Жила в одном селе семья саамов: муж-охотник, его жена и дочь.
Саамы — это название древней народности на Кольском полуострове, прежнее её название было «лопари». Поэтому наших саамов так и звали: Лопарь, Лопариха и Лопка. Жили лопари в большой веже(ударение) — бревенчатой избушке, крытой оленьими шкурами, и всё бы хорошо, да только повадились к ним домой экскурсии ходить. Лопари — народ гостеприимный, но разве выдержишь, когда всякий норовит на твоей кровати из оленьих шкур сфотографироваться и сосновой каши с салом попробовать?
— Придётся нам покинуть это место, — сказал однажды отец семейства. — Я в разных местах рыбачил и знаю на реке необитаемый остров, где нас никто не найдёт.
Взяли с собой лопари всевозможных запасов на зиму — муку, крупу, сахар, конфет для Лопки — и перебрались на остров, где когда-то их предки от набегов шведов и чуди прятались. Выкопали подземную избушку, чтобы её с реки не было видно, и завели свой порядок. Деревья рубили под самый корень, и пни засыпали землёй, огонь в землянке разжигали только по ночам. Хорошо, спокойно зажили лопари.
Но вот что дальше приключилась. Всю зиму Лопка обёртки от своих конфет под дерево бросала, потому что лень их было к печке относить. Пришла весна — лёд растаял, и поплыли серебристые обёртки вниз по реке, как кораблики.
Увидел их в городе с набережной Главный Экскурсовод и догадался, что семья лопарей на острове прячется. Сел на быстроходный катер с мотором и стал на реке все острова объезжать, даже такие, куда рыбаки не заглядывали. Нашёл он землянку лопарей и говорит:
— Это очень хорошо, что вы теперь на острове поселились. Будем к вам туристов на катерах и лодках возить — это в пять раз дороже. А вы начните делать на продажу всякие брошки из оленьей кожи, подушечки для иголок из красного мха, подставки для планшетов из щучьих челюстей, и тоже разбогатеете. И побольше сайны варите — мыла из рыбьего жира, прокипяченного с золой — каким лопари в древности мылись. Мы сайну иностранцам за валюту будем продавать.
Как только Главный Экскурсовод уехал, лопари в ту же ночь собрали свои пожитки — и бегом с острова. Они потом в прибрежной деревне обычный дом себе купили, чтобы никто им жить спокойно не мешал.
А тот остров с землянкой теперь называется «туристический городок «Древняя стоянка лопарей». На нём давно все деревья вырубили, полным полно сувенирных лавок, и кафе, и гостевых домов настроили.
Всякий раз, когда Лопарь на своей лодке проплывает мимо острова, он говорит Лопке: «Вот тебе и конфетки! Теперь ты видишь, какие от маленькой небрежности и лени большие последствия бывают?»
(по мотивам саамской сказки)
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.