
— Спасибо тебе, Андрюша, что привез меня сюда, в усадьбу Середниково! Я и не знала, что в паре километров от Зеленограда есть такой заповедный уголок. Мне нравится и архитектурный ансамбль, и парк, и речка Горетовка. А на противоположном берегу, смотри, какая деревенька очаровательная.
— Это село Лигачёво, им в своё время вот так же был очарован художник Константин Юон. Именно там он встретил свою единственную любовь и жену, Клавдию Алексеевну Никитину. Сейчас я покажу тебе, сестрёнка, её портрет, найду в интернете... Вот, посмотри. Работа называется «Утро в деревне. Хозяйка».
— Какая радостная картина! Она здесь, в усадьбе хранится?
— Нет, в Казани, в музее изобразительных искусств.
— Жаль, далеко, я бы полюбовалась. Написано восхитительно! Комната деревенского дома залита светом. Лучи струятся в распахнутое окно. Деревянный пол и мебель на солнце отливают золотом. В комнате тепло, хозяйка ходит босая. На ней длинная тёмная юбка и белая лёгкая маечка. Женщина достала из резного буфета кувшин, мешочек с мукой, наверное, собирается замешивать тесто. Она настоящая красавица — круглолицая, большеглазая, с косой до пояса.
— Вот эта русская красота и поразила Константина Юона, когда он впервые увидел Клавдию Алексеевну в тысяча девятисотом году. Художнику тогда исполнилось двадцать пять лет. Он стоял с этюдником на берегу Горетовки, а она неспешно поднималась от речки с полными вёдрами на коромысле. Девушка двигалась величаво и плавно, словно плыла, как лебедь по воде.
— Художник полюбил красавицу с первого взгляда?
— Да и счастливо прожил с ней всю свою жизнь. А ведь многие сомневались, что этот союз будет прочным.
— Кто сомневался?
— В первую очередь родители художника.
— Почему?
— Клавдия Алексеевна была из крестьян, и Юоны посчитали, что она не пара их сыну.
— По материальному положению?
— Да, семья художника была весьма состоятельной — отец владел страховой компанией в Москве. Но дело не только в этом. Константин вырос в творческой атмосфере. В доме Юонов устраивали концерты и спектакли, для которых сами писали сценарии, шили костюмы, расписывали декорации. И родителям казалась, что девушка, далёкая от искусства, не может стать настоящей подругой их сыну. Константин все-таки женился, и отец с матерью долго на него сердились.
— Но потом они помирились?
— Художник много лет пытался восстановить отношения с родителями, это было нелегко. Однако же, когда мама с папой смирились и познакомились поближе с Клавдией Алексеевной, она стала их любимой невесткой. Можно сказать, дочкой.
— Опасения, что крестьянка не сможет разделить творческий путь художника, оказались напрасными?
— Конечно! Клавдия Никитина выросла на природе и очень тонко чувствовала красоту. Константин Фёдорович доверял её вкусу, советовался, когда писал картины. Но родителей Юона Клавдия Алексеевна покорила не способностью понимать живопись, а кротостью, добротой, отзывчивостью и радушием.
— Все эти качества супруги Константин Юон смог отобразить на картине «Утро в деревне. Хозяйка». От облика женщины на полотне веет теплом. Смотришь и понимаешь, что она любит и любима.
— Полотно написано в 1924 году, к этому моменту супруги прожили вместе уже почти четверть века, но тепла в отношениях не утратили. Да что там, они сохранили его до самой смерти.
Картину Константина Юона «Утро в деревне. Хозяйка» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер