
«Карл и Берта», студия Bayerischer Rundfunk (BR), Degeto Film, Norddeutscher Rundfunk (NDR), Südwestrundfunk (SWR), Zeitsprung Entertainment, режиссёр Тилль Эндеманн
— Это революция! Это средство передвижения не будет ездить по рельсам, лошади тоже будут не нужны! Моё изобретение каждому даст возможность ездить там, где ему хочется. Оно означает полную демократизацию передвижения. Проект предусматривает два периода. В течение первого будет разработан надёжный двигатель. Второй период предусматривает создание безлошадной повозки, приводимой в движение этим двигателем.
— Я могу говорить откровенно? Ваш проект меня не убедил.
В конце XIX-го века никто не верил, что механик Карл Бенц из немецкого города Мангейма сможет реализовать свой фантастический замысел — создать повозку, которая поедет без лошадей, сама по себе. Автомобиль — так называл Бенц это изобретение. У Карла уже были готовы все чертежи. Дело оставалось за малым — найти инвестора, того, кто вложится в создание транспорта будущего. Ведь сам Бенц, хоть и имел диплом инженера-механика, был простым бедным работягой. Однако люди, к которым Карл обращался за поддержкой, отказывались верить в его новаторские идеи. Историю легендарного Бенца и его изобретения — первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — воплотил на экране Тиль Эндеманн в 2011-м году. На один из самых эпохальных технических прорывов немецкий режиссёр взглянул через призму семейной истории. И не случайно — ведь, возможно, Карл Бенц и не стал бы пионером автомобилестроения, если бы однажды не встретил Берту — свою будущую жену. «Карл и Берта» — так называется картина, фрагмент из которой прозвучал в начале нашей программы.
Кинокритики называли фильм удачным синтезом биографического жанра, мелодрамы и исторического кино. Лента переносит нас в удивительное время, когда многие привычные нам сегодня достижения прогресса только появлялись на свет. И рождались большинство из них, как водится, в муках. После очередной неудачной беседы с потенциальным инвестором молодой изобретатель едва сдерживался, чтобы не заплакать от бессилия. И вдруг увидел девушку. Она стояла рядом, и тоже глотала слёзы. Родители хотели выдать её замуж против воли, за нелюбимого, зато богатого человека. Так встретились Карл и Берта. И вскоре... обвенчались. Большинство мелодрам свадьбой, как правило, заканчиваются. А вот в фильме «Карл и Берта», что примечательно, именно со свадьбы всё и начинается. Берта оказалась единственной, кто безоговорочно поверил в возможность воплощения идеи Карла. Доверие, поддержка и любовь стали основой семейной жизни Бенцев. По сути, на протяжении всего фильма мы видим, как воплощается традиционный христианский брак — союз, в котором супруги становятся единым организмом, у них одни ценности, жизненные цели, и они во всём готовы поддерживать друг друга.
Ради Берты Карл поначалу даже бросает разработки автомобиля. В мастерской он на заказ делает замки, пластины для фотографических аппаратов — словом, всё, за что люди готовы ему платить. Ведь Карлу нужно обеспечивать семью — у них с Бертой появились дети. Но женщина понимает, что «безлошадная коляска» — дело жизни её мужа. И ради того, чтобы он довёл его до конца, она готова на время пожертвовать комфортом. За полтора часа на экране мы увидим радости и горести семьи Бенц, взлёты и падения Карла, казалось бы, он в шаге от воплощения мечты, но внезапно снова приходится начинать с нуля. В одном из особенно напряжённых моментов фильма, когда после очередной неудачи сам Бенц теряет веру в себя и свои силы, между супругами происходит эмоциональный диалог:
— Они хотят, чтобы я продал все свои акции, и таким образом потерял контроль над фирмой.
— Ни в коем случае.
— У нас нет другого выхода, Берта! Если я отклоню их предложение, у меня будут новые долги, их будет больше, чем когда-либо. Это значит... значит, опять придётся начинать сначала. И всё, что мы могли себе позволить...
— Мы когда-нибудь опять сможем себе позволить. И даже больше. Я верю в нас, Карл. Я всё ещё в нас верю. Пожалуйста, верь и ты!
Движущей силой автомобиля, который изобретал Карл Бенц, должно было стать топливо. А для самого Карла движущей силой, которая не давала ему опустить руки в самые тяжёлые моменты, стала его любимая Берта. Хрупкая женщина оказалась способна на смелый поступок! Какой — мы узнаем, посмотрев эту потрясающую историю о семейных ценностях, о том, как любовь и преданность помогли родиться удивительному изобретению. Кстати, готовясь к съёмкам фильма «Карл и Берта» режиссёр Тиль Эндеманн внимательно изучил подлинные документы, сохранившиеся до наших дней — переписку супругов, семейные фотоальбомы, чертежи и патенты Бенца. В результате получилась тёплая и вдохновляющая картина о том, что за техническими достижениями всегда стоит человек. И те, кто рядом с ним, кто любит и верит в него.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер