
Фото: Yannis Papanastasopoulos / Unsplash
— Андрюша, помнишь, в Тюменской картинной галерее мы видели картину Карла Лемоха «Выздоравливающая»?
— Конечно, помню, Алла. Там главная героиня — маленькая девочка из бедной крестьянской семьи.
— Полотно этого замечательного художника есть и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера». Вот, смотри — называется «Дети у пианино». И тут мы видим уже не деревенских ребятишек, а наследников состоятельной семьи.
— Не просто состоятельной — царской. Девочка в красном платье, играющая на пианино — дочь императора Александра Третьего, великая княжна Ксения. Мальчик в матросском костюме, что стоит рядом с инструментом — её брат, великий князь Михаил.
— Ребята выглядят спокойными, благополучными. Картина «Дети у пианино» разительно отличается по настроению от полотна из Тюмени.
— И по настроению, и по содержанию. И не только от произведения «Выздоравливающая», но и от большинства работ живописца. Карл Лемох в основном писал жанровые полотна, посвящённые сельской жизни. Крестьянский быт всегда оставался главной темой его творчества. «Дети у пианино» — одна из немногих картин, созданных под сводами царских хором.
— В Санкт-Петербурге?
— Да, в Аничковом дворце на Невском проспекте. Это здание на углу набережной реки Фонтанки построили по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Александр Третий получил великолепный особняк в подарок на свадьбу от своего отца. Здесь родились и выросли его дети.
— По обстановке в детской комнате и не скажешь, что это царский дворец. Всё так просто. Пианино, на нём подсвечники. Камин, облицованный светлой керамической плиткой, в углу фикус в кадке. Уютно, но никакой роскоши.
— Романовы воспитывали наследников в спартанских условиях. Сыновья и дочери Александра Третьего спали на жёстких кроватях, умывались холодной водой, на завтрак ели простую кашу. Царь инструктировал гувернанток: «Дети должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, в меру шалить. Не потакайте им, в особенности не спускайте лени».
— Лени? А какие у императорских наследников дела?
— У царевичей и царевен был очень насыщенный график занятий. Они изучали несколько языков, историю, литературу, географию, биологию. Занимались гимнастикой и танцами.
— А ещё музыкой, если верить картине Карла Лемоха.
— Конечно же, художнику нужно верить! Картина написана в 1886 году. В то время Лемох часто бывал в Аничковом дворце и видел царских детей.
— Правда? А почему?
— Он преподавал юным Романовым рисование.
— А вот интересно, Андрей, а почему именно Лемоху поручили учить царских детей?
— Уверен, что определяющим качеством здесь была исключительная порядочность художника. От него никогда не слышали дурного слова ни о ком.
— Он настолько прилежно соблюдал правила этикета?
— Дело не в этикете, а в чуткости и деликатности. Как раз дворцовые правила Лемох не раз нарушал по своей простоте душевной. Мог, например, заговорить с царём, хотя по регламенту это недопустимо. И император поддерживал разговор. Ему нравилось искреннее дружелюбие Карла Викентьевича, его честность, открытость, доброта.
— Благодаря этим качествам художник и создавал такие тёплые картины.
— Это верно. Карл Лемох писал с нежной симпатией к своим героям. С сочувствием и без лести. На полотне «Дети у пианино» царские наследники предстают не потомками венценосной династии, а простыми ребятишками. Художнику важнее всего, что они переживают чудесный период жизни — время чистых мыслей и светлых надежд.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера»
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов