Константин Юон. «Утро в деревне. Хозяйка» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Юон. «Утро в деревне. Хозяйка»

* Поделиться
Фото: PxHere

— Спасибо тебе, Андрюша, что привез меня сюда, в усадьбу Середниково! Я и не знала, что в паре километров от Зеленограда есть такой заповедный уголок. Мне нравится и архитектурный ансамбль, и парк, и речка Горетовка. А на противоположном берегу, смотри, какая деревенька очаровательная.

— Это село Лигачёво, им в своё время вот так же был очарован художник Константин Юон. Именно там он встретил свою единственную любовь и жену, Клавдию Алексеевну Никитину. Сейчас я покажу тебе, сестрёнка, её портрет, найду в интернете... Вот, посмотри. Работа называется «Утро в деревне. Хозяйка».

— Какая радостная картина! Она здесь, в усадьбе хранится?

— Нет, в Казани, в музее изобразительных искусств.

— Жаль, далеко, я бы полюбовалась. Написано восхитительно! Комната деревенского дома залита светом. Лучи струятся в распахнутое окно. Деревянный пол и мебель на солнце отливают золотом. В комнате тепло, хозяйка ходит босая. На ней длинная тёмная юбка и белая лёгкая маечка. Женщина достала из резного буфета кувшин, мешочек с мукой, наверное, собирается замешивать тесто. Она настоящая красавица — круглолицая, большеглазая, с косой до пояса.

— Вот эта русская красота и поразила Константина Юона, когда он впервые увидел Клавдию Алексеевну в тысяча девятисотом году. Художнику тогда исполнилось двадцать пять лет. Он стоял с этюдником на берегу Горетовки, а она неспешно поднималась от речки с полными вёдрами на коромысле. Девушка двигалась величаво и плавно, словно плыла, как лебедь по воде.

— Художник полюбил красавицу с первого взгляда?

— Да и счастливо прожил с ней всю свою жизнь. А ведь многие сомневались, что этот союз будет прочным.

— Кто сомневался?

— В первую очередь родители художника.

— Почему?

— Клавдия Алексеевна была из крестьян, и Юоны посчитали, что она не пара их сыну.

— По материальному положению?

— Да, семья художника была весьма состоятельной — отец владел страховой компанией в Москве. Но дело не только в этом. Константин вырос в творческой атмосфере. В доме Юонов устраивали концерты и спектакли, для которых сами писали сценарии, шили костюмы, расписывали декорации. И родителям казалась, что девушка, далёкая от искусства, не может стать настоящей подругой их сыну. Константин все-таки женился, и отец с матерью долго на него сердились.

— Но потом они помирились?

— Художник много лет пытался восстановить отношения с родителями, это было нелегко. Однако же, когда мама с папой смирились и познакомились поближе с Клавдией Алексеевной, она стала их любимой невесткой. Можно сказать, дочкой.

— Опасения, что крестьянка не сможет разделить творческий путь художника, оказались напрасными?

— Конечно! Клавдия Никитина выросла на природе и очень тонко чувствовала красоту. Константин Фёдорович доверял её вкусу, советовался, когда писал картины. Но родителей Юона Клавдия Алексеевна покорила не способностью понимать живопись, а кротостью, добротой, отзывчивостью и радушием.

— Все эти качества супруги Константин Юон смог отобразить на картине «Утро в деревне. Хозяйка». От облика женщины на полотне веет теплом. Смотришь и понимаешь, что она любит и любима.

— Полотно написано в 1924 году, к этому моменту супруги прожили вместе уже почти четверть века, но тепла в отношениях не утратили. Да что там, они сохранили его до самой смерти.

Картину Константина Юона «Утро в деревне. Хозяйка» можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем