
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника Ирина Главацкая.
Мы говорили о том, как детям найти свой путь в жизни и как родители могут в этом помочь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие — друзья! В эфире программа «Пайдейя». Этим красивым словом древние греки называли целостный процесс образования и воспитания. О том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала, раскрытию образа Божьего в себе, мы будем сегодня говорить. И напомню, что эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер-лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ, детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
С радостью, огромной радостью, дорогие друзья, представляю вам нашу сегодняшнюю гостью, которую трепетно люблю, уважаю и всегда очень жду в нашей студии. Ирина Главатская, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Дорогая Ириночка, здравствуйте, очень рада вас видеть!
Ирина Главацкая
— Здравствуйте, Кирочка! Взаимно.
— Да, очень хотелось мне с вами поговорить, честно говоря, потому что внимание на себя обращает ваше уважительное, трепетное отношение к собственным детям. Это, конечно, бросается в глаза, потому что, ну, не принято как-то у русского человека уж слишком тонко и деликатно общаться с детьми. Мы их все любим, мы пытаемся сделать из них людей, мы пытаемся им помочь, мы окружаем их огромным количеством заботы, но нет в нашей культуре, мне кажется, это также следствие постсоветского пространства, советского пространства, ну, какого-то уж слишком деликатного отношения к детям. Есть детоцентризм, есть все, что угодно, есть неврозы на почве взросления детей, есть конфликты, есть желание причинить добро, но мало очень искреннего, реального уважения и видения в своем ребенке другой личности. Вот вы как раз тот человек, с которым очень хочется об этом поговорить, потому что вы это в свою жизнь внедряете, и хочется услышать ваш опыт, не только как мамы, но и как педагога и психолога. Давайте прямо будем вас слушать. Как общаться с детьми? Как помочь им в этом мире найти свою дорогу? Ну и, конечно, как действительно видеть в них отдельных людей, а не часть себя?
Ирина Главацкая
— Хорошая у нас задача на сегодняшний час, очень хорошая, да, увидеть задумку Бога в наших детях. Вот. Но, наверное, сразу скажу, что иерархичность семьи — это основа. Основа гармонии в семье. Когда Бог превыше всего, да, затем муж, жена и дети. То есть только в такой иерархии можно выстроить гармонию. То есть она не автоматически, конечно, выстраивается, но через такую последовательность у нас есть возможность выстроить ее.
То, что было вами произнесено, да, то есть про личность, да, ребенка, уважение к нему, все же нужно помнить такой момент, что личность формируется на протяжении многих лет. А сразу рождается ребенок-индивидуум. И вот через понимание того, что это индивидуум, и Бог в него заложил определенные качества, прошу не путать с характером, характер тоже формируется на протяжении детского периода, да, и дальнейшей взрослой жизни, он основывается на привычках, то есть заложенных и в семье, и потом у самого человека. Момент того, что все же темперамент, то, что Господь уже заложил. И родители, видя присматриваясь, да, к темпераменту своего ребенка, он начинает подбирать для него какие-то занятия. То есть, скажем так, давать пробовать, да, одну деятельность, другую. Да, у кого-то есть усидчивость, у кого-то нет, на моторику, на много разновидностей, скажем, такой деятельности и многогранность. То есть, да так мы выявляем в своем ребенке склонности к чему-то. Да, что ему нравится, что он любит, в чем-то он более прогрессивно улавливает, а что-то нет. Вот. Также была упомянута детоцентричность, да. То есть это как раз наоборот, такой скажем антипод, да, постсоветского времени, потому что там не было детоцентричности, там всегда было недохваленность, всегда кто-то был передовик, всегда как бы не перехвалить. Это тоже дало некий свой плод, то есть обесценивал человек себя зачастую. То есть и выросло не одно поколение таких, не чувствующих, я люблю говорить самоценности. Именно не самооценки, а самоценности у человека тогда нет. Он как бы не ценен для себя. Но это неверное видение, потому что Господь каждого ценит. Он вдохнул в него жизнь, в каждого человека, вложил таланты. И наша родительская задача — это как раз про то, чтобы выявить задумку Божью и таланты выявить, те, которые Господь заложил. И, скорее всего, это не один талант.
Кира Лаврентьева
— Ой. Ирина, я вас слушаю, конечно, и впадаю в анабиоз, потому что мне казалось, что у старшего ребенка, например, есть явный талант к информационным технологиям. Он занимается IT, ему это нравилось до определенного момента. А сейчас он ко мне подходит в 12 лет и говорит, что нет, слушай, я, наверное, что-то другое хочу. А мы столько уже сил вложили в это. И я такая думаю, сыночек, что же, что же ты хочешь? И вот это интересно. Но он говорит, что он там разные он вещи говорит, он то хочет быть психологом, то дипломатом, то политиком.
Ирина Главацкая
— Ну, понимаете, да, мальчик начинает, в принципе, мир узнавать. Он прощупывает. Это здорово, что он вот эти колебания в этом возрасте, это наоборот здорово, потому что он скажем так, хочет утвердиться. А верно ли он выбрал до этого? Вот, допустим, в 9, в 10 лет? То есть это же очень ранний выбор. И я тоже об этом хотела бы сказать, что раньше, то есть в 9 ну, наверное, в 10-12 лет все же уже как-то были склонны к определенности какой-то, да, то есть, что нравится. Мы не про выбор конкретно уже окончательной профессии, да, но к тому, что нравится, вообще по жизни делать. То есть 10-12 лет — это была норма. Сейчас нет. Сейчас тенденция к тому, что 15-16 и и 18 лет, то есть человек не может определиться. А ведь он должен уже в 10 классе определиться, потому что он ЕГЭ, то есть он уже под определенный вуз, там же нужно выбрать предметы, то есть это уже определенность должна быть. То есть 15 — это уже сориентированность внутренняя. А у ребенка такого нет. Потому что дети тотально уставшие, дети тотально измотанные, скажем так, то есть, да, измученные множеством кружков. И как раз вот, как раз вот этот шлейф детоцентричности, то есть все лучшее детям — это здорово, но мы же все же должны начинать с фундамента духовного, морального. И как родители не перекладывать это на кого-то, на воспитателей в детском саду, на учителей в школе, на преподавателей в вузе. Там они преподают уже целенаправленность предметов. А как раз про мораль, про закон, про честь и честность, то есть это то, что мы должны привить в семье, то, что является фундаментом и стенами. И как раз по кирпичику потом ребенок уже, выпорхнув, достраивает. То есть мы не завершаем строительство, да, ребенок же все время находится в развитии. То есть и понимать, что, ну, опять же, что мы все созданы по образу и подобию, то есть в каждом своя задумка. А зачастую мы как, зачастую родители как раз думают, что они как будто бы в детях видят вот свою проекцию, если у них не получилось в художественной школе, и когда-то потом вдруг это понадобилось во взрослой жизни, они считают, что вот, это нужно обязательно внедрить ребенку. А у него, допустим, нет усидчивости, такой темперамент. И тут же, опять же, проговорю, что темпераменты они не четко определенные. То есть зачастую, в большинстве, это уже, ну, из опыта, это каждый специалист скажет и знает, это смешанные темпераменты. И здесь момент как раз в раннем детстве, для чего нам дан период декрета, присмотреться. Это естественно не выявится там с годика до трех, до трех, но есть моменты, которые уже будут как индикаторами или подсказочками. А детки, которые очень шустрые, очень хорошо соображают, скажем так, в реакциях. Это же здорово в них развивать эти реакции, допустим, через спорт. Это, но не обязательно ребенок уйдет в спорт. Там развивается хорошая реакция, то есть большой спорт. То есть он может уйти, если ему понравится, а может не уйти. Может, там, такая скоростная реакция, допустим, понадобится в экстренной медицине. То есть эта реакция — именно сообразить сходу и принять решение. Она очень созвучна, скажем так, и хорошо прорабатывается именно в, в таких активных видах спорта.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. У нас сегодня в гостях Ирина Главацкая, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Меня зовут Кира Лаврентьева. Ирина, а как вы думаете, почему у очень активных, например, родителей, которым интересно жить, они активно проводят время свободное, у них много разных интересов, они любят читать, они любят гулять, они любят общаться с людьми, смотреть интересные фильмы, у них есть какие-то свои увлечения, несмотря на загруженность на работе, да встречаются, случаются абсолютно аморфные дети, которые ну вот просто ничего не хотят и родители, пожалуйста, оставьте меня в покое, я буду тут в своей комнате, закрывшись сидеть. Вот это от чего берется?
Ирина Главацкая
— От чего берется? А, смотря какой возраст. Здесь вот нужно оговориться хотя бы примерно. То есть если это какой-то ранний возраст, то есть нужно посмотреть, это вообще-то как-то сочетается с темпераментом или ребенок на самом деле активный, но заперся от чего-то внешнего. То есть у него конфликт с каким-то внешним миром, то есть, возможно, с какой-то ситуацией внешней. И он заперся как бы в себе, но физически он это демонстрирует, что он заперся, ну как бы, да, в комнате, не дает к себе, то есть не подпускает никого к себе. Тут нужно понимать, это как бы детство, то есть ранний, да, период или это уже все же подростковый, когда дети, ну, скажем так, прощупывают себя, у них начинает пробуждаться самоощущение. А какой я? И они не всегда способны рефлексировать, да, и задавать себе вопросы. Мы не будем углубляться в какие-то такие, да моменты уже профессиональные, но чего я хочу, вот, допустим, даже самый элементарный. Чего мне хочется, что я люблю, что мне вообще нравится? Что я сейчас в данный момент хочу? Прогуляться или, да, или запереться в комнате? А, опять же, как, на какой-то период, временной такой, да, это нормально. Когда человек просто устал от социума, школьного, то есть, да, вот этого шума, то есть, да, он хочет побыть сам, но не всегда понимает, как это качественно сделать, чтобы для него было это в плюс, чтобы дало ему сил, не забрала, то есть, да, не нагнала тревоги от одиночества, то есть, да, отдала ему сил. Не всегда это ребенок может.
Кира Лаврентьева
— Как тут родители могут помочь?
Ирина Главацкая
— Как помочь? Только разговором. Только разговором, и причем аккуратно. Не иди-ка я с тобой поговорю сейчас, давай-ка поговорим. То есть мне кажется, это прямо сразу вот такой бетонный блок для всех. Вот. Поэтому момент зайти к ребенку в разговор через то, что он любит, что ему нравится. Хотя бы это должен-то понимать, знать родители. Даже через ну, множество есть, на самом деле, вариантов, смотря что ребенок любит. Если он любит погонять на самокате, значит нужно прогуляться, ну, то есть уже так размеренно, чтобы быть вместе, а потом сделать передышечку. То есть, да, ну, на самокате прогуляться с родителем, да, сделать передышечку, допустим, съесть что-то уже вкусненькое, там, да, опять же, с его предпочтением. То есть, да, сделать акцент на него и завести разговор. А так ведь лучше, чем в комнате сидеть. Или просто тебе нужна была передышечка? То есть через это можно будет понять для ребенка это был вот прямо дедлайн какой-то, да, вот временной отрезок, когда он хотел ограничить общение, да, и набраться ресурса сил. Или все же это как-то, какая-то замкнутость, то есть, да, он убегает от какого-то конфликта, от какой-то проблемы внешней. Может, коммуникационной с друзьями, может, еще от чего-то, то есть, да, с преподавателем. То есть не всегда дети хотят говорить в, ну, таком пубертате, возраст, да, или в подростковом периоде, потому что считают, что они сами могут справиться. Но это не так. Потому что даже взрослый не всегда может выйти из ситуации, вроде бы, казалось бы, вот в том-то все и ошибка, что кажется элементарной ситуация, да, и человек думает, что вот он просто выйдет сейчас из ситуации, то есть побудет сам или вот, перегорюет что-то или о чем-то подумает, но думать нужно правильно. Даже, скажем так, анализировать нужно правильно, задавая себе правильные вопросы. То есть, что было не так? А, почему, почему я здесь сижу? То есть так комфортно? То есть и доколе это будет, да? То есть как-то ограничить и тогда это будет некое понимание. Это побег от себя или от чего-то внешнего. Вот.
Кира Лаврентьева
— А вот эта фраза: «Вы меня не понимаете», она откуда берется?
Ирина Главацкая
— От ограждения, что много раз, значит, вне конфликта, вне каких-то ситуаций ребенок пытался что-то донести до родителя. Ну, это зачастую уже подростковый возраст, то есть, да, когда ребенок считывает, у меня так много было в практике, несовременность родителей. Он сразу считывает. И он сразу ставит клеймо на родителях, бессознательно, что он не может понять, потому что он в некоторых текущих, современных моментах ничего не понимает. То есть ребенок просто бессознательно делает такой вывод.
Кира Лаврентьева
— А как стать современным родителем?
Ирина Главацкая
— Ну, в какие-то, скажем, не надо во все вникать, абсолютно во все, в этот сленг, который сейчас моден, завтра не будет это уже употребимо, то есть, ну, как бы, опять же, не все любят его, то есть даже из подростков, то есть не принимают, то есть, да, это как раз у тех, не ортодоксальных детей, а именно просто у тех, у кого есть внутренний уже стержень и залит вот такой фундамент морали, не то что это считается аморальным, а то, что это не созвучно. То есть, да, вот, ну, можно сказать, более приемлемо и более понятно. То есть, да, то, что идет же от сердца, а не просто такая дань моде, то есть, да, говорить на каком-то ломаном языке. Вот. Поэтому здесь не про вникание в этот сленг там еще что-то, но знать какие-то точки, которыми интересуется ребенок, то есть, да, и хотя бы что-то об этом знать, не все. То есть, да, каждый же профессионал в своей сфере. То есть, да, есть вот дети, которые там электронику от и до разбирают, все, маме не обязательно вникать во все эти диоды, в то, как это спаять, это плата, это вот все, все, все, все. Вот. Но восхищаться и говорить, как это здорово и что ты уже становишься как будто бы не просто любителем, а профессионалом в этой сфере, да, и подчеркивать, вот я в этом профессионал. Тогда некий баланс становится, что ребенок ощущает себя не выше родителя, не круче, тогда он не может сказать: «Вы ничего не понимаете». То есть, да, он понимает, что отец в этой сфере понимает и здорово разбирается, да. Мама в этой сфере, там, да, здорово разбирается. А у него пошла совершенно другая сфера, которая не похожа на мамину сферу, на папину сферу. В этом и есть талант. То, о чем, да, мы хотим сказать, увидеть, поддержать его, разглядеть, дать, ну, из того, что мы можем, да, из текущей возможности максимально раскрыть его и развить. Талант в ребенке — это про то, что ему хочется делать, глаза горят, и он стремится к этой деятельности.
Кира Лаврентьева
— Смотрите, вот такой вопрос. Как не потерять связь с подростком? Я знаю, что мы говорим с вами сейчас о как бы разглядывании талантов, да, но все-таки не говорить о связи с подростком в этом смысле, когда у него формируется все мироощущение и выбор собственного пути жизненного, мы не можем в этом разговоре. Поэтому я и спрашиваю. Как не потерять, когда он закрывается, когда он отдаляется, когда он говорит: «Вы меня не понимаете»? Ну ладно, хорошо, с этим разобрались, с пониманием, куда ни шло там, можно через диалог как-то выстроить. Ну вот в целом, в целом вот эту нить дружбы какой-то, когда явно он делает, например, ну, совсем не то, что нам нравится.
Ирина Главацкая
— Ну смотрите, мы же опираемся не на то, что нам нравится или не нравится. Мы все же в христианских семьях, да, мы опираемся на закон, который нам дал Господь. Мы не должны отступать. Закон — это и есть то, что мы в современности называем границы. Если у ребенка нет границ, вот такая вседозволенность, это для него трагедия. На самом деле, когда родители берут такую тенденцию, что вот он уже личность, он еще не личность, потому что личность формируется, или делают отмашку, что вот у него такой характер, поэтому он так себя ведет. Нет, характер тоже формируется. И мы его формируем. То есть пока он совсем малыш, да, то есть у него есть темперамент. То есть, когда он более живенький, и мы даем возможность. То есть, да, вот такой вот живчик, такой весь подвижный, то есть мы даем возможность, мы как раз не запираем его темперамент в какие-то очень строгие рамки, то есть, да, вот сиди и рисуй. То есть, а ему хочется бегать. Момент вот этот, когда ответственность есть у родителя разглядеть, и есть у мамы время декретное, то есть присмотреться. Хотя бы не то, что предпочитает он, повторюсь, это невозможно с нуля до трёх, но увидеть, к чему склонен именно темперамент. Ребёнок более спокойный, она уже в проекции, когда выйдет на работу, а ребёнок в сад или в школу, она будет понимать, куда его направить. То есть вот этот момент внутреннего по крупицам собирать из действий ребёнка, мы смотрим и собираем: а что Господь в него вложил? Это раскрывается со временим. Божья задумка в этом человеке.
Кира Лаврентьева
— Вот это вообще самое сложная задача и для нас самих, и для наших детей.
Ирина Главацкая
— Это наша ответственность. В этом, наверное, и есть суть родительства. Дать правила, дать рамки, закон Божий, залить некий нерушимый, железобетонный фундамент, и они его дальше будут уже выстаривать.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Ирина Главацкая, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы.
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. У нас сегодня в гостях Ирина Главацкая, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Мы говорим о том, как найти детям свой путь и как нам, родителям, им в этом помочь. Ну вот здесь невозможно вести разговор без поиска своего собственного пути, да? Вот как верующего человека, как жену священника, наверное, конечно, спрошу вас, Ирина: как узнать волю Божью о себе самом? Потому что не может нереализованный человек помочь реализоваться своему ребенку. Ну, либо может, но это на каком-то совсем обратном таком действии. Не делай так, как я.
Ирина Главацкая
— Ну да, но опять же момент гармонии, если у самого человека, да, некая цельность внутренняя, она также строится на духовности. То есть, да, если у нас мы берем в профессиональной деятельности, в психологии, да, то есть, неотъемлемая моя часть работы с личностью — это колесо баланса. И у меня оно выстраивается с фазы «вечное». Вечное — это как раз про богообщение. Потому что с него мы начинаем день. Да, то есть и, как говорится, как задашь тон, так все будет и звучать. А, как раз гармонизация, то есть работа с собой — это и есть гармонизация себя, сбалансировать. То есть машина-то не поедет, а, ровненько, если не сбалансировать. То есть вот для нас вот нужны какие-то примеры совершенно обыденные, простые, бытовые. То есть машина не поедет без сбалансированных колес. И все время ее будет уводить куда-то и раскачивать. Точно так же и у человека. То есть, мы некий механизм, чтобы нас не раскачивало куда-то, нужна постоянная балансировка. Потому что у нас очень много внешних факторов, которые куда-то утягивают наше внимание наши интересы. То есть у нас, у взрослых, множество этих факторов. Усталость та же, которая просто сваливает нас и уже не до чего. И также тотальная усталость родителей, которые в погоне обеспечить детям, максимально дать, это тоже от дефицита в своем детстве, когда много чего не было, и хочется это у детей исключить и компенсировать. Поэтому сбалансированный человек он-то как раз выстраивает из сферы вечное. То есть от этого все начинает строиться. Если от этого не строить, тогда это будет что-то эпизодичное. Нас будет все время раскачивать. То есть, да, то мы одно делаем, то мы причиняем добро. И момент того, что потом устаем быть спасателями и сваливаемся в такое вот восстановление себя. Это хорошо, если восстановление, а то и в какое-то такое вот, вот все такие, не оценили. Поэтому абсолютно согласна, что сначала нужно, чтобы взрослый был целостный, гармоничный, тогда он может разглядеть задумку Бога в ребенке. Хотя бы начать понимать, к чему вот склонен ребенок, подсказывать ребенку, давать возможность, чтобы ребенок попробовал ту или иную деятельность, сферу. А, зачастую еще тоже такой постсоветский момент, что нужно обязательно закончить, что начал. Не обязательно. Если ребенок будет все начатое заканчивать, ну, жизни не хватит, жизни, конечно. И если человек сел не в свой поезд, чем раньше он выйдет, тем ближе вернется к станции, на которой он сядет на свой поезд, свой путь. То есть момент того, что мы теряем время, то есть дожимая до конца. А момент, конечно, наши слушатели могут, конечно, поспорить