
https://www.flickr.com/photos/spbpda/46960059525/in/photostream/
Выведя евреев из Египта, Бог продолжил попечение о спасенном Им народе. Через пророка Моисея Господь повелел создать место, где Он мог бы пребывать видимым образом. Так появилась Скиния собрания. Скиния представляла собой большой разборный шатер, обращенный на запад и имеющий огороженную территорию. Оригинальный текст Библии сообщает нам, что древние евреи называли скинию «мишкан». В переводе на русский язык это означает — «место пребывания». В скинии пребывала слава Божия. Ее, похожую на яркий свет, воочию созерцали Моисей и его брат Аарон, когда заходили в главную часть скинии — святая святых. Остальные евреи видели присутствие Бога иначе — в виде облака, которое ежедневно обволакивало скинию и ее двор. Скиния одновременно позволяла иудеям ощущать присутствие Бога, но не открывала тайну Его облика. Такая особенность была связана с тем, что скиния являлась пророческим символом — символом служения Богородицы Марии. Господь реально присутствовал в скинии, также реально Сын Божий вселился в Деву Марию и родился от Нее в нашем мире. Этот смысл заложен в одном из главных песнопений праздника Введения во храм Божией Матери — кондаке. О его истории и содержании рассказывает священник Антоний Борисов.
Дева Мария была введена в Иерусалимский храм в возрасте трех лет. Ее родители Иоаким и Анна к тому моменту были уже старыми людьми и не могли позаботиться о воспитании своей Дочери. Поэтому они решили отдать Марию на воспитание в храм Соломона, при котором существовал приют для девочек. Но это была не главная причина. Прежде всего, Иоаким и Анна понимали, что их Дочь дарована им Богом и поэтому они хотели посвятить Ее Господу. Когда Иоаким и Анна привели Богоматерь на территорию храма, священник Захария под действием благодати Господней решился на неожиданный шаг. Он не просто ввел Богородицу в храм, куда могли заходить только священники, но и открыл для нее Святое святых — место, где духовно присутствовал Бог. Об этом и говорит нам текст кондака:
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное».
В переводе на русский язык этот текст звучит так:
«Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Её воспевает Ангелы Божии; Она — скиния Небесная».
Богослужение праздника Введения во храм Божией Матери сложилось довольно поздно — только в 8-9-м веках. По новому стилю Введение отмечается 4-го декабря. Начиная с этого дня в православных храмах начинается период подготовки к празднованию Рождества Христова. Так Церковь показывает — Дева Мария сначала входит в храм Соломона, а затем Сама становится живым храмом — вместилищем Сына Божьего Иисуса Христа. Давайте послушаем кондак Введения в исполнении хора Санкт-Петербургской духовной академии.
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







