
«В моей жизни было великое счастье — встреча с Ларисой», — говорил народный артист России, режиссёр и сценарист Элем Германович Климов. Со своей единственной супругой, режиссёром Ларисой Шепитько, он прожил в счастливом браке 16 лет. Разлучить их смогла только смерть — в 1979 году Лариса Ефимовна трагически погибла в автокатастрофе. Элем Климов остался верен супруге до конца. Пережив Ларису на 24 года, он больше не женился — говорил, что настоящая и единственная любовь в его жизни уже случилась, и другой просто не может быть.
Встретились Лариса и Элем в 1959 году. Оба были студентами Всероссийского Государственного института кинематографии. Климов поступил на первый курс режиссёрского факультета. И сразу же узнал о том, что едва ли не вся мужская половина ВГИКа была безответно влюблена в четверокурсницу Ларису Шепитько. Едва увидев в коридорах института эту высокую, стройную, кареглазую красавицу, Элем понял, что влюбился с первого взгляда. Как-то раз он столкнулся с девушкой в очереди за стипендией. Сделал робкий и неуклюжий комплимент. Она в ответ лишь снисходительно улыбнулась. Потом они ещё много раз мельком пересекались, но настоящего знакомства не получалось. Элем страдал. Однажды молодой человек сильно простудился и лежал с высокой температурой. Неожиданно ему пришла в голову мысль попросить Ларису навестить его. Он узнал у знакомых её номер телефона. Был уверен — не придёт. Но Шепитько неожиданно откликнулась на его просьбу. Приехала, принесла апельсины. Несколько часов они проговорили о кино. Девушке понравились рассуждения Элема о том, что в основе режиссёрского искусства должна лежать духовность. Она и сама придерживалась таких же взглядов. Климов заинтересовал Ларису.
Она окончательно поняла, что любит его, во время работы над своим дипломным фильмом «Зной» по мотивам произведений Чингиза Айтматова. Элем помогал Ларисе на съёмочной площадке. В Киргизии, где снимали натурные сцены, Шепитько тяжело заболела желтухой. Но останавливать съёмки категорически отказывалась. В Москву она вернулась совершенно ослабевшей, сил на монтаж уже не оставалось. Картину смонтировал Климов.
После этого молодые люди больше не скрывали друг от друга своих чувств. Зимой, во время прогулки в Лужниках, Элем попросил Ларису стать его женой, и она ответила согласием. Они поженились в 1963-м. В первые годы брака многие молодые семьи сталкиваются с бытовыми трудностями. Климову и Шепитько пришлось столкнуться с творческими. Особое режиссёрское видение супругов не вписывалось в рамки советского кинематографа тех лет. Дебютную картину Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» сняли с проката через неделю после выхода. Фильм «Крылья» Ларисы Шепитько подвергся разгромной критике со стороны чиновников Госкино. В это трудное время Лариса и Элем поддерживали друг друга, не позволяли друг другу унывать.
В 1973 году у супругов родился сын Антон. Беременность Ларисы протекала тяжело. Семь месяцев женщине пришлось провести, не вставая с больничной койки. Но радость материнства затмила всё. Элем и Лариса души не чаяли в своём маленьком Антошке, с самых первых месяцев возили мальчика с собой на съёмки.
В 1979 году Климов посоветовал жене экранизировать повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Ларисе идея понравилась, и она с энтузиазмом взялась за работу. Но закончить её не успела. Страшная авария унесла жизнь Ларисы Шепитько. Съёмки фильма в память о любимой жене завершил Элем Климов. Он тяжело переживал гибель Ларисы. Но оба они верили в вечную жизнь, в то, что ничего не прекращается со смертью. И Элем чувствовал — любимая жена по-прежнему рядом. «Наша огромная, взаимная любовь по сей день остаётся в моём сердце. И не пройдёт», — говорил Климов. Эта любовь помогла ему завершить начатый много лет назад фильм «Иди и смотри». А последней работой режиссёра стала документальная лента «Лариса», посвящённая супруге. В ней Элем Климов читает стихотворение, которое написал для неё:
Ты — та свеча, которая мне долго светит
А я пред светом навсегда в ответе
Через тебя меня Господь приветил
«Ты — мой весенний ветер...»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер