У молодых музыкантов, которые считают, что играют христианский рок, очень часто можно встретить строчки, в которых они как бы ненавязчиво намекают на веру в Бога. Именно ненавязчиво, и именно намекают. Например, в одной песне я услышал слова: «Даст Бог, вспомним чьим пером нас нарисовали» — видимо, слушатель должен в этот момент задуматься, что человек создан по образу и подобию Божьему. Или вот такая строчка из другой песни: «Ты прилетай благою вестью, дальним звоном колокольным, меня из этого вертепа забери». Здесь слушатель, видимо, должен проникнуться самой религиозной символикой — и вслед за этим открыть Евангелие.
Задача миссионерствовать так или иначе есть в том, что принято называть христианским роком. Само по себе это очень хорошо. Но дальше — вопрос способа. Я лично вижу три пути, как это можно делать. Первый путь — петь о Боге напрямую. Как например, Юрий Шевчук, у него есть такие строчки: «Вперед Христос, мы за тобой, наполним небо добротой». Второй путь — описанный выше: петь как бы намеками, не навязчиво, уповая на то, что кому надо — тот поймет. И третий путь — вообще не упоминать никакой религиозной символики, петь о чем-то общечеловеческом, но сюжет, контекст и смысл окажутся христианскими сами по себе, это будет понятно без дополнительных объяснений — все будет читаться между строк. Вспомните, например, песню Высоцкого «Баллада о любви», или «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы.
Конечно, по поводу каждого из трех путей можно выразить сомнения. В первом случае, когда поешь о Боге напрямую, — а не получиться ли слишком навязчиво и пошло? Во-втором, когда намекаешь на Бога, — а поймут ли тонкий намек те, кому он адресован. В-третьем, — а вдруг люди подумают, что христианское — это и есть общечеловеческое, и решат, что значит и не нужно быть христианином, раз в этом нет ничего особенного. Само собой, все три опасности существуют и избежать их можно только одним — личным мастерством автора как художника.
И все-таки одно обобщение тут сделать можно. Как правило второй путь — путь намеков — выбирают люди, которые сами еще только на пути к Богу, на пути в Церковь. Это никак их не умаляет и не делает менее интересным их творчество, но просто задает для этого творчества определенный формат. Такой человек еще не имеет большой глубины религиозных переживаний, его вера еще не выстрадана, еще не закалена. А значит, с одной стороны, он не рискнет петь о Боге напрямую — побоится скатиться в пошлость, ведь ему пока неоткуда черпать образы и мысли, чтобы спеть о Боге без штампов, без паточности и без елейной приторности. То есть, он не может пойти первым путем. С другой стороны, он и третьим путем пойти не может — не может написать просто песню на любой другой сюжет, но написать так, чтобы сам контекст и сама история оказывались между строк христианскими. Ему опять-таки неоткуда черпать образы и мысли, потому что он еще до конца не испытал, как это тяжело — стремиться жить подлинной христианской жизнью, еще не падал и не набил себе шишек на этом пути…
Какой можно сделать вывод? Само собой, любая песня — если она талантлива и глубока — принесет человеку радость и пользу. Но то, насколько слушателя зацепит то, что ты пишешь, напрямую зависит оттого, насколько ты хороший христианин. И первый шаг к тому, чтобы быть интересным и услышанным —духовно работать над собой.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема