
Фото: PxHere
В Москве, на Зацепской площади, с XVI-го века селились ямщики. Там располагалась московская Ямская слобода. Сохранившийся до наших дней храм святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей лошадей, тоже построили ямщики. Это была их приходская церковь. А что ещё известно о ямщиках и их непростой и очень востребованной в минувшие столетия профессии?
Название «ямщик» произошло от тюркского слова «дзям», в русском звучании — «ям», что в переводе значит «дорога». Так в древней Руси назывались остановочные пункты, где конные путники могли передохнуть, сменить лошадей или оставить почту. Сеть ямов основали на русских дорогах татаро-монголы в период ига. Они же ввели и так называемую ямскую повинность — выбирали самых сильных, выносливых крестьян с лошадьми, и определяли их в «ямчи» — то есть, проводники. Такие крестьяне были обязаны возить ханских посланников или доставлять от них послания туда, куда прикажут. Вот так и появились на Руси ямщики. После свержения татаро-монгольского ига они перешли на государственную службу, которая стала называться «ямской гоньбой» — от слова «гнать», то есть, быстро ехать. Вот как описывал это в XVI-м веке австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади», — писал дипломат. Ямщики, прежде всего, развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы. Занимались они и перевозкой частных лиц. Правда, чтобы воспользоваться услугой ямщика для проезда на дальнее расстояние, простому пассажиру необходимо было получить специальное разрешение — подорожную грамоту.
Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету у русских правителей. В XVI веке царь Иван Третий установил для несущих ямскую повинность ряд привилегий. Например, ямщики освобождались от воинской обязанности. Они не платили податей и получали в собственность землю. Неудивительно, что находилось весьма много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был строгим. Рассматривались только те кандидаты, которые могли подтвердить свою добрую репутацию письменным поручительством своего приходского священника. Ямщик давал присягу, в которой обязался нести службу с честью. За исполнением этой присяги строго следили в Ямском приказе — управляющем органе, который учредил царь Иван Грозный.
Французский монах Жан-Франсуа Жоржель в своей книге «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I» писал о том, что русские ямщики везут очень быстро, почти всю дорогу лошади несутся вскачь. Интересно, что этот факт не обошёл вниманием и Николай Васильевич Гоголь. В поэме «Мёртвые души», сравнивая Русь с птицей-тройкой, он писал: «ямщик, борода да рукавицы, привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход». Примерно с XVIII-го столетия ямщики начали заниматься не только дальними перевозками, но и появились на улицах городов. По сути, ямщицкая пролётка стала первым общественным транспортом, и служила для горожан чем-то наподобие современного такси. Правили ямщики и «конками» — первыми трамваями на лошадиной тяге. И только в начале ХХ века ямщиков с улиц и дорог постепенно вытеснили автомобили, автобусы, трамваи и поезда.
Все выпуски программы Открываем историю
14 апреля. О наставлениях Преподобного Варсонофия Оптинского

Сегодня 14 апреля. День памяти Преподобного Варсонофия Оптинского.
О его наставлениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Любовь ко Христу — это великий дар, который надо выстрадать, без страданий невозможно стяжать эту любовь. Надо все перенести, все перестрадать; поверьте — не прогадаете, а выиграете что? — Царствие Небесное». Почему так говорил преподобный Варсонофий? Потому что любовь ко Христу, выстраданная нами, это и есть очередная ступенька в Царстве Божие. Любовь сострадательная есть одно из крыльев любви. Как пишет в своей книге «Православное учение о спасении» Патриарх Сергий, есть два вида любви. Любовь сострадательная и любовь сорадовательная. Христианину полезно научаться в двух видах любви: и сострадать тем, кто требует сострадания, и радоваться с теми, кто радуется. И тогда мы все будем ближе друг к другу, а значит недалеко и от Царства Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 апреля. О духовном смысле богослужения Великого понедельника

Сегодня 14 апреля. Великий понедельник.
О духовном смысле богослужения дня — священник Дионисий Сакович.
Страстной Понедельник открывает череду служб, посвященных последним дням земной жизни Спасителя. В этот день церковь вспоминает ветхозаветного праведника Иосифа, проданного братьями в Египет, а также проклятие бесплодной смоковницы, евангельский образ, напоминающий о необходимости духовного плодоношения. Эти события символически связаны, как Иосиф стал прообразом страдающего за нас Христа, так и смоковница, символом человеческой души, не приносящей покаяния. Также осмысление этих тем мы находим в богослужении Великого Понедельника. На утренней звучат трогательные тропари, а на вечерней каждая стихира сопровождается припевами, в которых соединяется образ праведного Иосифа, которому нужно подражать, и призыв к переосмыслению своей жизни, чтобы участь смоковницы не постигла нас. Также в этот день служится торжественно скорбная Литургия Преждеосвященных Даров, на которой читается Евангелие от Матфея о кончине мира, напоминающей о втором пришествии Христа. Традиция особого почитания Страстного Понедельника восходит к первым векам христианства, когда в Иерусалимской Церкви совершались памяти последних дней Христа. А главный урок этого дня — призыв к духовному бодрствованию. Как смоковница засохла, так и человек, не приносящий плодов веры, любви и милосердия, рискует оказаться пустым перед Богом. Пусть этот день станет для нас временем внутреннего испытания и переосмысления нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 апреля. О творчестве Дениса Фонвизина

Сегодня 14 апреля. В этот день в 1745 году родился русский просветитель и драматург Денис Фонвизин.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Дениса Ивановича Фонвизина называли отцом русской комедии. И действительно, в истории русской драматургии Фонвизин вошел как родоначальник национальной бытовой комедии. В 1768 году писатель создал сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса стала настоящим новаторским произведением в отечественной драматургии. До этого герои пьес произносили со сцены долгие скучные монологи, наполненные морально-нравственными изречениями. «Бригадир» же был написан живым разговорным языком. Действие было динамичным, а реплики — короткими и запоминающимися. В 1783 году напечатана его самая известная комедия «Недоросль», впервые поставленная на сцене годом ранее. Автор поставил своей задачей смехом обличать людские пороки. И комедия с этой задачей блестяще справилась. По классической традиции героям даны говорящие имена. Простаковы, Скотинины, Митрофанушка, Цыфиркин, Вральман. Реплики героев пьесы вошли в наш язык и стали поговорками. Первой народной комедией считали «Недоросль» декабристы, а Пушкин называл произведение единственным памятником народной сатиры. В последние годы жизни Денис Иванович работал над своим автобиографическим произведением «Чистосердечное признание», но закончить его не успел. Умер Фонвизин 12 декабря 1792 года в Петербурге.
Все выпуски программы Актуальная тема