о том, что, а как же музыка, где нужно принуждение? Вот на самом деле, музыка и любое творчество, художество, то есть, момент творчества — это все только по любви. Может быть, из-под палки просто творчество никак не получится. Есть нюанс. Если у ребенка уже пошел какой-то вот прогресс, да, в творчестве, будь то в музыке, будь то в рисовании, и наступает усталость, из-за которой наступает лень, лень ходить, лень доделывать, то есть какой-то проект, там, будь то музыкальный, вот тогда мы вот как бы с любовью через то, что ты столько вложил сил в это, ты же столько лет проучился, ну давай еще чуть-чуть, вот, здесь вот чуть-чуть осталось. Особенно это сочетается с концом учебного года. То есть это школьный учебный период, который дает нагрузки в конце года и также такой же текущий школьный период там в музыкальной школе или в художественной, как раз, который дает тоже нагрузку, да, какой-то проект нужно закончить, сдать, вот, какие-то там этюды доучить. Вот. А, момент того, что нужно зайти через то, что ты столько вложил сил, ты такой так здорово у тебя все получалось, вот давай чуть-чуть вот, а там вот дальше посмотришь, прислушаешься к себе там за лето, да, но вот некое логическое завершение хотя бы, конец года, нужно доделать. Вот здесь мы не теряем, а, того элемента, когда ребенок по жизни во взрослой жизни, да, начнет и бросает. То есть он понимает, что хотя бы до какой-то ступеньки нужно логически довести. Вот, вот, вот здесь это выход из ситуации. Хорошо. Открытые таланты, они же видны сразу. То есть, да, творческие личности, музыкальные личности, они же сразу видны. И там, естественно, скажем так, открытый путь к творчеству и это нужно все поощрять. А когда родители компенсируют как раз в ребенке себя, свои несбывшиеся мечты. У кого-то балет, у кого-то какой-то еще другой большой спорт, у кого-то творчество. Хотя у ребенка, я тоже много общалась с преподавателями в творческих направлениях, говорят: ну у ребенка ну совсем к другому возможно есть, но вот прямо к этому вообще ничего не лежит. Руки даже не стоят в этом направлении, скажем так. Они все, оттуда вырастают, из плеч, все, все здорово, но говорят, вот совсем, или неусидчивый, и они хотят через это подготовить к школе, чтобы была усидчивость на уроках там музыки или еще что-то, но у ребенка совершенно другой темперамент. То есть это прививается не через такие усилия, зажимание ребенка в определенные не его рамки. То есть вот эти рамки, как раз ответственность родителя: распознать, а для чего Господь дал вот такой вот где-то, может быть, очень активный темперамент, может, он в какой-то сфере. А что он любит, а что ему нравится? То есть, да, может он очень творческий и у нас же сразу как? Или музыка, или рисование, или спорт. А у нас же такой сейчас ассортимент, скажем так, выбор профессий и узконаправленностей, не только какую-то отрасль взял, есть же узконаправленность, творческие люди — это также и повар, и кондитер, и множество, множество других, и еще более узко, там, шоколатье. Вот ребенок любит сладкое, любит еще что-то там возиться, да, моторика вот сразу вот у него с раннего детства. А почему бы ему не дать попробовать вот что-то такое? То есть такое разнообразие.
Кира Лаврентьева
— Сижу я думаю над этим. А если их действительно вот больше одного? Вот что тогда? Это же надо организовать.
Ирина Главацкая
— Здорово, что они не одномоментно появились. Вот, они же не одномоментно появились, как бы у мамы глаза только два. А, вот, ну, у кого как бы там тройня, да, да, это уже как бы, да, сложнее, согласна. Здесь нужно призывать к помощи. Вот. Но обязательно призывать, иначе мамы надолго не хватит. Поэтому и тот, кто помогает, он тоже присмотрится, поможет, то есть вот этот вектор, вот мышления, наша ответственность — выявить, а что же выявить — это через любовь вот помочь, чтобы помочь. То есть наша ответственность-то перед Богом как раз в этом и заключается. То есть, да, будет почему индивидуальный суд? То есть, да, с нас спросят за наших и за себя, и что мы дали нашим детям. Почему? Потому что индивидуально. То есть Господь дал темперамент. Что ты в этот темперамент вложил? Как ты его развил, чтобы он стал характером? И чтобы это все было цельно, это был индивидуум. То есть, да, это была некая цельность человека, то есть, да, она разногранна. Естественно, то есть, да, скорее всего, вот особенно кто творческий — это вообще не один талант. Это множество талантов.
Кира Лаврентьева
— Вот как раз об этом я и хотела вас спросить. Самый сложный клиент — это, наверное, очень талантливый ребенок, когда все, за что он берется, у него получается прекрасно. У меня есть такой ребенок, и, честно говоря, ни я, ни он, ни папа, никто не понимает, кем ему становиться, потому что у него реально получается все идеально, за что бы он ни взялся. Это и пианино, и это и спорт любой, причем. Скалолазание, футбол, плавание, большой теннис, там бадминтон какой-нибудь, настольный теннис. Ну, то есть, абсолютно, понимаете? Плюс у него и математика. И рассказчик он хороший, и артистичный, и оратор. Не потому что я его мама, я сижу тут его нахваливаю. Нет. У меня наоборот, что с ним делать? Как разглядеть?
Ирина Главацкая
— А, разглядеть в процессе. Слава Богу, да, есть процесс, это и есть сама жизнь, да. И сейчас вот он склонен к этому, если он логически уже завершил музыкальную школу или ну, есть у него такое предпочтение. Опять же, мы говорим о том, что, да, через любовь только в творчество идем. А, из-под палки никак. Но, а вдруг у него есть талант. И здесь мы просто с любовью опять же: ну давай, ну вот уже, сколько ты, да, вот, сколько концертов отыграл, все. Это же так здорово. Ну, логически у тебя будет диплом. Он пригодится тебе или нет? Ну тебе же это несложно. Ну? Давай-ка ты вот чуть-чуть еще поднапряжешься, и мы вот со своей стороны будем, то есть верные слушатели твои дома и на концертах, вот через это зайти, что это вообще кому-то надо, он будет понимать это. А не просто что он поиграл, это как просто игра. Вот для него как любой спорт получается, что для него это игра. То есть он поиграл, у него получается, он, да, получил свою долю наслаждения от этого, но момент его направленности, он, конечно, не выявится сейчас. Это мы для себя должны примечать и подмечать: ага, в эту стезю у него больше. То есть это вот вообще легко. А когда вот прямо во всех сферах легко. Здесь, на самом деле, до очень очень взрослого периода жизни может человек менять сферы деятельности. И у него во всем будет получаться. Просто у него, ну, это нормально. Для кого-то это нормально, все разные. Просто если вот понимать, опять же многодетным мамам, понимать, что настолько все разные, от одних родителей все дети абсолютно разные, и не только с разным уклоном деятельности, разные по темпераменту, разные по характеру, вроде и те же родители и все то же, та же модель воспитания, да. Но все же дети разные. Почему? Потому что восприимчивость разная. Вот, темп, темп их развития, поглощения информации, он все равно разный. Это тоже как, как мы хотим мы этого или нет, это зависит от темперамента. То есть, это то, что уже, скажем, как в задаче математической дано. Вот Господь дал. И нам вот это дано надо разглядеть. А потом решить эту задачку. Вот через так.
Кира Лаврентьева
— А кто же будет их по занятиям этим самым возить? Я вот сижу об этом думаю. У меня прикладное такое сейчас пошло размышление на эту тему. Рутинное. Вот думаю, как их хочется же и то, и то...
Ирина Главацкая
— Здесь все очень важный момент не завозить их вот до изнеможения. И не дать им такую волю, что они решают, сегодня поеду, завтра не поеду, сегодня есть настроение, так тоже нельзя. Мы с вами говорили: до логического конца какого-то. То есть это не обязательно вот конец там, да, музыкальной школы или художественной. Да, если вот ребенок, а, бывает пауза нужна. У меня такое было в личном опыте, когда ребенку дали возможность паузы. То есть мы, оговорили это заранее. Не сначала завершив, то есть, да, а сделав паузу, потом совершенно с новыми силами ребенок занялся в творческом направлении и выдал невероятные результаты.
Кира Лаврентьева
— Да вы что?
Ирина Главацкая
— Бывает пауза, она важна, нужна, потому что идет же еще формирование и рост физический. И организм не справляется, у него силы уходят на то, чтобы сформировались мышцы. То есть, да, это все растягивается, то есть идет просто физическое развитие, особенно в период активного роста, очень мощное. И ребенок может вот очень сильно уставать. Вот просто от того, что раньше он от этого не уставал. А сейчас вот начинает активно уставать, и действительно можно договориться заранее с ним, переговорить с преподавателями, что вы берете определенный момент, вот просто четкий временной промежуток, дедлайн, отрезок времени на паузу.
Кира Лаврентьева
— Программа «Пайдейя» на Радио ВЕРА. Сегодня у нас в гостях Ирина Главацкая, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Мы говорим о развитии детей, разные рассматриваем вопросы, разные проблемы, но в целом как-то вот сквозь призму радости Ирина нам предлагает мыслить в отношении детей. Никаких вот этих нравоучений: давай мы с тобой сегодня поговорим. А вот мне интересно, вы детей вообще журите за что-нибудь? Вот если они что-нибудь натворят?
Ирина Главацкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Это личный вопрос.
Ирина Главацкая
— Конечно, я могу сказать: «Я так не воспитывала. Я так не воспитывала, это что такое?» Вот, это ну абсолютно вот зачастую так вот через это.
Кира Лаврентьева
— А вопрос наказания?
Ирина Главацкая
— И это, вы знаете, этот момент для них собирательный такой, ну действительно, они что-то, ну, начудили, нужно же понимать, все мы не безгрешны, и это, все-таки период прощупывания, как можно, как нельзя, даже самим родителям как можно говорить, а как нельзя. Ну, все же дети уже начинают там повышать тон голоса, у них формируется, где-то ломка голоса, то есть, где-то на это они это все списывают, конечно. Но вот момент того, что особенно такого пребывания с мамой, потому что мамы чуть-чуть, скорее всего, больше в жизни ребенка, нежели отца. Отец более такой, да, добытчик, все. В, в обычном, да, вот классическом раскладе. Момент того, что дети, они очень хорошо, быстро, четко считывают, как с кем можно, а как с кем нельзя поступать. А вот. И когда вы говорите, что вы так не воспитывали, и это действительно соответствует вашему раскладу жизни, что у вас другие ценности, и если ребенок поступил действительно за рамками вашей, даже может быть морали или каких-то ваших нравоучений. Момент того, что, может быть, негласно, но где-то он это, это поймет и выразит, может просто не так сразу, как нам хотелось бы. «Ой, да, извини, прости», нам же вот хочется сразу обратную связь, обратная реакция, да, когда он говорит: «Ох, да-да-да, вот такое сразу раскалывается». Как жаль, как жаль. А он подумает, подумает, на следующий раз или по-другому сделает или через время, ну, всем бы нам так хотелось верить в это, да, придет как-то осознанно, скажет: «Действительно, что-то я там перебрал». Вот, с какими-то своими, да, моментами, то есть не ждать сразу. Ведь Господь же долготерпелив. А мы, а мы такие: «А давай-ка сразу, быстренько, извини, извинись точнее». Вот, да, требуем, требуем. То есть мы такие очень требовательные зачастую, потому что с нас требуют, в школе требуют, на работе требуют, и мы сразу такие вот, чтобы здесь и сейчас. Вот, вот прям. А это же целый процесс. Ну вот формирование личности — это, ну вот размером в жизнь.
Кира Лаврентьева
— Да. А если, например, ребенок поступил в институт, отучился год, говорит: «Мама, это не мое». Что мы делаем?
Ирина Главацкая
— Есть переводы. Перевестись можно на другой факультет, в другой вуз, пере-, ну, если возможно, да, перезачеты, и тоже это стратегически, внутренне предполагаю, потому что, что такое может быть, что такое может быть, потому что, да, у нас дочь одиннадцатый класс. И вдруг, если что, ну есть, это как раз про ту вашу ценность, когда довести что-то до логического конца, не бросать что-то среди учебного года, то есть, да, хотя бы довести вот, да, год до логического конца. А вдруг вот можно будет какой-то сделать перевод, пересчет, то есть, да, вот дисциплин и тому подобное. Особенно это очень как раз касается творческих детей. Им нравится сегодня одно, и они хорошо это делают, хорошо получается, завтра другое, и тоже здорово получается, может не просто то, что он там передумал, а он хочет себя там попробовать. И как раз, чем больше мы дадим такой возможности в детстве, вот немножко попрыгать, но не бросать посреди, а вот попробовать, ну довести до какого-то вами заданного логического конца, то есть вами заданного, не школьные там, да, программы музыкальной школы, а вы задаете, момент таков, что очень возможно, что ребенок и как раз вузовское обучение доведет до какого-то логического конца, если это будет заблаговременно, не то что бросит, опять же, то есть, да, это как как в детстве, а, ну, будет у него, то есть, да, такая же схема, которую вы задали. Ты не бросаешь, даже если устал, в середине учебного года, доведет до конца учебного года, и будет также в вузе. То есть он доведет, а вдруг потом пересчет, возможно, дисциплин. А лето пройдет, он думает: выйдет столько заморочек. То есть буду я учиться, и вроде все нравится, момент именно внутренне не придавать некую конструкцию, которая ему же во благо. То есть я не за то, чтобы бросать по первому желанию, потому что в нем может быть лень, в этом желании заложена. Или сопротивление вот такое. Или усталость. Ее тоже немножечко нужно. То есть, если видит родитель в детстве, да, что ребенку невмоготу, даже если он закончил уже этот учебный год, если это сопровождается какой-то физической уже нагруженностью, головными болями, то есть, да, и, или плохим самочувствием, он, да, довел, дотянул, добил, как говорится, на тебе, родитель, все сделал, как ты хотел, но дальше, то есть по истечении лета он и набрался сил, и ему тяжело, и вы это видите физически, неподдельно, то есть, да, не просто ребенок говорит о чем-то, то есть, да, а, а от лени. То есть здесь как раз важно считывание на каждом этапе, то есть, да, какая наша вовлеченность должна быть в жизнь детей. То есть это и говорит о нашей ответственности, не за них, то есть, да, что-то делать, а быть рядом, идти, сопровождать, как у нас Господь идет с нами рядом, то есть, да, и так мы ведем их за ручку до определенного периода. И каждый день, давая им самостоятельность, это и есть некое, некое элемент сепарации, да, но не та сепарация, которую мы отрезаем от себя. А, как некоторые вот, ну, как-то бывает, остро воспринимают, да, сепарацию. Сепарация — это та, которая дает самостоятельность. Потому что семья — это есть сила, это есть защита, то есть мы не отрезаем от себя, не отрезаем от своей семьи, потому что у нас есть род, и это сказано в Библии, это наша тоже сила, благая сила. Дай Бог, чтобы у каждого, да, в роду была эта благая сила, потому что, ну, у всех все по-разному. Поэтому сепарация как некая самостоятельность. А, как раз вот такая подсказочка нашим слушателям о детоцентричности. Это про то, что этого не было в советский и постсоветский период, и мы воспитывались воспитателями в детском саду, была недохваленность, потом учителя в школе, такая же, то есть, да, обесцененность, и компенсируют нынешние поколения родителей, некую детоцентричность именно в тех дефицитах, которые у них были в детстве.
