У нас в студии была христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, как человек проходит путь взросления и что значит быть взрослым.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
А.Леонтьева:
— Добрый светлый вечер!
Сегодня с вами — Анна Леонтьева...
Е.Писарева:
— ... и Елена Писарева.
А.Леонтьева:
— Это программа «Вера и психология» — программа о том, как наше душевное, психическое здоровье может помочь нам на нашем пути к Богу.
У нас в гостях наш постоянный гость — Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ им. Ломоносова и Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова.
Добрый вечер!
Н.Инина:
— Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер!
А.Леонтьева:
— Ну, что... впереди у нас Страстная неделя — неделя, когда читают Евангелие... для меня, вот, совершенно невыносимые четыре Евангелия о страстях Христовых... неделя, когда предаётся Сын Человеческий. И сегодня наша тема очень серьёзная и напряжённая — это тема предательства.
Ну... кроме того, что Иуда в эту неделю предаёт Христа, Его также предают, в общем-то, все апостолы. И мы помним отрывок из Евангелия, когда Пётр трижды отрекается от Христа, и задумываемся о том, наверное, что... в принципе... если заглянуть глубоко в свою душу, то мы тоже немножечко, какими-то своими грехами, какими-то своими неправильными поступками... немножко предаём Христа. Поэтому, в эту неделю особенно больно, вот, это всё слушать, читать... я не знаю... ну... неизменно все плачут на этих Евангелиях...
Н.Инина:
— Конечно.
А.Леонтьева:
— Даже, знаете... вот, есть этот фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона, и он не так на меня действует, как, вот, эти, вот Евангелия. Потому, что... там очень много, вот, этого, физического страдания... там очень много избиений... для меня это... ну... перебор... я не могу этого вынести до конца. А Евангелия — как-то они очищают, и какую-то другую струну в душе задевают.
Но сегодня мы, наверное, поговорим о психологической... такой... подоплёке предательства. Давайте, начнём, вообще, с определения... вот, если Наталья не возражает... что такое предательство?
Е.Писарева:
— А я ещё хотела добавить, что... когда думала на эту тему — на тему предательства... мне кажется, что слушатели могут подумать, что это тема, которая наименее всего подходит для программы «Вера и психология»...
А.Леонтьева:
— Да...
Е.Писарева:
— ... потому, что кажется: ну, здесь-то всё просто. Вот, ты, действительно, говоришь про страдания Спасителя, и, казалось бы, ну — что? Мы всю эту неделю — рядом с Ним, и переживаем. При чём тут психология? Но, тем не менее, да, хочется разобраться, какие же психологические могут быть причины этому.
Н.Инина:
— Ну... действительно, тема грандиозная и такая страшная! Потому, что... так сказать... вот, мы предстоим в Страстную неделю пред таким метафизическим, буквально, предательством, когда, вследствие такого предательства, происходят страшные события — Спасителя ждёт Голгофа и страшная Крестная смерть... Потом будет Пасха, потом будет Воскресение, но, вот... пока мы, как бы, ещё не знаем о том, что будет, да? Вместе с апостолами.
И... спасибо большое за эту аналогию — фильм Мела Гибсона и переживание на службе, где читаются четыре Евангелия. Понимаете, когда мы смотрим что-то... фильм какой-то... тем более, такой...
А.Леонтьева:
— Ну, он — очень сильный... я ничего не могу сказать...
Н.Инина:
— ... очень сильный, очень яркий... то мы, всё-таки — там. А когда мы стоим в храме, мы — тут. И главное... я бы даже усилила это... тут — мы, как бы, в себе. И мы, одновременно, переживаем какую-то невыразимую совершенно боль, даже к которой мы только частично можем прикоснуться. И, естественно, это же не просто конкретное какое-то переживание Христа, это... это Бог... берёт на Себя, действительно, грехи мира. Он берёт на Себя... ну... неподъёмную совершенно, невмещающуюся в человеческую душу, вот, эту... тьму. И мы просто прикасаемся на этой службе... прикасаемся, хотя бы в какой-то степени, к тому, что Его ждёт, к тому, что с Ним дальше происходит после предательства Иуды. Но, одновременно, действительно, мы плачем — о себе. Плачем о себе — о том, что... мы стараемся, а у нас, регулярно, что-то не получается. Мы прилагаем усилия, и, при этом, падаем. Мы стараемся жить какой-то правильной жизнью, и, при этом, всё время проваливаемся то в грехи, то в страсти. Как говорил один замечательный батюшка, священник: «Каждым грехом ты вонзаешь гвоздь в тело Христа». Своим грехом. Такой, вот, страшный образ. Я его услышала — он меня поразил просто.
И, действительно... ну, как бы... тема страдания — это, вообще, просто, тема гигантская, и тема не сегодняшнего разговора. А мы, вот, попробуем, действительно, сфокусироваться на теме предательства — что, вообще, такое предательство, и что такое — быть преданным, и, на самом деле, по большому счёту — это то, что сопровождает нашу жизнь. Обыденную жизнь. Нас предают... не дай Бог, мы кого-то предаём... видим мы это, не видим — не очень понятно, потому, что здесь есть такие ловушки — надо сказать, не только психологические, но и духовные... и даже поверну: не только духовные, но и психологические — и попробуем, как раз, вот... ну, хоть что-то, что успеем за программу развернуть.
Вот, смотрите... В чём, как мне кажется, такая страшная подоплёка... или, такое, ядерное содержание предательства? Ну, условно говоря, можно ли сказать, что, вот, человек... там... какой-то... на работе... или... не знаю... какой-нибудь не близкий... нас предаёт, когда совершает по отношению к нам подлость? Такое может быть сплошь и рядом. Ну... какая-то паршивая ситуация... условно... среди знакомых или в рабочей среде. Ну, и он... например, наше место кому-то приглянулось, да? И, вот, он, этот человек, желающий занять наше место, совершает какую-то подлость в отношении нас, в общем, не являясь, при этом, нам близким человеком. Можно это назвать предательством? Нет. Это — подлость, это, как говорят современным языком, подстава... всё, что угодно... но это не предательство. Предают только близкие. Понимаете?
А.Леонтьева:
— Ага... очень важное замечание...
Н.Инина:
— И это очень важный такой аспект... я бы даже сказала — ключ. И поэтому так больно.
Посмотрите... первое предательство, так сказать, вообще, с момента человеческого бытия — Каин и Авель. Это же — тоже предательство.
А.Леонтьева:
— Я думала, вообще, от грехопадения плясать...
Н.Инина:
— Конечно. Но я даже туда боюсь...
Е.Писарева:
— Но, здесь, вроде бы, это — очевидное предательство. А что касается... вот, я сталкивалась... причём, даже психологи мне это говорили: «А что Вы называете предательством? А почему Вы называете это предательством?» — то есть, вот, какой-то поступок человека. Что — критерий?
То есть, когда мы смотрим в Ветхий Завет и Новый — там, вроде как, всё однозначно. Вроде бы, чёрное и белое. Предательство Бога. А, вот, в жизни?
Н.Инина:
— Ну... давайте... вот... сейчас постепенно будем спускаться в нашу обыденность.
А.Леонтьева:
— Начинаем свысока, да...
Н.Инина:
— Потому, что мы, всё-таки, начали с такого звенящего уровня, где, действительно, добро сталкивается со злом, по большому-то счёту. Когда Бог предаётся, в общем, одним из ближайших учеников.
Я где-то прочитала, что даже люди, которые не читали Евангелия, и, вообще, не очень знакомы с историей христианства, отлично знают слово «Иуда». Имя, вернее.
А.Леонтьева:
— Конечно.
Н.Инина:
— Да, это, абсолютно, имя нарицательное, и оно олицетворяет, вот, то самое предательство.
А.Леонтьева:
— Простите, пожалуйста, Наталья... Вы, вот, начали про Каина и Авеля... я хотела, знаете, вспомнить про этот эпизод в Библии — о том, как Господь... прямо вот... нельзя сказать «всей душой»... всеми силами пытается предотвратить это предательство. Как Он даёт всё время Каину какие-то подсказочки, чтобы он не делал этого.
Он говорит: «Властвуй над своими тёмными порывами... — ну, я своими словами. — Властвуй, промолчи, не говори лжи, и так далее...» — и, вот, всё!
Н.Инина:
— Понимаете... да, совершенно верно! Вот, что происходит, условно говоря, с человеком, который идёт путём Каина? Но это же — зависть! Да, это зависть, это удар по эго: «А чем он лучше, чем я? Я, вот, тут стараюсь, а он?» — вот, они, внутренние мотивы, глубинные мотивы.
А что происходит дальше? Вот эти аффекты иррациональны, потому, что они связаны с чувствами, с переживаниями. Они обуревают душу, они завладевают не просто человеком, а... вот... по теории страстей того же Евагрия Понтийского можно вспомнить... или Феофана Затворника... они, как бы, заглушают ту самую разумную часть в человеке, в которой, так сказать, квинтэссенция личности, вот, этого выбора между добром и злом. И, вот, эти иррациональные аффективные силы ( или скажем простым языком — чувства ) — они накрывают, как бы, волной.
Что происходит дальше? В ней что-то копится, копится, копится... я чем-то недоволен... я завидую... я ревную... я накапливаю... и дальше — я делаю какую-то вещь, какой-то шаг совершаю — вот, то самое предательство, и, на мой взгляд, это — справедливо.
А.Леонтьева:
— Ну, да... потому, что накопилось...
Н.Инина:
— Да.
А.Леонтьева:
— Я напомню, что с нами — наш постоянный гость Наталья Инина, христианский психолог.
То есть, происходит, такое, накопление зависти, да?
Н.Инина:
— Ну... чего угодно, на самом деле. Давайте теперь чуть-чуть уже подойдём к обыденной жизни.
Вот, просто два человека... не знаю... два друга, или муж-жена, или учитель-ученик — это, вот, такая классика жанра абсолютная... Вот, ученик берёт, берёт, берёт, учитель — даёт, даёт, даёт, и взращивает ученика, разворачивает перед ним какие-то возможности, делится своими знаниями, своими связями... своим полем — он, как бы, открывает ему, как ребёнку своему в каком-то плане... это и родители-дети, кстати... эта тема ровно туда же заходит... он открывает ему всё, что у него есть. Он, как бы, делится с этим учеником-ребёнком всем, что у него есть. Хочу просто удержаться в этой теме «учитель-ученик» потому, что она чуть-чуть менее... такая... родственная. И тут более явно будет... более выпукло будет проявляться эта фактура предательства.
И, вот, этот ученик — это же, как раз, та тема, о которой мы говорим — Иуда и Христос, Учитель и ученик... вот, этот ученик берёт, берёт, берёт, берёт, берёт... и, при этом, у него что-то, там, накапливается, да?
Вот, учитель тут — не такой совершенный... и там — какой-то слабый... и, вот, тут ему немного времени уделил, а кому-то — больше... вот, это — капля за каплей — начинает точить душу.
Е.Писарева:
— Наталья, прошу прощения... и точить, опять, через особенности того человека, который рядом. Ведь, Иуда и Пётр — у них разное... получилось.
Н.Инина:
— Это — да. Но я пока сейчас остановилась... как бы, вот... в этой канве. Потому, что про особенности... если мы сейчас привнесём этот аспект, мы, раньше времени, усложним проблему. Мы будем усложнять её последовательно.
И, вот, этот человек — он начинает накапливать недовольство. Не обязательно, зависть. А ощущение, что к нему — несправедливы.
А.Леонтьева:
— Это, я бы сказала, неблагодарность — вот, то, что Вы говорите... он накапливает, вот, это... ну, как бы, он должен быть благодарен по замыслу...
Н.Инина:
— Ну, да, должен быть — это будет шаг... если мы будем забегать вперёд и говорить, а как выйти из этого предательства. Пока — о какой благодарности речь? Учитель «должен»... родитель «должен»... какая тут благодарность? Вы на то и учителя и родители, что вы — должны. А мы на то ученики и дети, что мы — берём. И у нас — право. Вот, это право — получать.
Вот, в картине мира этого человека, так сказать, формируется такая система координат, что я — справедливо получаю, а он — должен мне давать. И, вот, эта эгоцентрическая конструкция — она, как бы, является, так сказать, для него всё большей и большей опорой. При этом, накапливаются, вот, эти аффекты иррациональные, недовольство... копится, копится, копится... вытесняется, естественно, где-то, там, из сознания... и, при этом, начинает всё больше и больше бурлить и захватывать. Захватывать душу, захватывать разум, захватывать личность.
И, в какой-то момент, человек говорит: «Ну, это невозможно! Это неправильно!» — и что он дальше делает? Он делает вещь, совершенно отвратительную по своей сути. Но в его глазах — абсолютно правильную. Он восстаёт против учителя. Он его — бросает, обесценивает, о нём говорит какие-нибудь гадости. То есть, он начинает воевать против.
Е.Писарева:
— Почему же тихо-то не уйти?
Н.Инина:
— Дело в том, что тихо уйти, когда много аффекта — невозможно. Ты должен, как бы, этот аффект куда-то реализовать. Ты должен выстроить какую-то новую конструкцию, совершенно невероятную, и, на самом деле, чудовищную, в которой ты не виноват, а — прав. А он — не прав, а виноват! То есть, как-то реализовать, вот, эти свои накопленные эмоции...
