— Добрый день, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы чем-то удручены?
— Да на работе проблемы. Просто какой-то последний день Помпеи!
— Всё наладится, мой друг. Во всяком случае, с событиями в Помпеях наши неприятности сравнивать не стоит. Там произошла настоящая трагедия. Она показана во всей безысходности на картине Карла Брюллова. Кстати, название этого полотна стало устойчивым выражением, которое вы только что употребили.
— Пожалуй, вы правы. А картину Брюллова я помню смутно, хоть и произнёс всуе её название. Сильное полотно, говорите?
— Оно потрясающее. Можно прямо сейчас найти в интернете и посмотреть... Конечно, изображение на экране не передаст художественной выразительности произведения, но поможет вспомнить его содержание.
— Ух! Страшно-то как! Город рушится, на переднем плане беззащитные гибнущие люди. На горизонте огненное зарево, а небо заволокли клубы дыма.
— Это не дым, а пепел. Карл Брюллов представил на полотне извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году после Рождества Христова. В результате этой катастрофы под слоем вулканического пепла оказались погребены несколько городов Римской империи, в том числе город Помпеи.
— А художник, значит, силой своей фантазии восстановил события на полотне!
— Фантазия, конечно, помогла Брюллову работать над картиной, но в основу произведения легли научные данные.
— Неужели?
— Именно так. Итальянский ученый Роке де Алькубьерре начал археологические изыскания на месте трагедии. Из-под многометровой толщи пепла удалось откопать целые улицы. В 1827 году Карл Брюллов, который в то время стажировался в Италии как молодой художник, побывал на месте раскопок. Увиденное настолько потрясло живописца, что он решил посвятить извержению Везувия картину. И находки археологов стали частью её сюжета.
— То есть, вот эти здания Брюллов рисовал с натуры?
— Именно так, не отступая от увиденного.
— Значит, плод воображения художника здесь — только люди. Откуда тогда Карл Брюллов знал, как пострадавшие вели себя во время извержения вулкана?
— Художник представил возможные варианты поведения в экстремальной ситуации, а они во все времена одинаковые. Взгляните — одни люди бегут, расширив глаза от ужаса, предаются панике. А другие пытаются помочь ближним. Вот, справа, двое юношей несут старенького отца в укрытие. Третий ласково уговаривает отчаявшуюся маму.
— А слева молодая женщина и две её дочери молятся. Младшая, смотрите, сложила руки перед собой в молитвенном жесте.
— Это христиане. Видите, рядом с ними стоит человек с крестом на груди. Он спокойно смотрит в лицо опасности, вверяя свою жизнь Богу.
— Такой выдержке не так-то просто научиться!
— Да, тут нужно иметь живую веру. Это один из ценных уроков, которые можно усвоить, созерцая полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Будете в Санкт-Петербурге, непременно постарайтесь увидеть эту картину в Русском музее.
6 октября. Об истории Словенской Иконы Богородицы
Сегодня 6 октября. Церковь чтит Словенскую Икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
6 октября. О периоде служения святителя Иннокентия Московского на Аляске
Сегодня 6 октября. Церковь празднует Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского.
О периоде его служения на Аляске, — игумен Лука Степанов.
6 октября. О духовном смысле праздника Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Сегодня 6 октября. Церковь празднует Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
О духовном смысле праздника, — священник Николай Дубинин.