Когда привязался я к Тебе, любовь моя, все прежние узы мои рассыпались.
Смотрю, как ласточка тревожно мечется над разорённым гнездом своим, и говорю: не привязан я ко гнезду своему.
Смотрю на сына, скорбящего об умершем отце, и говорю: «Не привязан я к родителям своим».
Смотрю как задыхается оставшаяся без воды рыба, и говорю: «Вот так и я, если исторгнут меня из объятий Твоих, в единый миг задохнусь, словно рыба, выброшенная на песок».
Но разве мог я столь безвозвратно утонуть в Тебе и жить, если бы прежде никогда не пребыл в Тебе? Воистину, пребывал я в Тебе от начала Твоего, оттого и чувствую себя, как в родном доме.
Существует вечность в вечности, так же как существует продолжительность во времени. В одной вечности пребывал Ты, Господи, в несказанной неизменности Твоей и вечернем блаженстве.
Тогда ипостаси Твои, конечно, уже были в Тебе, ибо не могли не быть.
Но ещё не созерцали Друг Друга оттого, что ещё не познали различности своей. В другой вечности был Ты в утреннем блаженстве Своём и ипостаси узнали и созерцали Друг Друга.
Не было ни Отца прежде Сына, ни Сына прежде Отца, ни Духа Святого не было до или после Отца и Сына.
Словно человек, просыпаясь, открывает одновременно оба глаза, также и ипостаси Твои вдруг и одновременно открылись в Тебе. Нет Отца без Сына, нет ни Сына без Духа Святого.
Когда ложусь я на берегу озера своего и засыпаю сном без сновидений, то не умирает во мне ни сила сознания, ни желание, ни действие.
Но когда солнце рассыплет золото по озеру, я пробуждаюсь, как триединство — сознания, желания и действия.
Это — отражение Твоей истории в душе моей, Господи — толкователь жизни моей. Разве история моей души не есть толкование всей истории сотворения, всего рассыпавшегося и соединённого? И моя душа, прости дерзость мою, толкование Тебе, Отче мой, Отечество мое. Так спаси же меня, Отчизна моя, от нашествия иноплеменников. Свет мой, изгони всякий мрак из крови моей. Жизнь моя, сожги все пятна смерти на душе и плоти моей.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Крестовоздвижения;
— Слова Патриарха Кирилла о распространении неоязычества сегодня;
— Инициатива о запрете преподавания теории Дарвина в школах;
— Научный и христианский взгляды на мир;
— Обсуждение законопроекта о запрете движения «чайлдфри».
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 27.09.2024». Алексей Соколов
- «Развитие детей разных возрастов». Наталья Васюкова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 27.09.2024». Алексей Соколов
Теперь каждую пятницу ведущие, гости и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алла Митрофанова, Константин Мацан, Анна Леонтьева и Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов вынесли на обсуждение темы:
— Новый номер журнала «Фома». Христианские мотивы в литературе и кино;
— Возрождение жизни в малых городах на примере Осташкова;
— Первый международный философский форум «Осмысляя Россию»;
— Важность личных отношений с Богом.
Ведущие: Алла Митрофанова, Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Константин Юон. «У Псковского собора»
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России