А.Леонтьева:
— Куда-то их направить...
Н.Инина:
— ... да, куда-то их направить, и, фактически, обесценить то, что помогало тебе до этого восстать... То есть, здесь — очень много психологии.
И, порой, это выходит в логику мщения даже: «Я отомщу!» Помните, есть такая формула: не делайте добра — не получите зла. Но это — упаси Бог кому-то всерьёз принять эту конфигурацию. Но эта конфигурация — именно, вот, об этой ситуации конкретной. Потому, что, действительно, это странный, но очень, такой, я бы сказала, типичный механизм. Люди, которые много берут и много получают, они начинают злиться на тех, кто им помогает. И здесь, как раз, вот, та самая гордость, и то самое эго и восстаёт в полной мере — потому, что: «А — как это? Я — не маленький, я — большой! Я не ученик, я уже сам себе с усам!» — и, вот, тут, как раз, вся эта энергия вытесненных эмоций обрушивается на того, кого и предают.
Но, совершенно понятно, что Евангелие нам даёт, на самом деле, очень жёсткий ход, разворачивающий всю эту... такую... античеловеческую логику. Потому, что плоды-то предательства — страшны. Потому, что... понимаете... человек отворачивается от Того, Кто благодетельствует ему, Кто помогает ему, Кто делится с ним Своим самым драгоценным, сокровенным, и, таким образом, он, на самом деле, отвергая это, считая, что он выиграет в этой борьбе себя — теряет себя.
То есть, когда мы нарушаем, вот, такие законы отношений — законы добра, любви, благодарности ( спасибо за это слово, Аня ) — вот, эти законы, мы попадаем сами в тот капкан, который, как нам кажется, мы разложили кому-то другому.
И, вот он — финал Иуды, который кончает с собой, который уходит из мира самоубийцей. Потому, что он не выдерживает, вот, этой потери вообще... ну... связи с собственной душой. Он, как бы, предаёт другого, предавая себя.
А.Леонтьева:
— Я вспомнила такой момент очень христианского произведения Льюиса «Хроники Нарнии». Есть там такой персонаж Эдмунд, мальчик. Он, по-моему, не самый младший брат. И его считают врунишкой. И он, такой, как бы, «непонятый» весь, попадает в руки, вот, этой, вот, Королевы, и всех сдаёт, как говорят подростки — сливает всех за всего лишь несколько кусочков рахат-лукума и, такой, душевный разговор. То есть, он чувствует себя значимым в этот момент, и он просто — сдаёт всех. Потом он от этого страдает — понятно, что когда ты предаёшь, то потом всё это оружие оборачивается против тебя — как, вот, Наталья и рассказывает.
Но, вот — это же такая психологическая штучка, да? Вот, он был врунишка, а стал — такой значимый...
Е.Писарева:
— Вот, и мой вопрос был связан с тем, что все очень по-разному... очень все разные изначально.
Он — врунишка, которому было обидно, что его...
А.Леонтьева:
— Да, там подготовлена почва...
Е.Писарева:
— ... да, у него — одно. А, всё-таки... вот, я всё думаю про то, что Наталья рассказывала про «учитель-ученик»... это, всё-таки, тоже, мне кажется, ученики, которые очень амбициозны и очень горды.
Н.Инина:
— Да, это про гордыню, конечно.
Е.Писарева:
— Да, это про гордыню.
Иуда — он разочарован. Пётр — вообще испугался. То есть, каждый раз...
Н.Инина:
— Вот... вот...
Е.Писарева:
— ... каждый раз, всё по-разному у них... у участников предательства.
Н.Инина:
— ... прошу прощения... Вы прям... хочу подхватить...
Смотрите... спасибо большое, Лена... это очень важный поворот. Потому, что, на самом деле, смотрите, что... ну, вообще, я всегда как-то с трепетом и очень аккуратно пытаюсь с психологической точки зрения интерпретировать священные тексты — потому, что всегда очень легко скатиться в редукцию в такую... как бы... нижележащим уровнем объяснять вышележащий, грубо говоря — такой принцип науки, любого познания, который... вообще... нельзя делать. Потому, что, всё-таки, мы, когда читаем сакральные, такие, духовные, священные тексты, не надо там искать психологии...
А.Леонтьева:
— Да, конечно.
Н.Инина:
— Это, действительно, вот, такое... на века, во все времена, в разные культурные матрицы...
Е.Писарева:
— И, сколько читаешь, каждый раз видишь новый смысл...
Н.Инина:
— ... послания, да. Потому, что... как бы... тут — такие психологические нормы, там — другие, а этот текст — он вечен, и для всех значим.
А.Леонтьева:
— Даже, знаешь... не только каждый раз видишь новый смысл, а, каждый раз, новый смысл видит тебя. То есть, ты что-то в себе открываешь при этом...
Е.Писарева:
— Да, абсолютно точно...
Н.Инина:
— И... но, тем не менее... мы можем, оттолкнувшись от этой поразительной, пронзительной ситуации апостола Петра, посмотреть просто в людей. И не в рахат-лукум, за которым просто — желание быть значимым. Да, это, вот, то самое... такие ростки гордыни... или эго, проще говоря, если немножко спуститься в психологию. «Вот, моё эго уязвлено... я тоже хочу быть крутым... я хочу быть значимым...» — и прочая, прочая.
Но, порой, люди предают просто от слабости, от страха... им не хватает личностных сил... такого, понимаете, мужества. И я, прям, специально, хотела сегодня рассказать об одной истории, которая меня совершенно потрясла.
Это — мой... даже не коллега, но, скорее... среди учителей он стоит, а не среди коллег в поле психологии для меня. Не буду называть фамилию. Кто знает, тот сразу догадается. А суть не в фамилии, а в истории.
Значит... жил-был мальчик, который жил в деревне. У него папа погиб на войне, мама ушла тоже очень рано, и он, будучи совсем ребёнком, жил с бабушкой. Это время — прям сразу послевоенное. То есть, голод, разруха, и так далее. И бабушка — тоже умирает.
А это — мальчик... он даже не юноша, а, прям, вот... пацанёнок, оставшийся совершенно один в этой деревне. И у него есть родной дядя, у которого у самого — дети. И дядя говорит: «Прости, пожалуйста, я не могу взять тебя к себе — потому, что... вот... ещё один рот — нам не прокормить».
Является ли это предательством? Конечно. Так сказать, другого рода предательство. Это — тот самый страх, та самая тревога, та самая внутренняя слабость личностная... такой шаг назад: «Извини, извини...»
И мальчик сам себя сдаёт в детдом. Он собирает пожитки свои скромненькие, и отводит сам себя в детдом. Идёт по лесу, там, несколько километров и попадает в этот детдом, и переживает год жизни совершенно адский. Потому, что детдом — это детдом... там и группировки... разбой... и так далее.
И, на счастье этого пацанёнка, приходит в этот детдом необыкновенный педагог — совершенно гениальный педагог, ученик Макаренко, и этот детдом — преображается абсолютно. В этом детдоме дети этого педагога живут вместе с воспитанниками, едят одну и ту же пищу, делают одни и те же вещи — то есть, это какое-то чудо, посещение Божие.
И этот мальчик — он растёт вместе с другими, прекрасно учится, поступает в замечательный ВУЗ, становится выдающимся учёным, и, спустя много лет, на очередном каком-то его триумфе, собираются родственники и друзья, и, вот, этот, вот, дядя — приезжает. Уже очень пожилой человек. Прошло не десять и не двадцать лет.
Да, этот мальчик стал профессором, доктором наук, известным учёным. И он любит этого дядю — рад ему, и приглашает его, и дядя тоже его любит, и гордится им.
И, вот, этот дядя сидит за столом — рядом с пожилым, тоже умудрённым жизнью человеком. И как-то, выпив рюмочку-другую, открывает душу этому своему соседу, рассказывая про то, вот, как это всё было: «Вот, этот профессор... смотрите... а, ведь, он был, вот, такой, вот, пацанчик... и, вот, это всё было...» — и рассказывает ему эту историю.
И его собеседник смотрит на него... знаете... глазами стариков... у них, такие, особые глаза. И, когда он выслушивает эту историю про то, как этот дядя не взял мальчика, он говорит: «А что ж ты не взял? Я бы взял... Ну, что же... род — один... чего бы, там, этот парень съел... какое бы он место, там, занял? Ну, как-то уж выдержали бы!» — и, в этот момент, этот дядя начинает рыдать! Да, рыдает его душа... даже не психика... его личность — потому, что он нёс в себе эту боль всю жизнь! Он всю жизнь, вот, это предательство... как бы... проживал, и проживал, и проживал... день за днём. Там, где-то глубоко вытеснив в глубины психики — это понятно всё, как это работает... но оно там — было!
А.Леонтьева:
— Оно там жило, и его разрушало.
Н.Инина:
— И ровно это — вот, мысль-то его и не отпускала: «Ну, что же ты его не взял?!»
А.Леонтьева:
— Мы продолжим эту пронзительную беседу.
Я напомню, что сегодня с вами — Анна Леонтьева и Елена Писарева. Это программа «Вера и психология». Вы можете не только слушать нас, но и смотреть на сайте Радио ВЕРА и во «ВКонтакте».
С нами — наш постоянный гость Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ им. Ломоносова и РПУ святого Иоанна Богослова.
Мы вернёмся к вам через минуту.
А.Леонтьева:
— Это программа «Вера и психология».
У нас в гостях — наша постоянная гостья Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ им. Ломоносова и РПУ святого Иоанна Богослова.
В вами — Анна Леонтьева и Елена Писарева.
Сегодня тема пронзительная и на разрыв аорты, как говорят — предательство.
В первой части программы, Наталья, Вы начали эту потрясающую историю — про непринятого всеми ребёнка... что же дальше было с этим дядей?
Н.Инина:
— Ну, вот... дальше, понимаете, как раз, такой мучительный, но очень важный выход из предательства.
А.Леонтьева:
— Так.
Н.Инина:
— Потому, что это — абсолютное и глубочайшее сожаление, это — мужество встретиться с тем, что ты это сделал. А должен быть сделать иначе.
Ты — предал этого ребёнка, ты — побоялся, ты как-то ушёл... да? Пусть сам разбирается! Ну, в конце концов, не крошечка. Но тебя всегда это, каждый день, настигало: что же ты это сделал? Ты же предал этого мальчишку!
И, вот, эта мука — она разряжается, как бы, завершается, вот, в этом разговоре, вот, в этой малой исповеди, фактически.
А.Леонтьева:
— Практически, покаяние, да...
Н.Инина:
— Покаяние, конечно! То есть, это, действительно, вот, такой момент, когда... вот, что делает апостол Пётр! Это, вот... теперь мы можем закольцевать и вернуться. Что он делает...
А.Леонтьева:
— Только дядя внутри себя, как бы, плакал, может быть, не зная даже о том, что его разъедает... а апостол Пётр — плакал всю жизнь...
Н.Инина:
— Он плакал, да, и нёс в себе, вот, этот поступок, в котором, конечно, и было то самое предательство — просто, по слабости и внутренней трусости, по отсутствию личностной мужественной позиции.
И, конечно... вот, мы говорим сейчас о тех, кто предаёт, а надо бы ещё поговорить о тех, кого предают. Потому, что это тоже — отдельная тема: как с этим быть? Как с этим справиться?
Но, чтобы как-то завершить эту тему предающего — вот, там, действительно, можно грубо очень обозначить два пути. Один путь: «Я не предал. Я восстановил справедливость. Или...
Е.Писарева:
— Я решил, что так нужно поступить.
Н.Инина:
— ... да... Так — правильно, и я стою на этом, и я имею право. А что — другой? Это — его жизнь, пускай разбирается сам». То есть...
А.Леонтьева:
— Такой, толстокожий способ...
Н.Инина:
— Защититься! Толстокожесть — вещь наращивающаяся, не приходящая в нашу жизнь.
А.Леонтьева:
— Нет, ну, почему... иногда рождаются люди...
Н.Инина:
— Мне кажется, что — нет.
А.Леонтьева:
— Ну, Вы, как психолог, лучше знаете!
Н.Инина:
— Мне кажется, нет. Потому, что даже... когда, вот, работаешь как бы с толстокожими, там внутри всегда, вот, этот раненый ребёнок. То есть, эта толстая кожа — выросла, уплотнилась и забаррикадировала душу. Как бы сделала... такой... пуленепробиваемой эту защиту. И... вот, это один путь — уйти в это эго, в гордыню, в правоту... и всё правильно... то есть, продолжать себя оправдывать.
Е.Писарева:
— Защита от внутренней боли.
Н.Инина:
— Конечно. И... но, понимаете, психологи отлично знают, что, когда мы защищаемся от внутренней боли, от внутренней... такого, конфликта, всё-таки, вот, этих внешних, социально, может быть, и понятных иногда даже выборов, на самом деле, и выбора совести, который всегда в этой ситуации... в конфликте... яростный... то, ясно, что мы защищаемся, конечно, от этой боли, вытесняя эту боль. Но, рано или поздно, она настигает нас — болезнями, настигает нас какими-то... может быть, даже и жизненными обстоятельствами... и, в этом плане, Бог — окликает человека. Он говорит: «Ты понимаешь, что ты не вечен? В этой жизни. Эта жизнь закончится — с чем ты уйдёшь?» Он пытается его как бы окликнуть даже какими-то несчастьями — и так люди и воспринимают, порой, когда с ними об этом говоришь. Очень часто люди говорят: «Я знаю, за что мне это. За что мне прилетело...» — не в логике «Бог-каратель», не в этой логике. Но, как бы, их совесть говорит: «Я знаю, почему...»
А.Леонтьева:
— Но это Вы говорите о людях, которые предали... А — второй путь?
Н.Инина:
— Да, и которые пошли, как бы, от себя.
А второй путь, как раз, вот, это покаяние. И, в этом плане, Церковь даёт, каждый раз, на Литургии возможность, вот, это — принести. Это... как-то... ну... открыть... плакать. И, в этом плане, очень часто в психологии это происходит как малая исповедь — потому, что люди настолько далеко от себя уходят, настолько себя забаррикадировали, и настолько попытались максимально забыть, вот, этот момент предательства, что им — надо помочь вернуться. Им надо помочь к этому подойти — это не всегда сразу происходит.
Е.Писарева:
— Я, как раз, сейчас подумала о том, что, казалось бы, самый простой путь — исповедь. А получается — вот, эта психологическая работа может привести тебя, вот, к этой точке, где, собственно...
А.Леонтьева:
— И исповедь — уже результат... да... всего этого...
Е.Писарева:
— ... да... вот: «Что-то со мной не так... я чувствую, что что-то не то... я даже забыл... я, вообще, не считал это предательством, я не считал это каким-то проступком!»
Н.Инина:
— У меня просто недавно был такой случай. Я работала с мужчиной, который, по отношению к своим близким, повёл себя, мягко говоря, не очень... мягко говоря. И это, конечно, можно было квалифицировать, как предательство. Потому, что это — очень близкие люди, и он, фактически, их... ну, как бы, отвернулся, оставил наедине с их болью и проблемами.
И он, буквально, сказал: «Вот, мне плохо... помогите!»
Я стала его расспрашивать, расспрашивать, расспрашивать... потому, что... я никогда, вот, на такой запрос... знаете... «вот, у меня тут болит, помогите»... я же не анестезиолог, понимаете... я ж психолог. И, тем более, христианский. Мне очень важно, чтобы человек не прошёл мимо боли своей души, которая, на самом деле, пытается его как-то окликнуть! Она, как бы, говорит ему: «Обернись! На себя посмотри! Болит-то — не зря!»
И, вот, когда мы с ним постепенно развернулись, вот, в эту боль, на самом деле, в его... такой... эгоцентрический, по отношению к близким, поворот, я сказала: «Ну, вот, смотрите... боль-то, на самом деле, благословенная! Она же, фактически, Вас спасает. Потому, что она показывает, что... что-то Вы... не туда...»
Е.Писарева:
— И живы ещё, при этом!
Н.Инина:
— Да! «И, как бы, эта боль-то... она... ну... совершенно правильная для Вас. Вот, Вы — по-прежнему, хотите её как-то куда-то вылить, выкинуть?»
И, знаете, всегда видно: лицо преображается у человека! Вот, до этого, приходит, такой... весь... хоп-хоп-хоп-хоп... закрытый, там... забаррикадированный социальный индивид. А тут — человек! Тут — глаза... слёзы там блестят... губы подрагивают — мужчина, он не может показать... но, в то же время, ты видишь, как в нём не просто борьба происходит, а как она произошла уже! И как его личность выбирает, вот, этот поворот!
Е.Писарева:
— Преображение такое...
Н.Инина:
— А это — метанойя, да? Это — преображение ума. То есть... мы, как бы, восстановили силу ума и личности, и мы, как бы, развернулись от этих обидок, аффектов, иррациональных каких-то штучек, которые... там... крутят-вертят внутри. И — посмотрели правде в глаза.
И он сказал: «Не надо. Я всё понял... в общем, правильно всё».
А.Леонтьева:
— Потрясающее отличие православной психологии от светской...
Н.Инина:
— А там всегда нравственный аспект присутствует! Потому, что, понимаете...
А.Леонтьева:
— То есть, развернуть к этой боли, чтобы понять её смысл, а не уходить от неё путём... там... каких-то... психологических упражнений...
Н.Инина:
— Конечно! Это — суть христианской психологии! Понимаете, её задача — не просто, там, как-то помочь, поддержать, что-то, там, понять, а... ну, вообще-то, она — скромно, но участвует в пути спасения. Без нравственного разворота, без апелляции к личности, к выбору между добром и злом никакого подлинного исцеления, а уж, тем более, спасения, не будет.
А.Леонтьева:
— Наташ, а я, вот, хотела спросить о таких, может быть, менее масштабных, предательствах, которые происходят... ну, и, может быть, это — не предательства.
Я, например, как-то писала книжку про подростков, и, из интереса, зашла на сайт, который назывался «Токсичные родители», в социальной сети. Мне нужно было подсмотреть, что... какие... Ну, это уже были не подростки, а уже довольно взрослые люди, некоторые из них сами уже имели детей...
Е.Писарева:
— Подростковый возраст продлили, Аня...
А.Леонтьева:
— Да, да... вот... и я начала читать то, что они друг другу, как говорят, «сливают»... потому, что они друг другу рассказывают о родителях. И это было невыносимо!
Ну, я думаю, что, наверное, там были какие-то очень плохие отношения с родителями, да... может быть, это не были плохие отношения с родителями — потому, что я знаю, как подростки иногда накручивают...
Е.Писарева:
— Да, гипертрофируют порой...
А.Леонтьева:
— ... чтобы просто свою боль — у них внутренняя какая-то боль — и они начинают переносить её на родителей. Там, «папа у меня пьёт... мама у меня гуляет...» — и ничего подобного, видишь этих папу и маму — всё прекрасно. Но там есть какая-то боль.
Вот... и, знаете, я почувствовала, что я подсматриваю что-то не то. Вот, это, вот... рассказы бесконечные друг другу, которые стали уже частью жизни, частью нормальной жизни, про родителей — они мною ощущались, как предательство. Они мною ощущались, как нарушение, вот, этой заповеди. Хотя, я прекрасно понимаю, что люди должны «канализировать», как Вы говорите, свои эмоции... но, вот, куда-то они не туда их канализировали, и ненависть, как бы, раскручивалась и росла...
Е.Писарева:
— Да. А, вроде бы как, хотели поделиться своей болью...
А.Леонтьева:
— Да.
Е.Писарева:
— А я почему-то вспомнила сейчас про блудного сына. Вот, он тоже ушёл... это было предательство, или просто желание... вот, у меня всё... хочу вернуться ещё к вопросу тоже про учителя и ученика... но ведь это же его желание — побыть отдельно?
Н.Инина:
— Сепарироваться, да...
Е.Писарева:
— «Я не хочу быть с тобой!» — это же, собственно говоря, и про разводы, да? «Вот, я не хочу больше с тобой... ну, что, вот? Вот, так случилось!» — вот, это тоже тонкая игра...
А.Леонтьева:
— Ну, ничего себе мы навалили...
Н.Инина:
— Навалили, да, да, да...
А.Леонтьева:
— Я напомню только, что у нас в гостях Наталья Инина, христианский психолог, если кто забыл...
Н.Инина:
— Да, действительно, куча такая мала получается... но, давайте, немножко разгребём.
Вот, ситуация с подростками... Это, кстати, очень важный поворот — потому, что я, как раз, хотела об этом сказать.
Ну, очень коротко, если говорить о подростковом возрасте — это жуткое время, на самом деле, для самих детей. Они — уже не дети, и ещё не взрослые. Они хотят, вроде, сами — и пока ничего не могут. Они обуреваемы, вот, этими — и гормональными, и эмоциональными какими-то — бурями, и не случайно Толстой это называет «пустыней отрочества». Это, просто, какой-то жуткий период.
А.Леонтьева:
— Слушайте нашу программу про подростков!
Н.Инина:
— Да, да, да...
А.Леонтьева:
— Наташ, но это были уже не подростки — это уже взрослые были люди.
Н.Инина:
— Взрослые... значит, на самом деле... вот, мы когда-нибудь дойдём до темы внутреннего ребёнка, подростка и так далее... это — не прожитая та самая боль.
Е.Писарева:
— То есть, подросток — в них?
Н.Инина:
— Подросток — в них. Он, как бы, ничего не прожил.
Но, смотрите, что здесь...
А.Леонтьева:
— Тогда это — не предательство.
Н.Инина:
— Нет. Это — предательство. Только, давайте, квалифицируем.
Что происходит, когда люди начинают, как бы, падая в подростков, мыть кости своим родителям, которые, по большому счёту, как правило, стараются — просто, как могут. Вот, как могут, так и стараются.
А.Леонтьева:
— Как им дано, да...
Н.Инина:
— Вот, какие они сами. И из этой своей немощи, из этой своей раненой какой-то жизни — вот, что-то пытаются делать. Всё-таки, редко я встречаю семьи, где какие-то жуткие родители, и которым наплевать на своих детей.
Но... чего там не произошло — между этими условно выросшими детьми, ставшими взрослыми, но оставшимися подростками, и их родителями? Не произошло — встречи. Не произошло — разговора. То есть, не было преодолено, вот, это чувство обиженности, несправедливости, и так далее.
И... я, как раз, хотела говорить о том, что... видите, тут мы переходим, как раз к другому краю — которого предают... и есть же прекрасная формула: «Если брат твой согрешит против тебя, приди, и скажи ему об этом. Если не поверит, возьми свидетеля, и скажи ему об этом. Если не поверит — возьми двух, и приди, скажи ему об этом...» То есть, поговорите.
Ребята, поговорите! В разговоре — что-то прояснится. Потому, что не бывает всегда виновата только одна сторона, и сейчас мы берём не Евангельские истории, а нашу простую жизнь. Мы, понимаете, хоть идём за Христом, но мы — далеки от этого...
А.Леонтьева:
— Мы говорим о человеческом...
Н.Инина:
— ... от этой высоты. Мы — грешные люди. И мы, в общем, всегда друг с другом как-то не бережны, порой, невнимательны, что-то пропускаем... и, вот, есть возможность вырваться из этого, так сказать, набирания негатива — вот, этой кучи-малы, в которой мы сидим, как раз, готовые уже — предать, обидеть, осудить...
А.Леонтьева:
— ... публично обсудить...
Н.Инина:
— ... вот, сейчас же — за нами пост, и эта прекрасная молитва про неосуждение ближнего, а про взгляд — в собственные грехи.
И, вот, если... ведь, что делают эти люди, которые моют кости родителям? Это подросток с подростком говорит — там нет взрослого человека. Там нет того, кто скажет: «Ребята, стоп! Давайте, посмотрим на родителей, как на людей. Давайте, вспомним, что мы уже, вообще-то, взрослые люди, и неплохо бы отвечать за своё состояние самим. Что нам мешает?» — то есть, как бы, поднять разговор на другой уровень...
А.Леонтьева:
— «Давайте уже простим этих родителей!»
Н.Инина:
— .. и тогда уже мы можем выйти к прощению.
Что такое — «простить»? Понять и принять. То есть, вырасти из этих штанишек подросткового детства, когда мы говорим: «Вот, они виноваты! Вот, тут — недодали... вот, там — обидели...» А вы — где? Вот, это акт взросления. И для того, чтобы сделать этот шаг во взрослость, когда мы говорим: «Бедные мои родители! Как же им... вообще-то... самим-то досталось! И детство... и обстоятельства... и время, в котором они жили, в которое попали, было совсем не лёгким...» — и, вот, это взрослое... такое... ну, как бы... не только благодарное, но и сострадательное отношение — вот, это признак взрослости личности.
А.Леонтьева:
— Простите, что я Вас перебиваю всё время... но Вы уже ответили и на второй мой вопрос, потому, что он тоже был, как бы, мелкий. Вот, когда ты, например, обсуждаешь... муж обсуждает жену... жена обсуждает мужа... выносят, как говорят, сор из избы — недаром же существует эта пословица — и получается из Ваших слов, что, вот, это, вот, взросление — оно так же помогает... ну, это же тоже маленькое предательство, да?
Н.Инина:
— Совершенно верно... это — малюсенькие, но постоянные, предательства.
А.Леонтьева:
— Малюсенькое, но, всё-таки, оно... да?
Н.Инина:
— Впрочем... как мы это делаем, простите?
Мы обижены на супруга. Мы идём, и кому-то говорим: «Вот, представляешь... то... то!»
А.Леонтьева:
— «Эта сволочь...»
Н.Инина:
— Я помню прекрасно, как говорила одна женщина: «Я прихожу к подруге, и говорю: «Мой муж — такой... сякой... такой... сякой!» Она говорит: «Слушай... но ты — тоже не сахар!» Она говорит: «Я не за этим прихожу! Я прихожу к тебе, чтобы ты сказала: „Да, он такой и сякой!“»
Е.Писарева:
— Ну, мне кажется, здесь есть правило: «Можно я тебе немножко сейчас поною!»
Н.Инина:
— Да.
А.Леонтьева:
— Да.
Е.Писарева:
— Или ещё... это, всё-таки, тогда уже не предательство... потрясающая формула для меня: то, что можно человеку сказать в глаза, то можно говорить и за глаза. Тогда не чувствуешь этого ощущения, что предаёшь...
Н.Инина:
— Совершенно справедливо!
А.Леонтьева:
— Слушай, прекрасное какое правило!
Н.Инина:
— И, вот, понимаете... совершенно замечательный поворот, Лен... и, как раз, вот, Ваша часть кучки... да... вот, эти... такие уже межличностные... не детско-родительские, а межличностные маленькие предательства. И — большие, когда мы говорим, например, об измене. О таких жёстких вещах между мужчиной и женщиной. И, вот, я бы хотела, как раз, немножко на этом затормозиться. Потому, что... эта тема измены — она же суперострая.
Е.Писарева:
— Я немножко уточню. Потому, что, действительно, меня поразило, что разговор был среди очень хороших знакомых, и одна из знакомых — она была ещё и психологом. И она очень как-то скептически по поводу измен сказала, типа: «А что вы называете предательством? Почему это — предательство? Слово, вот, такое... мощное...»
Н.Инина:
— Ну, смотрите... Когда мы говорим о такой, к сожалению, часто встречающейся ситуации, к сожалению, такой, суперболезненной для того, кому изменяют, конечно, мы говорим о предательстве. Потому, что... я уже начала с того, что предательство — это... это очень близкий человек, который нож тебе в спину засаживает, как говорится. А что такое — спина? Это — самая уязвимая моя часть. Я поворачиваюсь спиной к тому, кому я доверяю. И это — нарушение доверия. Это — нарушение связи. Это — нарушение безопасности. Это просто слом, вот, этих отношений.
Другой вопрос — почему? Каковы причины? Что за этим стоит? Понимаете, когда, там...
Е.Писарева:
— «Он сам виноват!»... «Она сама виновата!»...
Н.Инина:
— Совершенно верно! То есть, это — вызов, как бы, и одному, и другому.
И... мы можем сказать, что это — предательство? Да. Абсолютно понятно. Потому, что, субъективно, эмоционально — ну, конечно, так это воспринимается? А как — по-другому то?
Другой вопрос, что я могу дальше, как я уже сказала, пойти в сторону «вот, он такой-сякой» или «она такая-сякая»: «Какой ужас! Как меня, такого белого и пушистого предали? А я тут, такой, весь из себя...»
А.Леонтьева:
— А это уже — предаваемый... Вы к этой части перешли — и, вот, Вы говорите о предаваемом? Как ему себя вести...
Н.Инина:
— Да, но... Или, я могу сказать, что: «Ну, наверное, где-то я тоже подтолкнула, где-то моя доля, толика, есть...» — но, условно, есть ситуации... всё же очень конкретно... и мы говорим сейчас о такой вещи... либо, когда... вот, у меня были такие ситуации, когда я удерживала браки от разрыва, в этой ситуации. И тогда мы шли, как раз, вот, в эту боль, и в эту историю: как, вообще, один до этого дошёл? Как — другой это допустил? Чего было-то? Там всегда оба участвуют.
И мы поднимались на совершенно другой уровень взаимопонимания, более глубокий, чем — до. То есть, каждый брал на себя какую-то ответственность и вставал личностно перед вопросом: ты хочешь быть с этим человеком, или нет? Ты, вот, это выбираешь — согрешил, предал потому-то и потому-то? Но ты что, на самом деле, хочешь? Обвинять его, уходить в обиды... или ты хочешь быть с ним, и он хочет быть с тобой? Да, он споткнулся, он устал... по каким-то причинам всё накапливалось, и, вот, оно так — ударилось и рассыпалось... вы будете это собирать, или выйдете и пойдёте дальше? И были ситуации, когда это всё удавалось... сделать это совершенно потрясающе.
Но... если происходит ситуация «всё, до свидания, я пошёл», и она, и он остаются, фактически, у разбитого корыта, с разрушенной жизнью, с ощущением, что ты ничего не достоин... или недостойна... ты, вот, «такая-рассякая» — здесь очень важно отдать ответственность за этот поступок этому человеку. Отдать... как бы... от-пус-тить.
А.Леонтьева:
— Это — как?
Н.Инина:
— Сейчас. Я, как раз, попробую...
Е.Писарева:
— А, мне кажется, это, как раз, Наталья, про, вот, то обобщение, которое я пытаюсь найти, в том числе, когда ученик хочет уйти от учителя, муж от жены, жена от мужа — ведь такое бывает. То есть, люди расстаются — как избежать, чтобы это не было предательством?
Н.Инина:
— Да, совершенно верно... и, вот, попробуем немножко здесь тоже побыть и порассуждать.
Ну... опять мы здесь попадаем в капкан «уходящий и остающийся»...
Е.Писарева:
— Да. Кому-то больно...
Н.Инина:
— Я всё пытаюсь подойти к тому, кому больно... надо опять эту пару, как бы, обозначить.
Но, понимаете, можно уходить без предательства. Когда человек говорит другому... я сейчас не беру брак венчаный — это совершенно особая тема... и у меня была такая ситуация. У меня была клиентка — врач, она стажировалась у своего учителя, долго. Он — очень ревнивый человек... такой... достаточно гордый... и очень талантливый... и она панически боялась момента, когда надо сказать, что: «Вы знаете, я уже, как бы, всё взяла... мне хочется самой».
И она говорит: «Вы знаете, я, как только подхожу к этой теме, я, прям, вижу, как он напрягается, как он... как-то... начинает злиться... и съёживаться, одновременно... и так далее...»
Я говорю: «Давайте, так...» — ну, мы проработали какую-то её семейную ситуацию, потому, что у неё точно такие же родители, абсолютно... и этот детский страх в ней: «А...как же я, вообще, скажу своим родителям, что я уже большая?!» — я говорю: «Ну, понимаете... это же не родители... это — Ваш учитель. И Вы, прям, вот, найдите в себе силы... как бы сказать... недетские, взрослые, профессиональные. Скажите: „Я очень Вам благодарна! Вы очень мне много дали. И Вы всегда будете моим учителем. И я — всегда буду Вашей ученицей. И, если Вы мне позволите быть, вот, в этих отношениях, я буду регулярно к Вам приходить, и... но мне очень хочется уже — самой“. Попробуйте, вот, из этой позиции благодарности и ответственности, вообще, поговорить с ним».
И она мне тут же позвонила после разговора... прям... её это, видимо, переполняло, и она сказала: «У нас всё получилось! Он меня обнял, он сказал: «Я ждал этого момента! Всегда, конечно, это печально, но Вы уже давным давно созрели для самостоятельной практики. Благословляю! Всегда рядом! Обращайтесь. Мы „учитель-ученик“ на веки вечные!»
И... ну, можно вспомнить настоящую, базовую, клятву Гиппократа — что такое ученик... что он, там, должен учителю... много чего, на самом деле. Кто интересуется, может посмотреть — в Интернете она есть. Гениальная, совершенно, история, о которой уже никто не помнит — по-моему, врачи-то и сами не знают этой клятвы.
А.Леонтьева:
— Ну, да... одна фраза только осталась...
Н.Инина:
— Да... а там — просто целая страница, на самом деле, А4!
И, вот, вы знаете... вот, вот уход! Понимаете, это уход — не разрыв, не обесценивание, не сепарация, не уход «от»! А это — благодарность, связь и... как раз, тема блудного сына — он же мог это сделать по-другому! А не так: «Дай мне часть имения — и я пошёл!»
Е.Писарева:
— То есть, получается, это опять про взрослость и целостность.
Н.Инина:
— Про уважение, понимаете? Про личностную позицию.
Но... при всём при том, всё-таки... вот, эти раненые люди, которых предали — здесь, понимаете... такой... очень сложный внутренний шаг должен произойти. Потому, что... ну, как бы... у меня был такой опыт. Меня... ну... так сказать, профессионально... правда, слава Богу, это было, фактически, один раз, на самом деле! И я, действительно, вложила душу, и открыла всё, что я могла — и связи, и все лекции, и всё-всё-всё-всё... всё, что я могла дать, я дала по полной программе.
И — дальше произошло то, что, обычно, и происходит. И мне было очень больно. И мы можем вспомнить Христа, которому очень больно... даже Господь сокрушается сердцем, когда, вот... Он знает, что Иуда Его предаст.
И здесь, вот — вслед за Христом... понимаете? Он — наш путеводитель и водитель. Вот, когда мы понимаем, что... мы... вот, у нас есть эта Путеводная звезда, есть этот образ того, как с этим, вообще, быть — это нас из этого омута обид, боли, отчаяния и уныния — просто вытягивает. Потому, что мы — живые люди, мы не можем к этому отнестись: «Ну, хорошо... бывает и такое. Всё, пошли дальше!» — так не работает наша душа и сердце. Поэтому, просто надо держаться за этот образ Христа, который преодолевал эти вещи. Поднимался «над». И, действительно, в какой-то момент нас настигает, вот, это благословенное «отпустить». Мы — отпускаем этого человека. Это — его история. А наша история — делать своё дело.
А.Леонтьева:
— Ну... очень жаль, что наша программа подошла к концу! Я чувствую, что у нас ещё с Леной, вот, про эти измены, и всё — очень много вопросов... Может быть, это отдельная программа, конечно, но... вот... Вы замечательно на этой теме закончили — такой божественной и очень вдохновляющей.
Я напомню, что сегодня с вами — Анна Леонтьева и Елена Писарева.
У нас в гостях — Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ им. Ломоносова и РПУ святого Иоанна Богослова.
Нас можно не только слушать, но и смотреть на сайте Радио ВЕРА и во «ВКонтакте».
С вами была программа «Вера и психология».
Спасибо всем огромное!
Н.Инина:
— Большое спасибо, и будьте здоровы! До свидания!
Е.Писарева:
— До свидания!
А.Леонтьева:
— До свидания!
Все выпуски программы Вера и психология
Псалом 83. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы знаем пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше» и все мы знаем, что где бы человек ни бывал, для него важно иметь собственный угол, в котором он может внутренне успокоиться. Но с каким чувством мы призваны бывать в доме Божием? Кто мы в нём? Чужие? Гости? Родные дети? Ответы на эти вопросы звучат в 83-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 83.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Помню, как однажды я слышал такой диалог матери и её сына-подростка:
— Мама, а на что будет похож рай? Что мы там будем делать?
— Как что, молиться, конечно! Вечно предстоять Богу!
— Мама, если я с трудом выстаиваю службу, что со мной будет, если я попаду в рай.
Надо признать, что ребёнок был явно растерян. Из уважения к родителям раз в неделю в день, когда его одноклассники высыпались, он просыпался рано утром и шёл на литургию. Стоял, пытался слушать, понимать, боролся со сном и с чувством исполненного долга шёл домой, отдыхать перед учебной неделей. Хотел бы он стоять на службе вечно? Вряд ли он был бы готов искренне даже сам для себя ответить на этот вопрос, так как стеснялся собственного несоответствия идеалам, которые нарисовала его мама. Размышляя над этим диалогом, я вспоминаю о том, что люди действительно переживают в храме самые разные эмоции. Одни приходят на общую молитву и радуются встрече, другие любят прийти и постоять в тишине, собираясь с мыслями и стремясь внутренне успокоиться, третьи не могут спокойно стоять, потому что их душат слёзы.
В псалме, который был сейчас прочитан, мы слышим восторг паломника, который счастлив быть в доме Господнем. Он так внутренне томился, он так искал встречи... он ощущает, что здесь его истинный дом, в который он стремится, как птица стремится к своему гнезду. В храме он видит место истинного успокоения его сердца. Человек, переживающий такие эмоции, явно неформально подходит участию в богослужении, он буквально живёт этой встречей.
Почему человек чувствует себя спокойно дома? Потому что он чувствует себя в безопасности, он буквально доверяет стенам, которые его окружают... Здесь для него не страшны враждебные взгляды. По крайней мере ему так кажется. Но если разобраться, многие из нас и дома не чувствуют себя спокойно. Мы всё время в погоне за какими-то целями, мы переживаем за свой статус, за что-то испытываем вину, к чему-то стремимся, с кем-то соперничаем... Так что, если говорить всерьёз, и дома мы не можем успокоиться до конца. Потому что подлинное спокойствие связано не только со стенами, которые нас окружают.
Что же чувствовал паломник времён псалмопевца, приходя в иерусалимский храм? Он чувствовал, что день в доме Господнем лучше тысячи дней в шатрах нечестия. Ощущал в храме присутствие Того, Кто может не просто защитить, но исцелить его душу, Кто способен даровать ему подлинный покой в непорочности сердца. Сегодня мы читаем этот текст через призму евангельского благовестия. Мы знаем, что опыт рая или Царства Небесного, не ограничен местом или только стенами, но связан с опытом нашего пребывания в Духе и истине. Это, конечно, никакое не выстаивание и не вычитывание, как могло показаться подростку, о котором мы говорили вначале. Это опыт любви, опыт радостной встречи и бесконечного общения человека с Тем, Кто наполнил его жизнь — смыслом, совесть — покоем и сердце — радостью.
Псалом 83. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 83. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 83. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема