У молодых музыкантов, которые считают, что играют христианский рок, очень часто можно встретить строчки, в которых они как бы ненавязчиво намекают на веру в Бога. Именно ненавязчиво, и именно намекают. Например, в одной песне я услышал слова: «Даст Бог, вспомним чьим пером нас нарисовали» — видимо, слушатель должен в этот момент задуматься, что человек создан по образу и подобию Божьему. Или вот такая строчка из другой песни: «Ты прилетай благою вестью, дальним звоном колокольным, меня из этого вертепа забери». Здесь слушатель, видимо, должен проникнуться самой религиозной символикой — и вслед за этим открыть Евангелие.
Задача миссионерствовать так или иначе есть в том, что принято называть христианским роком. Само по себе это очень хорошо. Но дальше — вопрос способа. Я лично вижу три пути, как это можно делать. Первый путь — петь о Боге напрямую. Как например, Юрий Шевчук, у него есть такие строчки: «Вперед Христос, мы за тобой, наполним небо добротой». Второй путь — описанный выше: петь как бы намеками, не навязчиво, уповая на то, что кому надо — тот поймет. И третий путь — вообще не упоминать никакой религиозной символики, петь о чем-то общечеловеческом, но сюжет, контекст и смысл окажутся христианскими сами по себе, это будет понятно без дополнительных объяснений — все будет читаться между строк. Вспомните, например, песню Высоцкого «Баллада о любви», или «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы.
Конечно, по поводу каждого из трех путей можно выразить сомнения. В первом случае, когда поешь о Боге напрямую, — а не получиться ли слишком навязчиво и пошло? Во-втором, когда намекаешь на Бога, — а поймут ли тонкий намек те, кому он адресован. В-третьем, — а вдруг люди подумают, что христианское — это и есть общечеловеческое, и решат, что значит и не нужно быть христианином, раз в этом нет ничего особенного. Само собой, все три опасности существуют и избежать их можно только одним — личным мастерством автора как художника.
И все-таки одно обобщение тут сделать можно. Как правило второй путь — путь намеков — выбирают люди, которые сами еще только на пути к Богу, на пути в Церковь. Это никак их не умаляет и не делает менее интересным их творчество, но просто задает для этого творчества определенный формат. Такой человек еще не имеет большой глубины религиозных переживаний, его вера еще не выстрадана, еще не закалена. А значит, с одной стороны, он не рискнет петь о Боге напрямую — побоится скатиться в пошлость, ведь ему пока неоткуда черпать образы и мысли, чтобы спеть о Боге без штампов, без паточности и без елейной приторности. То есть, он не может пойти первым путем. С другой стороны, он и третьим путем пойти не может — не может написать просто песню на любой другой сюжет, но написать так, чтобы сам контекст и сама история оказывались между строк христианскими. Ему опять-таки неоткуда черпать образы и мысли, потому что он еще до конца не испытал, как это тяжело — стремиться жить подлинной христианской жизнью, еще не падал и не набил себе шишек на этом пути…
Какой можно сделать вывод? Само собой, любая песня — если она талантлива и глубока — принесет человеку радость и пользу. Но то, насколько слушателя зацепит то, что ты пишешь, напрямую зависит оттого, насколько ты хороший христианин. И первый шаг к тому, чтобы быть интересным и услышанным —духовно работать над собой.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











