— Добрый день, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы чем-то удручены?
— Да на работе проблемы. Просто какой-то последний день Помпеи!
— Всё наладится, мой друг. Во всяком случае, с событиями в Помпеях наши неприятности сравнивать не стоит. Там произошла настоящая трагедия. Она показана во всей безысходности на картине Карла Брюллова. Кстати, название этого полотна стало устойчивым выражением, которое вы только что употребили.
— Пожалуй, вы правы. А картину Брюллова я помню смутно, хоть и произнёс всуе её название. Сильное полотно, говорите?
— Оно потрясающее. Можно прямо сейчас найти в интернете и посмотреть... Конечно, изображение на экране не передаст художественной выразительности произведения, но поможет вспомнить его содержание.
— Ух! Страшно-то как! Город рушится, на переднем плане беззащитные гибнущие люди. На горизонте огненное зарево, а небо заволокли клубы дыма.
— Это не дым, а пепел. Карл Брюллов представил на полотне извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году после Рождества Христова. В результате этой катастрофы под слоем вулканического пепла оказались погребены несколько городов Римской империи, в том числе город Помпеи.
— А художник, значит, силой своей фантазии восстановил события на полотне!
— Фантазия, конечно, помогла Брюллову работать над картиной, но в основу произведения легли научные данные.
— Неужели?
— Именно так. Итальянский ученый Роке де Алькубьерре начал археологические изыскания на месте трагедии. Из-под многометровой толщи пепла удалось откопать целые улицы. В 1827 году Карл Брюллов, который в то время стажировался в Италии как молодой художник, побывал на месте раскопок. Увиденное настолько потрясло живописца, что он решил посвятить извержению Везувия картину. И находки археологов стали частью её сюжета.
— То есть, вот эти здания Брюллов рисовал с натуры?
— Именно так, не отступая от увиденного.
— Значит, плод воображения художника здесь — только люди. Откуда тогда Карл Брюллов знал, как пострадавшие вели себя во время извержения вулкана?
— Художник представил возможные варианты поведения в экстремальной ситуации, а они во все времена одинаковые. Взгляните — одни люди бегут, расширив глаза от ужаса, предаются панике. А другие пытаются помочь ближним. Вот, справа, двое юношей несут старенького отца в укрытие. Третий ласково уговаривает отчаявшуюся маму.
— А слева молодая женщина и две её дочери молятся. Младшая, смотрите, сложила руки перед собой в молитвенном жесте.
— Это христиане. Видите, рядом с ними стоит человек с крестом на груди. Он спокойно смотрит в лицо опасности, вверяя свою жизнь Богу.
— Такой выдержке не так-то просто научиться!
— Да, тут нужно иметь живую веру. Это один из ценных уроков, которые можно усвоить, созерцая полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Будете в Санкт-Петербурге, непременно постарайтесь увидеть эту картину в Русском музее.
«Духовное оружие христианина». Архимандрит Симеон Томачинский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «Оружие правды в правой и левой руке» говорили о том, какое духовное оружие важно иметь христианину и от чего оно должно защищать.
Разговор шел о том, почему для святителя Луки были важны слова апостола Павла: «с оружием правды в правой и левой руке», что они могут означать, и как терпение праведным Иовом страданий с благодарностью Богу могут служить примером того, как такие слова могут быть исполнены на практике.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поможем Сулейману пройти жизненно важное обследование

Знаете, о чём мечтает восьмилетний Сулейман? О том, что снова будет бегать наперегонки с друзьями, играть в футбол и просто жить легко и радостно, без лекарств и больниц.
В раннем детстве мальчик перенёс инсульт, однако смог восстановиться. Казалось, все неприятности остались позади. Он рос, развивался, радостно проживал своё детство и в 7 лет пошёл в школу. Но недавно у Сулеймана обнаружилась эпилепсия. Она проявляется в виде приступов, судорог. В результате этой болезни человек может лишиться памяти, утратить двигательные навыки и не только. Чтобы такого не произошло, и врачи подобрали правильную схему лечения, мальчику необходимо пройти углублённое дорогостоящее обследование.
Сулейман — обычный ребёнок, который любит мороженое, мультфильмы и всей душой мечтает вернуться на футбольное поле. Он не сдаётся и верит, что обязательно выздоровеет, подбадривает маму с папой, видя тревогу в их глазах.
Таким ребятам, как Сулейман, помогает фонд «Страна — детям». С его поддержкой маленькие и взрослые подопечные из разных регионов России проходят жизненно важные обследования, которые не доступны для них бесплатно. На сайте фонда можно узнать обо всём подробнее, а также помочь восьмилетнему Сулейману. Любое ваше участие приблизит мальчика к здоровой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Руинированные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о сохранении разрушенных храмов, чем ценны даже те церкви, которые находятся в состоянии руин и как их можно восстанавливать.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Четвертая беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Денисовым была посвящена взаимодействию храмов и музеев (эфир от 06.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







