У молодых музыкантов, которые считают, что играют христианский рок, очень часто можно встретить строчки, в которых они как бы ненавязчиво намекают на веру в Бога. Именно ненавязчиво, и именно намекают. Например, в одной песне я услышал слова: «Даст Бог, вспомним чьим пером нас нарисовали» — видимо, слушатель должен в этот момент задуматься, что человек создан по образу и подобию Божьему. Или вот такая строчка из другой песни: «Ты прилетай благою вестью, дальним звоном колокольным, меня из этого вертепа забери». Здесь слушатель, видимо, должен проникнуться самой религиозной символикой — и вслед за этим открыть Евангелие.
Задача миссионерствовать так или иначе есть в том, что принято называть христианским роком. Само по себе это очень хорошо. Но дальше — вопрос способа. Я лично вижу три пути, как это можно делать. Первый путь — петь о Боге напрямую. Как например, Юрий Шевчук, у него есть такие строчки: «Вперед Христос, мы за тобой, наполним небо добротой». Второй путь — описанный выше: петь как бы намеками, не навязчиво, уповая на то, что кому надо — тот поймет. И третий путь — вообще не упоминать никакой религиозной символики, петь о чем-то общечеловеческом, но сюжет, контекст и смысл окажутся христианскими сами по себе, это будет понятно без дополнительных объяснений — все будет читаться между строк. Вспомните, например, песню Высоцкого «Баллада о любви», или «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы.
Конечно, по поводу каждого из трех путей можно выразить сомнения. В первом случае, когда поешь о Боге напрямую, — а не получиться ли слишком навязчиво и пошло? Во-втором, когда намекаешь на Бога, — а поймут ли тонкий намек те, кому он адресован. В-третьем, — а вдруг люди подумают, что христианское — это и есть общечеловеческое, и решат, что значит и не нужно быть христианином, раз в этом нет ничего особенного. Само собой, все три опасности существуют и избежать их можно только одним — личным мастерством автора как художника.
И все-таки одно обобщение тут сделать можно. Как правило второй путь — путь намеков — выбирают люди, которые сами еще только на пути к Богу, на пути в Церковь. Это никак их не умаляет и не делает менее интересным их творчество, но просто задает для этого творчества определенный формат. Такой человек еще не имеет большой глубины религиозных переживаний, его вера еще не выстрадана, еще не закалена. А значит, с одной стороны, он не рискнет петь о Боге напрямую — побоится скатиться в пошлость, ведь ему пока неоткуда черпать образы и мысли, чтобы спеть о Боге без штампов, без паточности и без елейной приторности. То есть, он не может пойти первым путем. С другой стороны, он и третьим путем пойти не может — не может написать просто песню на любой другой сюжет, но написать так, чтобы сам контекст и сама история оказывались между строк христианскими. Ему опять-таки неоткуда черпать образы и мысли, потому что он еще до конца не испытал, как это тяжело — стремиться жить подлинной христианской жизнью, еще не падал и не набил себе шишек на этом пути…
Какой можно сделать вывод? Само собой, любая песня — если она талантлива и глубока — принесет человеку радость и пользу. Но то, насколько слушателя зацепит то, что ты пишешь, напрямую зависит оттого, насколько ты хороший христианин. И первый шаг к тому, чтобы быть интересным и услышанным —духовно работать над собой.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия