюмы, расписывали декорации. И родителям казалась, что девушка, далёкая от искусства, не может стать настоящей подругой их сыну. Константин все-таки женился, и отец с матерью долго на него сердились.
— Но потом они помирились?
— Художник много лет пытался восстановить отношения с родителями, это было нелегко. Однако же, когда мама с папой смирились и познакомились поближе с Клавдией Алексеевной, она стала их любимой невесткой. Можно сказать, дочкой.
— Опасения, что крестьянка не сможет разделить творческий путь художника, оказались напрасными?
— Конечно! Клавдия Никитина выросла на природе и очень тонко чувствовала красоту. Константин Фёдорович доверял её вкусу, советовался, когда писал картины. Но родителей Юона Клавдия Алексеевна покорила не способностью понимать живопись, а кротостью, добротой, отзывчивостью и радушием.
— Все эти качества супруги Константин Юон смог отобразить на картине «Утро в деревне. Хозяйка». От облика женщины на полотне веет теплом. Смотришь и понимаешь, что она любит и любима.
— Полотно написано в 1924 году, к этому моменту супруги прожили вместе уже почти четверть века, но тепла в отношениях не утратили. Да что там, они сохранили его до самой смерти.
Картину Константина Юона «Утро в деревне. Хозяйка» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани.
Все выпуски программы: Краски России
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.