
Как становятся монахами? Что движет теми, кто решает уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу? О разных путях, которыми люди приходят к монашеству и о том, какие они — современные монахи, рассказывает журналистка и ведущая телеканала «Спас» Юлия Варенцова в своей книге «Люди неба. Как они стали монахами».
В сборник вошли интервью, прозвучавшие в программе, которая называется «Как я стал монахом». Гостями студии становились самые разные люди: действующий глава департамента Счётной палаты, бывший маркетолог, знаменитая киноактриса, президент кинофестиваля. Все они однажды выбрали монашество. И о том, как пришли к такому неординарному в наше время и непростому решению, они от первого лица рассказывают на страницах книги.
Так, например, иеромонах Геннадий (Войтишко) когда-то был шеф-редактором на телевидении, пресс-секретарём губернатора одного из регионов, а потом — известным и востребованным в столице маркетологом и специалистом по связям с общественностью. В 12 лет ему в руки случайно попало Евангелие и он прочёл несколько глав. А дальше жизнь шла своим чередом — учёба, работа, карьера. Но однажды успешный менеджер вдруг понял, что ему не хватает чего-то самого главного. И вспомнил про Священное Писание. Со временем молодой человек воцерковился, а потом принял и монашеский постриг. «Монашество — это вовсе не способ заглушить какую-то боль, — говорит отец Геннадий (Войтишко). — Это радость, это способ раскрытия человеческой личности, того образа Божия, который есть в каждом из нас».
Автор книги «Люди неба. Как они стали монахами» Юлия Варенцова задаёт героям прямые и непростые вопросы. К примеру, звезду советского кино, актрису Ольгу Гобзеву, а ныне — инокиню Ольгу журналистка спрашивает о том, почему в какой-то момент она разочаровалась в своей профессии и вообще в кино и решила уйти. Но матушка Ольга возражает: не было разочарования. Просто появилось предчувствие другой жизни. И однажды она началась — в Церкви, потом в монастыре. Матушка с такой теплотой вспоминает свой постриг, что становится совершенно очевидно: монашество для неё — желанный путь, на который она ступила с готовностью и радостью.
«Вглядываясь в судьбы, в мотивы этих людей, мы можем очень многое понять», — говорит в предисловии к книге Юлии Варенцовой «Люди неба. Как они стали монахами» главный редактор телеканал «Спас» Борис Корчевников. Понять многое о самих себе, о Боге и о тех путях, которыми люди к Нему приходят.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема