
Фото: Yannis Papanastasopoulos / Unsplash
— Андрюша, помнишь, в Тюменской картинной галерее мы видели картину Карла Лемоха «Выздоравливающая»?
— Конечно, помню, Алла. Там главная героиня — маленькая девочка из бедной крестьянской семьи.
— Полотно этого замечательного художника есть и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера». Вот, смотри — называется «Дети у пианино». И тут мы видим уже не деревенских ребятишек, а наследников состоятельной семьи.
— Не просто состоятельной — царской. Девочка в красном платье, играющая на пианино — дочь императора Александра Третьего, великая княжна Ксения. Мальчик в матросском костюме, что стоит рядом с инструментом — её брат, великий князь Михаил.
— Ребята выглядят спокойными, благополучными. Картина «Дети у пианино» разительно отличается по настроению от полотна из Тюмени.
— И по настроению, и по содержанию. И не только от произведения «Выздоравливающая», но и от большинства работ живописца. Карл Лемох в основном писал жанровые полотна, посвящённые сельской жизни. Крестьянский быт всегда оставался главной темой его творчества. «Дети у пианино» — одна из немногих картин, созданных под сводами царских хором.
— В Санкт-Петербурге?
— Да, в Аничковом дворце на Невском проспекте. Это здание на углу набережной реки Фонтанки построили по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Александр Третий получил великолепный особняк в подарок на свадьбу от своего отца. Здесь родились и выросли его дети.
— По обстановке в детской комнате и не скажешь, что это царский дворец. Всё так просто. Пианино, на нём подсвечники. Камин, облицованный светлой керамической плиткой, в углу фикус в кадке. Уютно, но никакой роскоши.
— Романовы воспитывали наследников в спартанских условиях. Сыновья и дочери Александра Третьего спали на жёстких кроватях, умывались холодной водой, на завтрак ели простую кашу. Царь инструктировал гувернанток: «Дети должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, в меру шалить. Не потакайте им, в особенности не спускайте лени».
— Лени? А какие у императорских наследников дела?
— У царевичей и царевен был очень насыщенный график занятий. Они изучали несколько языков, историю, литературу, географию, биологию. Занимались гимнастикой и танцами.
— А ещё музыкой, если верить картине Карла Лемоха.
— Конечно же, художнику нужно верить! Картина написана в 1886 году. В то время Лемох часто бывал в Аничковом дворце и видел царских детей.
— Правда? А почему?
— Он преподавал юным Романовым рисование.
— А вот интересно, Андрей, а почему именно Лемоху поручили учить царских детей?
— Уверен, что определяющим качеством здесь была исключительная порядочность художника. От него никогда не слышали дурного слова ни о ком.
— Он настолько прилежно соблюдал правила этикета?
— Дело не в этикете, а в чуткости и деликатности. Как раз дворцовые правила Лемох не раз нарушал по своей простоте душевной. Мог, например, заговорить с царём, хотя по регламенту это недопустимо. И император поддерживал разговор. Ему нравилось искреннее дружелюбие Карла Викентьевича, его честность, открытость, доброта.
— Благодаря этим качествам художник и создавал такие тёплые картины.
— Это верно. Карл Лемох писал с нежной симпатией к своим героям. С сочувствием и без лести. На полотне «Дети у пианино» царские наследники предстают не потомками венценосной династии, а простыми ребятишками. Художнику важнее всего, что они переживают чудесный период жизни — время чистых мыслей и светлых надежд.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера»
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема