У молодых музыкантов, которые считают, что играют христианский рок, очень часто можно встретить строчки, в которых они как бы ненавязчиво намекают на веру в Бога. Именно ненавязчиво, и именно намекают. Например, в одной песне я услышал слова: «Даст Бог, вспомним чьим пером нас нарисовали» — видимо, слушатель должен в этот момент задуматься, что человек создан по образу и подобию Божьему. Или вот такая строчка из другой песни: «Ты прилетай благою вестью, дальним звоном колокольным, меня из этого вертепа забери». Здесь слушатель, видимо, должен проникнуться самой религиозной символикой — и вслед за этим открыть Евангелие.
Задача миссионерствовать так или иначе есть в том, что принято называть христианским роком. Само по себе это очень хорошо. Но дальше — вопрос способа. Я лично вижу три пути, как это можно делать. Первый путь — петь о Боге напрямую. Как например, Юрий Шевчук, у него есть такие строчки: «Вперед Христос, мы за тобой, наполним небо добротой». Второй путь — описанный выше: петь как бы намеками, не навязчиво, уповая на то, что кому надо — тот поймет. И третий путь — вообще не упоминать никакой религиозной символики, петь о чем-то общечеловеческом, но сюжет, контекст и смысл окажутся христианскими сами по себе, это будет понятно без дополнительных объяснений — все будет читаться между строк. Вспомните, например, песню Высоцкого «Баллада о любви», или «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы.
Конечно, по поводу каждого из трех путей можно выразить сомнения. В первом случае, когда поешь о Боге напрямую, — а не получиться ли слишком навязчиво и пошло? Во-втором, когда намекаешь на Бога, — а поймут ли тонкий намек те, кому он адресован. В-третьем, — а вдруг люди подумают, что христианское — это и есть общечеловеческое, и решат, что значит и не нужно быть христианином, раз в этом нет ничего особенного. Само собой, все три опасности существуют и избежать их можно только одним — личным мастерством автора как художника.
И все-таки одно обобщение тут сделать можно. Как правило второй путь — путь намеков — выбирают люди, которые сами еще только на пути к Богу, на пути в Церковь. Это никак их не умаляет и не делает менее интересным их творчество, но просто задает для этого творчества определенный формат. Такой человек еще не имеет большой глубины религиозных переживаний, его вера еще не выстрадана, еще не закалена. А значит, с одной стороны, он не рискнет петь о Боге напрямую — побоится скатиться в пошлость, ведь ему пока неоткуда черпать образы и мысли, чтобы спеть о Боге без штампов, без паточности и без елейной приторности. То есть, он не может пойти первым путем. С другой стороны, он и третьим путем пойти не может — не может написать просто песню на любой другой сюжет, но написать так, чтобы сам контекст и сама история оказывались между строк христианскими. Ему опять-таки неоткуда черпать образы и мысли, потому что он еще до конца не испытал, как это тяжело — стремиться жить подлинной христианской жизнью, еще не падал и не набил себе шишек на этом пути…
Какой можно сделать вывод? Само собой, любая песня — если она талантлива и глубока — принесет человеку радость и пользу. Но то, насколько слушателя зацепит то, что ты пишешь, напрямую зависит оттого, насколько ты хороший христианин. И первый шаг к тому, чтобы быть интересным и услышанным —духовно работать над собой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело