Как становятся монахами? Что движет теми, кто решает уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу? О разных путях, которыми люди приходят к монашеству и о том, какие они — современные монахи, рассказывает журналистка и ведущая телеканала «Спас» Юлия Варенцова в своей книге «Люди неба. Как они стали монахами».
В сборник вошли интервью, прозвучавшие в программе, которая называется «Как я стал монахом». Гостями студии становились самые разные люди: действующий глава департамента Счётной палаты, бывший маркетолог, знаменитая киноактриса, президент кинофестиваля. Все они однажды выбрали монашество. И о том, как пришли к такому неординарному в наше время и непростому решению, они от первого лица рассказывают на страницах книги.
Так, например, иеромонах Геннадий (Войтишко) когда-то был шеф-редактором на телевидении, пресс-секретарём губернатора одного из регионов, а потом — известным и востребованным в столице маркетологом и специалистом по связям с общественностью. В 12 лет ему в руки случайно попало Евангелие и он прочёл несколько глав. А дальше жизнь шла своим чередом — учёба, работа, карьера. Но однажды успешный менеджер вдруг понял, что ему не хватает чего-то самого главного. И вспомнил про Священное Писание. Со временем молодой человек воцерковился, а потом принял и монашеский постриг. «Монашество — это вовсе не способ заглушить какую-то боль, — говорит отец Геннадий (Войтишко). — Это радость, это способ раскрытия человеческой личности, того образа Божия, который есть в каждом из нас».
Автор книги «Люди неба. Как они стали монахами» Юлия Варенцова задаёт героям прямые и непростые вопросы. К примеру, звезду советского кино, актрису Ольгу Гобзеву, а ныне — инокиню Ольгу журналистка спрашивает о том, почему в какой-то момент она разочаровалась в своей профессии и вообще в кино и решила уйти. Но матушка Ольга возражает: не было разочарования. Просто появилось предчувствие другой жизни. И однажды она началась — в Церкви, потом в монастыре. Матушка с такой теплотой вспоминает свой постриг, что становится совершенно очевидно: монашество для неё — желанный путь, на который она ступила с готовностью и радостью.
«Вглядываясь в судьбы, в мотивы этих людей, мы можем очень многое понять», — говорит в предисловии к книге Юлии Варенцовой «Люди неба. Как они стали монахами» главный редактор телеканал «Спас» Борис Корчевников. Понять многое о самих себе, о Боге и о тех путях, которыми люди к Нему приходят.
Все выпуски программы Литературный навигатор
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер