«В моей жизни было великое счастье — встреча с Ларисой», — говорил народный артист России, режиссёр и сценарист Элем Германович Климов. Со своей единственной супругой, режиссёром Ларисой Шепитько, он прожил в счастливом браке 16 лет. Разлучить их смогла только смерть — в 1979 году Лариса Ефимовна трагически погибла в автокатастрофе. Элем Климов остался верен супруге до конца. Пережив Ларису на 24 года, он больше не женился — говорил, что настоящая и единственная любовь в его жизни уже случилась, и другой просто не может быть.
Встретились Лариса и Элем в 1959 году. Оба были студентами Всероссийского Государственного института кинематографии. Климов поступил на первый курс режиссёрского факультета. И сразу же узнал о том, что едва ли не вся мужская половина ВГИКа была безответно влюблена в четверокурсницу Ларису Шепитько. Едва увидев в коридорах института эту высокую, стройную, кареглазую красавицу, Элем понял, что влюбился с первого взгляда. Как-то раз он столкнулся с девушкой в очереди за стипендией. Сделал робкий и неуклюжий комплимент. Она в ответ лишь снисходительно улыбнулась. Потом они ещё много раз мельком пересекались, но настоящего знакомства не получалось. Элем страдал. Однажды молодой человек сильно простудился и лежал с высокой температурой. Неожиданно ему пришла в голову мысль попросить Ларису навестить его. Он узнал у знакомых её номер телефона. Был уверен — не придёт. Но Шепитько неожиданно откликнулась на его просьбу. Приехала, принесла апельсины. Несколько часов они проговорили о кино. Девушке понравились рассуждения Элема о том, что в основе режиссёрского искусства должна лежать духовность. Она и сама придерживалась таких же взглядов. Климов заинтересовал Ларису.
Она окончательно поняла, что любит его, во время работы над своим дипломным фильмом «Зной» по мотивам произведений Чингиза Айтматова. Элем помогал Ларисе на съёмочной площадке. В Киргизии, где снимали натурные сцены, Шепитько тяжело заболела желтухой. Но останавливать съёмки категорически отказывалась. В Москву она вернулась совершенно ослабевшей, сил на монтаж уже не оставалось. Картину смонтировал Климов.
После этого молодые люди больше не скрывали друг от друга своих чувств. Зимой, во время прогулки в Лужниках, Элем попросил Ларису стать его женой, и она ответила согласием. Они поженились в 1963-м. В первые годы брака многие молодые семьи сталкиваются с бытовыми трудностями. Климову и Шепитько пришлось столкнуться с творческими. Особое режиссёрское видение супругов не вписывалось в рамки советского кинематографа тех лет. Дебютную картину Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён» сняли с проката через неделю после выхода. Фильм «Крылья» Ларисы Шепитько подвергся разгромной критике со стороны чиновников Госкино. В это трудное время Лариса и Элем поддерживали друг друга, не позволяли друг другу унывать.
В 1973 году у супругов родился сын Антон. Беременность Ларисы протекала тяжело. Семь месяцев женщине пришлось провести, не вставая с больничной койки. Но радость материнства затмила всё. Элем и Лариса души не чаяли в своём маленьком Антошке, с самых первых месяцев возили мальчика с собой на съёмки.
В 1979 году Климов посоветовал жене экранизировать повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Ларисе идея понравилась, и она с энтузиазмом взялась за работу. Но закончить её не успела. Страшная авария унесла жизнь Ларисы Шепитько. Съёмки фильма в память о любимой жене завершил Элем Климов. Он тяжело переживал гибель Ларисы. Но оба они верили в вечную жизнь, в то, что ничего не прекращается со смертью. И Элем чувствовал — любимая жена по-прежнему рядом. «Наша огромная, взаимная любовь по сей день остаётся в моём сердце. И не пройдёт», — говорил Климов. Эта любовь помогла ему завершить начатый много лет назад фильм «Иди и смотри». А последней работой режиссёра стала документальная лента «Лариса», посвящённая супруге. В ней Элем Климов читает стихотворение, которое написал для неё:
Ты — та свеча, которая мне долго светит
А я пред светом навсегда в ответе
Через тебя меня Господь приветил
«Ты — мой весенний ветер...»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.