Кира Лаврентьева
— Ну да, я дам ребенку того, чего не было у меня.
Ирина Главацкая
— Да. Да, и получается это уже проекция себя, а не того разглядеть, что Господь вложил в ребенка, те таланты, да, ту направленность, и через это как раз-то и проявится задумка Бога в ребенке. А детоцентричность, она, она же там влечет за собой зачастую вседозволенность. А вседозволенность, я об этом как раз вот говорила и еще хочу дополнить, не имеет рамок, не имеет границ. На самом деле, а, ребенку бессознательно во вседозволенности очень страшно и опасно. Это как в лесу, где нет границ, нет рамок, и все время что-то кажется, да, такое много препятствий, да, там, елки, сосны, все, то есть, да, ему страшно, что, что там будет дальше. То есть это даже не чистое поле, да, без границ, это это больше про лес, если так вот визуализировать себе. И как ему хорошо, комфортно дома, где есть стены, то есть, да, где есть границы. То есть для ребенка, то есть, когда он маленький, жизнь — это как будто игра, и родитель задает правила. Он не может играть в игру, где нет правил, это же будет хаос. Вот у него от хаоса и будет тревога и страх. И зачастую, когда вот обращаются, да, а, с детско-родительскими отношениями, какая-то тревожность у ребенка, страх, что-то вот ему все время кажется, а там вот как раз детоцентричность и вседозволенность. У него страх вот совершенно вот ниоткуда. Потому что нет рамок, границ, в которых он их ощущает, видит. Когда они есть, он чувствует защищенность, это как вот, у, свой собственный дом, да, то есть, он знает, что здесь это комната, здесь то есть, да, и он понимает, что все вещи на своих местах, он ощущает стабильность и порядок. А вот как раз хаос дает тревогу. Еще такой вот моментик про детоцентричность, что, скорее всего, зачастую так вот в практике подсказочка такая для наших слушателей, что у родителя, который очень детоцентричный скорее всего, проблемы с мужской фигурой в детстве были. А, это некая тоже компенсация. Это уже из вот моей практики.
Кира Лаврентьева
— А, что это могут быть за проблемы?
Ирина Главацкая
— А, папа. Мужская фигура — это папа. Папа, а, то есть, или он был, но он был как бы отстранен от воспитания, был неучастлив в семье, и это неважно, мальчик или девочка, они в своей семье захотят максимально одарить всем. Ну, зачастую это будет в материальном, у, все выражаться. Некоторые, конечно, хотят компенсировать, если папа был там, да, неучастлив, они чрезмерно участливы, то есть, да, за ребенка все решают, как-то ему все навязывают, и я так вижу, значит, я прав. Нужно же понимать не в плане то, что ребенок — это личность, ему нужно подсказывать, но не решать за него, давать право выбора в рамках его возраста. Право выбора, допустим, из двух завтраков, то есть, да, два варианта завтрака, два платьица, не без рамок, здесь проявление его вкуса, формирование, у вас есть возможность подсказать, как бы это с этим сочетается, здесь очень много компонентов является, то есть, это и есть участливость, но никогда за ребенка не делать, иначе он будет чувствовать подрастая свою немощь. То есть ты наденешь вот это. И все. Я так сказала. А можно, сегодня фэмили-лук.
Кира Лаврентьева
— А, а можно сказать, что либо это, либо то, либо вот это. Выбирай. Даже, даже из двух. Я так, кстати, очень часто делаю. Я раскладываю одежду старшим сыновьям, говорю: «Так, вот это наденьте». И вот среднему это не нравится, он начинает: «Нет. Я надену вообще какой-то ужас», и там находит просто какой-то кошмар. Если все в белых футболках, он хочет черную и синюю надеть или грязную ещё найдёт. То есть у него такой вот протест. Я подумала, наверное, потому что выбора ему не предоставляется, нет его здесь в этой ситуации.
Ирина Главацкая
— Самости. Вот, вот сам, он, то есть, да, хочет проявиться. Это есть и самость, и проявленность, то есть проявленность, видать, он у вас очень такая яркая личность в будущем. Это как раз считывается сейчас. Да, удивительно. Удивительно.
Кира Лаврентьева
— И это можно сломать, а можно поощрить.
Ирина Главацкая
— Конечно. Вот наша-то задача не навредить.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие и самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его вы можете на сайте clever-lab.pro. А я напоминаю вам, что у нас была в гостях Ирина Главацкая, педагог, клинический психолог, многодетная мама, жена священника. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы прощаемся с вами до следующей недели, от всей души, Ирина, вас благодарим, желаем вам творческих, профессиональных успехов и всего самого лучшего. Спасибо огромное.
Ирина Главацкая
— Благодарю, Кирочка, за приглашение, благодарю всех слушателей. До свидания.
Все выпуски программы Пайдейя
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема