Лауреат Нобелевской премии — Карл Ландштейнер — открыл и исследовал группы крови. Также в 1908 году он совершил прорыв в медицине, доказав, что у полиомиелита не бактериальная, а вирусная природа.
С детства Карл любил наблюдать за животными, птицами и насекомыми, изучать их повадки. Увлечение естественными науками поддержала мать Карла, купив ему учебники по ботанике и биологии. Ландштейнер стал врачом-иммунологом. Будучи ассистентом кафедры анатомии Венского университета, в 1900 году он пришёл к выводу, что между кровью разных людей может существовать как определённая взаимосвязь, так и, напротив, существенная разница. Именно Карл открыл, что существует четыре типа (или группы) крови, в соответствии с принципом совместимости групп и следует подбирать донора при переливании.
Когда медицинское сообщество смогло оценить открытие Карла Ландштейнера по достоинству и в полной мере?

Зимним вечером 1900 года врач-иммунолог, ассистент кафедры анатомии Венского университета Карл Ландштейнер засиделся у себя в лаборатории. Он экспериментировал с образцами крови, которые накануне взял у себя и нескольких своих сотрудников, и заметил любопытную особенность: плазма крови доктора Плетчинга соединилась с клетками крови доктора Штурли, и наоборот. При этом кровь самого Ландштейнера никак не отреагировала на образцы, взятые у коллег. Это навело исследователя на мысль о том, что между кровью разных людей может существовать как определённая взаимосвязь, так и, напротив, существенная разница. А вот какая — это учёному и предстояло выяснить.
Карл Ландштейнер вспомнил об опытах по переливанию крови. Ещё с середины XIX века некоторые доктора применяли переливание в качестве терапии. Правда, если одних пациентов этот способ возвращал к жизни, то других почему-то приводил к летальному исходу. Почему — никто пока объяснить не мог. Глядя в микроскоп на поведение плазмы и клеток трёх разных образцов крови, Ландштейнер чувствовал небольшое волнение. Доктору показалось, что он нашёл ответ на этот вопрос.
Учёный потёр уставшие глаза и откинулся на спинку стула. Ему вспомнилось детство. Мать воспитывала Карла одна — отец умер, когда мальчику не исполнилось и шести лет. Фанни Ландштейнер была учительницей музыки. Она хотела, чтобы и сын её стал музыкантом. Но куда больше, чем разучивать ноты, мальчик любил наблюдать за животными, птицами и насекомыми, изучать их повадки. Однажды он принёс домой голубя со сломанным крылом и сам его вылечил. Любознательный ребёнок задавал матери вопросы, весьма далёкие от музыки. Почему больно, когда уколешься швейной иглой? Почему из разбитой коленки идёт кровь? Ничего из этого женщина объяснить ему не могла. Зато поняла: не нужно навязывать сыну будущее. Карл явно интересовался естественными науками. Мать купила Карлу учебники по ботанике и биологии, от которых мальчик пришёл в восторг, наняла лучших учителей. Это благодаря ей он — доктор Карл Ландштейнер, учёный, исследователь, сотрудник одного из самых известных европейских университетов — стоит сейчас на пороге большого открытия.
В течение года Ландштейнер упорно и скрупулёзно проводил опыты по взаимодействию плазмы и клеток крови. И в начале 1901 года опубликовал в «Венском медицинском вестнике» статью под названием «Об агглютинативных свойствах нормальной человеческой крови». За сложными специализированными терминами скрывалась простая закономерность: существует четыре типа (или группы) крови; в соответствии с принципом совместимости групп и следует подбирать донора при переливании. Открытие стало настоящей сенсацией — оно в прямом смысле спасло жизни тысячам людей. Теперь, переливая кровь, врачи могли быть уверены, что пациент останется жив. В полной мере принцип Ландштейнера медицинское сообщество оценило в годы Первой мировой войны. Благодаря ему десятки тысяч раненых возвращались в строй.
А Ландштейнер продолжал работать. В 1908 году он совершил новый прорыв в медицине — доказал, что у заболевания полиомиелит не бактериальная, а вирусная природа. Впоследствии на основании его исследований этой болезни была создана вакцина от полиомиелита. В 1930 году к учёному пришло всемирное признание: за открытие и исследование групп крови он получил Нобелевскую премию.
Карл Ландштейнер скончался в возрасте 75 лет в своей лаборатории за рабочим столом, где он днями, а часто и ночами, упорно трудился для того, чтобы люди жили.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер