
Илья Муромский
Недавно я стал анализировать, что больше всего изматывает душу. И нашел. Лень. Например, если мне чего-то не хочется делать, а сроки уже поджимают. В такие моменты хочется забросить всё на самую дальнюю полку, и заняться чем угодно, но только не этим срочным делом.
Скажем, до сдачи курсовой работы осталось всего три дня, и именно сейчас надо поднапрячься, выполнить всё на высшем уровне. Но нет... Не все так просто. Курсовая так и остается в виде пустого титульного листа за 20 часов до сдачи.
Нужно куда-то съездить, что-то отвезти к определенному сроку, я тоже тяну до последного...
Говорят, это все происходит от того, что нет достаточной мотивации, чтобы действовать. Я не мог ее найти. Пока не произошло вот что:
Однажды после очередной воскресной службы в храме ко мне подошёл настоятель, отец Максим с просьбой: «Скоро День Победы. Надо бы организовать для наших прихожан концерт. Я же знаю, что ты человек пишущий. Ты не мог бы составить сценарий, позвать своих друзей-музыкантов и сам выступить свои стихи почитать?»
Сказать, что я был удивлен — это ничего не сказать. У меня были совершенно другие планы на ближайший месяц, и я совсем не хотел их менять. Аккуратно попытался спросить отца Максима, нет ли кого-нибудь ещё, кто бы мог бы этим заняться?
Выступить со своим репертуаром не вопрос, я всегда за, но писать длиннющий текст — это было неподъемно! Фактически, сценарий — это та же курсовая или реферат, его так же надо продумывать, расписывать. Именно то, что я больше всего не люблю.
Но тут, как бы перебивая мои мысли, в диалог вступила моя мама. Она просто сказала за меня, что я всё обязательно сделаю. Видимо она почувствовала, что я собираюсь отказаться. А вот это меня уже конкретно рассердило. «Я не хочу этим заниматься! Почему меня даже не спрашивают?! Это полный беспредел» — крутилось у меня в голове.
И снова, как бы слыша эти слова, мама сказала уже мне: «Илюш! В нашем храме итак нет молодёжи. Все взрослые заняты работой и семьями. Чего тебе стоит один раз помочь батюшке, тем более, он раньше тебя ни о чём не просил. Потрудись во Славу Божию! Попробуй хотя бы раз в своей жизни наступить на жало собственной гордыне и лености».
Ну, что тут сделаешь? С одной стороны я был против, но с другой понимал, что в этих словах — большая доля правды. Не придерешься и не подкопаешься. Делать было нечего, и я взялся за работу.
Неделя напряжения, нервов, борьбы с собой. И сценарий был готов, концертные номера с друзьями были отрепетированы.
Наступил тот самый день. Стоя на сцене, я лишь мечтал, чтобы всё это поскорее закончилось. Мы пели, читали стихи. И неожиданно для себя я увидел в зале глаза. Глаза зрителей. И их счастливые лица. Они светились так, как будто только что исполнились их самые заветные мечты и желания.
Я оторопел и даже немного запнулся, читая текст своего конферанса. Ведь пока я организовывал этот концерт, мне казалось, что он нужен всего лишь для некой формальной отчётности. Кого он может заинтересовать? У людей, что, других дел нет, кроме как смотреть на выступление простых ребят? И я ошибся. На нас смотрели взглядом, наполненным теплом и радостью.
После концерта к нам стали подходить и говорить приятные слова. А мне было стыдно. Каждая сказанная благодарность колола в сердце. Месяц назад я чуть ли не проклинал всё на свете из-за того, что взялся за организацию. Несколько раз я порывался позвонить отцу настоятелю и всё отменить. И оказывается, лишить людей, да и себя радости...
Когда я пришел домой, задумчивый и, наверное, смущенный, мама снова, будто бы прочитала мои мысли. Подошла и сказала: «Вот видишь, как здорово всё получилось! Господь завещал любить друг друга, а любовь — это, в том числе, жертва во имя ближнего. Ты взял себя в руки, потерпел немного и принес людям радость».
После того случая я провёл ещё несколько концертов. Не скрою, сценарии я не люблю составлять и сейчас, равно как и все большие письменные работы. Но теперь в борьбе с моей ленью мне сильно помогает воспоминание о моем первом выступлении на приходе нашего храма. Кажется, я нашел мотивацию. Делать что-то для других. Это помогает в борьбе с ленью. Нельзя сидеть на месте. Надо, пока есть время, спешить творить добро!
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер