— Добрый день, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Вы чем-то удручены?
— Да на работе проблемы. Просто какой-то последний день Помпеи!
— Всё наладится, мой друг. Во всяком случае, с событиями в Помпеях наши неприятности сравнивать не стоит. Там произошла настоящая трагедия. Она показана во всей безысходности на картине Карла Брюллова. Кстати, название этого полотна стало устойчивым выражением, которое вы только что употребили.
— Пожалуй, вы правы. А картину Брюллова я помню смутно, хоть и произнёс всуе её название. Сильное полотно, говорите?
— Оно потрясающее. Можно прямо сейчас найти в интернете и посмотреть... Конечно, изображение на экране не передаст художественной выразительности произведения, но поможет вспомнить его содержание.
— Ух! Страшно-то как! Город рушится, на переднем плане беззащитные гибнущие люди. На горизонте огненное зарево, а небо заволокли клубы дыма.
— Это не дым, а пепел. Карл Брюллов представил на полотне извержение вулкана Везувий, произошедшее в 79 году после Рождества Христова. В результате этой катастрофы под слоем вулканического пепла оказались погребены несколько городов Римской империи, в том числе город Помпеи.
— А художник, значит, силой своей фантазии восстановил события на полотне!
— Фантазия, конечно, помогла Брюллову работать над картиной, но в основу произведения легли научные данные.
— Неужели?
— Именно так. Итальянский ученый Роке де Алькубьерре начал археологические изыскания на месте трагедии. Из-под многометровой толщи пепла удалось откопать целые улицы. В 1827 году Карл Брюллов, который в то время стажировался в Италии как молодой художник, побывал на месте раскопок. Увиденное настолько потрясло живописца, что он решил посвятить извержению Везувия картину. И находки археологов стали частью её сюжета.
— То есть, вот эти здания Брюллов рисовал с натуры?
— Именно так, не отступая от увиденного.
— Значит, плод воображения художника здесь — только люди. Откуда тогда Карл Брюллов знал, как пострадавшие вели себя во время извержения вулкана?
— Художник представил возможные варианты поведения в экстремальной ситуации, а они во все времена одинаковые. Взгляните — одни люди бегут, расширив глаза от ужаса, предаются панике. А другие пытаются помочь ближним. Вот, справа, двое юношей несут старенького отца в укрытие. Третий ласково уговаривает отчаявшуюся маму.
— А слева молодая женщина и две её дочери молятся. Младшая, смотрите, сложила руки перед собой в молитвенном жесте.
— Это христиане. Видите, рядом с ними стоит человек с крестом на груди. Он спокойно смотрит в лицо опасности, вверяя свою жизнь Богу.
— Такой выдержке не так-то просто научиться!
— Да, тут нужно иметь живую веру. Это один из ценных уроков, которые можно усвоить, созерцая полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Будете в Санкт-Петербурге, непременно постарайтесь увидеть эту картину в Русском музее.
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов