
Фото: Yannis Papanastasopoulos / Unsplash
— Андрюша, помнишь, в Тюменской картинной галерее мы видели картину Карла Лемоха «Выздоравливающая»?
— Конечно, помню, Алла. Там главная героиня — маленькая девочка из бедной крестьянской семьи.
— Полотно этого замечательного художника есть и здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера». Вот, смотри — называется «Дети у пианино». И тут мы видим уже не деревенских ребятишек, а наследников состоятельной семьи.
— Не просто состоятельной — царской. Девочка в красном платье, играющая на пианино — дочь императора Александра Третьего, великая княжна Ксения. Мальчик в матросском костюме, что стоит рядом с инструментом — её брат, великий князь Михаил.
— Ребята выглядят спокойными, благополучными. Картина «Дети у пианино» разительно отличается по настроению от полотна из Тюмени.
— И по настроению, и по содержанию. И не только от произведения «Выздоравливающая», но и от большинства работ живописца. Карл Лемох в основном писал жанровые полотна, посвящённые сельской жизни. Крестьянский быт всегда оставался главной темой его творчества. «Дети у пианино» — одна из немногих картин, созданных под сводами царских хором.
— В Санкт-Петербурге?
— Да, в Аничковом дворце на Невском проспекте. Это здание на углу набережной реки Фонтанки построили по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Александр Третий получил великолепный особняк в подарок на свадьбу от своего отца. Здесь родились и выросли его дети.
— По обстановке в детской комнате и не скажешь, что это царский дворец. Всё так просто. Пианино, на нём подсвечники. Камин, облицованный светлой керамической плиткой, в углу фикус в кадке. Уютно, но никакой роскоши.
— Романовы воспитывали наследников в спартанских условиях. Сыновья и дочери Александра Третьего спали на жёстких кроватях, умывались холодной водой, на завтрак ели простую кашу. Царь инструктировал гувернанток: «Дети должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, в меру шалить. Не потакайте им, в особенности не спускайте лени».
— Лени? А какие у императорских наследников дела?
— У царевичей и царевен был очень насыщенный график занятий. Они изучали несколько языков, историю, литературу, географию, биологию. Занимались гимнастикой и танцами.
— А ещё музыкой, если верить картине Карла Лемоха.
— Конечно же, художнику нужно верить! Картина написана в 1886 году. В то время Лемох часто бывал в Аничковом дворце и видел царских детей.
— Правда? А почему?
— Он преподавал юным Романовым рисование.
— А вот интересно, Андрей, а почему именно Лемоху поручили учить царских детей?
— Уверен, что определяющим качеством здесь была исключительная порядочность художника. От него никогда не слышали дурного слова ни о ком.
— Он настолько прилежно соблюдал правила этикета?
— Дело не в этикете, а в чуткости и деликатности. Как раз дворцовые правила Лемох не раз нарушал по своей простоте душевной. Мог, например, заговорить с царём, хотя по регламенту это недопустимо. И император поддерживал разговор. Ему нравилось искреннее дружелюбие Карла Викентьевича, его честность, открытость, доброта.
— Благодаря этим качествам художник и создавал такие тёплые картины.
— Это верно. Карл Лемох писал с нежной симпатией к своим героям. С сочувствием и без лести. На полотне «Дети у пианино» царские наследники предстают не потомками венценосной династии, а простыми ребятишками. Художнику важнее всего, что они переживают чудесный период жизни — время чистых мыслей и светлых надежд.
Картину Виктора Васнецова «Портрет Елизаветы Мамонтовой» можно увидеть в Архангельском музее «Художественная культура Русского севера»
Все выпуски программы: Краски России
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема