Случилось так, что в одном городе не оказалось правителя: прежний князь скончался и не оставил наследника. Стали жители города нового князя искать.
А на юге Бирмы жил в те времена один пастух. Каждый день пастух приносил с собою на пастбище нехитрую еду в узелке. Присядет перекусить, а вокруг птицы вьются — и он всегда с ними чем-нибудь делился.
Однажды прилетел с севера попугай-говорун и рассказал другим пернатым о том, что в одном городе жители себе нового князя себе ищут. Тут мудрый ворон и говорит:
— Пастух наш — хороший человек, давайте сделаем его князем. Станет он нас кормить, ещё больше о нас заботиться.
Спросили птицы у парня, хочет ли тот быть князем.
— Почему бы и нет? — говорит он, — я не против.
Тогда ворон велел ему сплести большую корзину. Пастух сел в эту корзину, налетела птичья стая, подхватила корзину и понесла на север. Впереди всех летел попугай — дорогу показывал.
Добрались птицы до города, залетели через окно во дворец и поставили корзину прямо на княжеский трон. Прибежали придворные и решили, что это и есть долгожданный князь: прямо с неба на трон спустился.
Вольготно поначалу жилось птицам при князе-пастухе, тот велел кормить их вдоволь. Но вскоре стал забывать правитель про своих друзей. Время шло, и угощение для птиц становилось всё скуднее, а потом их и вовсе перестали кормить.
И вот однажды явился во дворец к князю попугай.
— О, славный князь! — сказал попугай.— Дошло до птиц, твоих верных слуг, что в соседней стране не стало короля. Страна эта большая, города и деревни — богатые. Отнесём тебя в эту страну — станешь ты не князем, а королём.
Обрадовался пастух: отчего бы ему и впрямь не стать королём? Доля завидная: больше богатства, власти, славы, — чем не жизнь? По правде сказать, с тех пор, как его сделали князем, испортился у него характер, сделался он жадным и завистливым.
Уселся князь в ту же самую корзину, в которой его когда-то птицы в город принесли. Дружно птицы подняли корзину на небо и полетели на юг.
Но только принесли они корзину не в соседнюю страну, а на то самое поле, где пастух когда-то коров пас. Поставили корзину на землю — и полетели прочь.
Понял пастух, что наказан за свою жадность и неблагодарность, да поздно. Делать нечего, пришлось ему наняться в подпаски к новому пастуху.
Не всякому человеку власть полезна!
(по мотивам бирманской народной сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.