— Это революция! Это средство передвижения не будет ездить по рельсам, лошади тоже будут не нужны! Моё изобретение каждому даст возможность ездить там, где ему хочется. Оно означает полную демократизацию передвижения. Проект предусматривает два периода. В течение первого будет разработан надёжный двигатель. Второй период предусматривает создание безлошадной повозки, приводимой в движение этим двигателем.
— Я могу говорить откровенно? Ваш проект меня не убедил.
В конце XIX-го века никто не верил, что механик Карл Бенц из немецкого города Мангейма сможет реализовать свой фантастический замысел — создать повозку, которая поедет без лошадей, сама по себе. Автомобиль — так называл Бенц это изобретение. У Карла уже были готовы все чертежи. Дело оставалось за малым — найти инвестора, того, кто вложится в создание транспорта будущего. Ведь сам Бенц, хоть и имел диплом инженера-механика, был простым бедным работягой. Однако люди, к которым Карл обращался за поддержкой, отказывались верить в его новаторские идеи. Историю легендарного Бенца и его изобретения — первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — воплотил на экране Тиль Эндеманн в 2011-м году. На один из самых эпохальных технических прорывов немецкий режиссёр взглянул через призму семейной истории. И не случайно — ведь, возможно, Карл Бенц и не стал бы пионером автомобилестроения, если бы однажды не встретил Берту — свою будущую жену. «Карл и Берта» — так называется картина, фрагмент из которой прозвучал в начале нашей программы.
Кинокритики называли фильм удачным синтезом биографического жанра, мелодрамы и исторического кино. Лента переносит нас в удивительное время, когда многие привычные нам сегодня достижения прогресса только появлялись на свет. И рождались большинство из них, как водится, в муках. После очередной неудачной беседы с потенциальным инвестором молодой изобретатель едва сдерживался, чтобы не заплакать от бессилия. И вдруг увидел девушку. Она стояла рядом, и тоже глотала слёзы. Родители хотели выдать её замуж против воли, за нелюбимого, зато богатого человека. Так встретились Карл и Берта. И вскоре... обвенчались. Большинство мелодрам свадьбой, как правило, заканчиваются. А вот в фильме «Карл и Берта», что примечательно, именно со свадьбы всё и начинается. Берта оказалась единственной, кто безоговорочно поверил в возможность воплощения идеи Карла. Доверие, поддержка и любовь стали основой семейной жизни Бенцев. По сути, на протяжении всего фильма мы видим, как воплощается традиционный христианский брак — союз, в котором супруги становятся единым организмом, у них одни ценности, жизненные цели, и они во всём готовы поддерживать друг друга.
Ради Берты Карл поначалу даже бросает разработки автомобиля. В мастерской он на заказ делает замки, пластины для фотографических аппаратов — словом, всё, за что люди готовы ему платить. Ведь Карлу нужно обеспечивать семью — у них с Бертой появились дети. Но женщина понимает, что «безлошадная коляска» — дело жизни её мужа. И ради того, чтобы он довёл его до конца, она готова на время пожертвовать комфортом. За полтора часа на экране мы увидим радости и горести семьи Бенц, взлёты и падения Карла, казалось бы, он в шаге от воплощения мечты, но внезапно снова приходится начинать с нуля. В одном из особенно напряжённых моментов фильма, когда после очередной неудачи сам Бенц теряет веру в себя и свои силы, между супругами происходит эмоциональный диалог:
— Они хотят, чтобы я продал все свои акции, и таким образом потерял контроль над фирмой.
— Ни в коем случае.
— У нас нет другого выхода, Берта! Если я отклоню их предложение, у меня будут новые долги, их будет больше, чем когда-либо. Это значит... значит, опять придётся начинать сначала. И всё, что мы могли себе позволить...
— Мы когда-нибудь опять сможем себе позволить. И даже больше. Я верю в нас, Карл. Я всё ещё в нас верю. Пожалуйста, верь и ты!
Движущей силой автомобиля, который изобретал Карл Бенц, должно было стать топливо. А для самого Карла движущей силой, которая не давала ему опустить руки в самые тяжёлые моменты, стала его любимая Берта. Хрупкая женщина оказалась способна на смелый поступок! Какой — мы узнаем, посмотрев эту потрясающую историю о семейных ценностях, о том, как любовь и преданность помогли родиться удивительному изобретению. Кстати, готовясь к съёмкам фильма «Карл и Берта» режиссёр Тиль Эндеманн внимательно изучил подлинные документы, сохранившиеся до наших дней — переписку супругов, семейные фотоальбомы, чертежи и патенты Бенца. В результате получилась тёплая и вдохновляющая картина о том, что за техническими достижениями всегда стоит человек. И те, кто рядом с ним, кто любит и верит в него.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Кто-то кому-то что-то сказал. Как нас определяют неопределённые местоимения
«Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где он этот кто-то
И куда он мог залезть?»
Это стихотворение «Искалочка» поэта Валентина Берестова напоминает нам о такой части речи, как неопределённое местоимение.
Вы удивитесь, насколько часто мы используем эти слова в повседневном общении: давай куда-нибудь сходим, где-нибудь посидим, я что-то слышал, кто-то пришёл. Неопределённые местоимения могут придавать рассказу таинственность, побуждая собеседника теряться в догадках и задавать вопросы. В художественном произведении роль этих местоимений очень значима. Например, вспомним известную многим песню из кинофильма «Служебный роман»:
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет —
И все из-за кого-то.
Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.
Неопределённые местоимения нужны, если мы не хотим раскрывать источник информации, например: «Некто мне сказал». Или когда мы имеем в виду конкретного собеседника, но не называем его, вот как в знаменитой сказке о Винни-Пухе:
— Это потому, что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это потому что кто-то слишком много ест!
Однако зачастую мы используем неопределённость как попытку прикрыть неуверенность в точности информации: «Кто-то мне сказал», «Где-то я прочитал», «Я слышал за окном какие-то звуки». Неопределённые местоимения позволяют нам не уточнять, а размывать смысл: мы о чём-то говорили, рядом кто-то постучал, на столе стояла какая-то еда.
Если вы слишком часто используете эту часть речи, задумайтесь: возможно, вы скрываете за ней смущение, незнание или попросту ленитесь более четко сформулировать предложение.
Как и у всякого явления в языке, у неопределённых местоимений должно быть свое место. Давайте попробуем использовать эти слова так, чтобы они не затемняли смысл сказанного, а помогали общению и пониманию.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Люблю ранние службы!. Елизавета Берназ
Во многих крупных храмах в воскресенье или по большим праздникам бывает две литургии: ранняя и поздняя. Ранняя — в 6 утра! Около года назад я получила благословение петь на этих ранних службах. И если сначала было очень сложно и непривычно, то со временем я полюбила эти литургии всем сердцем!
Есть в этих службах какое-то свое, особенное настроение. Зима, холодно, промозгло, неуютно, а в 6 утра еще и темно, с трудом вытащив себя из теплой постели, выдвигаешься на службу, сонная и весьма недовольная столь ранним подъемом. Но подъезжая к храму вдруг видишь, как в этой темноте движутся еще силуэты. Ты не одна, люди тоже на службу идут! А какая радость охватывает, когда из этого холода и темноты входишь в яркий свет и красоту храма! Господи, как хорошо в дому Твоем, невольно возникают мысли.
И уже легче становится просыпаться, легче добираться в храм, когда знаешь, что ты не один. Эта общность так греет душу.
Да, мне сложно проснуться рано утром в храм, но я знаю, что храм будет полон народа, что меня, как певчую, уже ждут люди, которые будут молиться на литургии вместе со мной, и просыпаться становится легче!
А еще благодаря этому послушанию, я смогла наблюдать за движением солнца в течении года. Зимой ты приезжаешь в храм в кромешной темноте, потом небо окрашивается во все оттенки красного, бордового, оранжевого, затем видишь, как из-за горизонта встает солнце, и вот уже светло!
А летом открываешь глаза в половине пятого, чтобы собираться в храм, а за окном уже птицы поют. Они уже славят Творца! Благодарю, Господи, что и мне благословил петь Тебе! С самого начала дня!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О любви и прощении
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому мало прощается, тот мало любит».
О любви и прощении, — священник Павел Гумеров.