
Фото: PxHere
В Москве, на Зацепской площади, с XVI-го века селились ямщики. Там располагалась московская Ямская слобода. Сохранившийся до наших дней храм святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей лошадей, тоже построили ямщики. Это была их приходская церковь. А что ещё известно о ямщиках и их непростой и очень востребованной в минувшие столетия профессии?
Название «ямщик» произошло от тюркского слова «дзям», в русском звучании — «ям», что в переводе значит «дорога». Так в древней Руси назывались остановочные пункты, где конные путники могли передохнуть, сменить лошадей или оставить почту. Сеть ямов основали на русских дорогах татаро-монголы в период ига. Они же ввели и так называемую ямскую повинность — выбирали самых сильных, выносливых крестьян с лошадьми, и определяли их в «ямчи» — то есть, проводники. Такие крестьяне были обязаны возить ханских посланников или доставлять от них послания туда, куда прикажут. Вот так и появились на Руси ямщики. После свержения татаро-монгольского ига они перешли на государственную службу, которая стала называться «ямской гоньбой» — от слова «гнать», то есть, быстро ехать. Вот как описывал это в XVI-м веке австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади», — писал дипломат. Ямщики, прежде всего, развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы. Занимались они и перевозкой частных лиц. Правда, чтобы воспользоваться услугой ямщика для проезда на дальнее расстояние, простому пассажиру необходимо было получить специальное разрешение — подорожную грамоту.
Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету у русских правителей. В XVI веке царь Иван Третий установил для несущих ямскую повинность ряд привилегий. Например, ямщики освобождались от воинской обязанности. Они не платили податей и получали в собственность землю. Неудивительно, что находилось весьма много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был строгим. Рассматривались только те кандидаты, которые могли подтвердить свою добрую репутацию письменным поручительством своего приходского священника. Ямщик давал присягу, в которой обязался нести службу с честью. За исполнением этой присяги строго следили в Ямском приказе — управляющем органе, который учредил царь Иван Грозный.
Французский монах Жан-Франсуа Жоржель в своей книге «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I» писал о том, что русские ямщики везут очень быстро, почти всю дорогу лошади несутся вскачь. Интересно, что этот факт не обошёл вниманием и Николай Васильевич Гоголь. В поэме «Мёртвые души», сравнивая Русь с птицей-тройкой, он писал: «ямщик, борода да рукавицы, привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход». Примерно с XVIII-го столетия ямщики начали заниматься не только дальними перевозками, но и появились на улицах городов. По сути, ямщицкая пролётка стала первым общественным транспортом, и служила для горожан чем-то наподобие современного такси. Правили ямщики и «конками» — первыми трамваями на лошадиной тяге. И только в начале ХХ века ямщиков с улиц и дорог постепенно вытеснили автомобили, автобусы, трамваи и поезда.
Все выпуски программы Открываем историю
Поддержать программу психологической помощи фонда «свет.дети»

Благотворительный проект психологической поддержки фонда «свет. дети» работает в онкоцентре Санкт-Петербурга уже полтора года. За это время дети, родители и даже медики почувствовали, что значит такая поддержка. 9-летняя Алиса, которая проходит там лечение, как-то пришла к психологу проекта Юлии Говорухе и сказала: «Вы так мне были нужны сегодня утром!» «А что случилось утром?» — спросила Юлия. «Меня должны были выписать, но всё отменилось. И мне одновременно хотелось злиться и плакать...»
Психолог ей помогла: внимательно выслушала и утешила. А ещё порадовалась тому, что Алиса смогла точно определить свои чувства и попросить о поддержке.
Во время работы со специалистом фонда Алисе больше всего нравится заниматься песочной терапией или что-нибудь рисовать красками и карандашами. Сама девочка говорит, что всё это помогает ей справляться не только с грустью, но даже с физической болью от процедур.
Однажды Алиса пришла к психологу вместе с другом из соседней палаты. Он на коляске, с капельницей, девочка после операции. Но вместе с ними в кабинет будто ворвалась радость. И когда психолог спросила: «Что вас так порадовало сегодня?» Они в один голос ответили: «Ничего особенного. Просто жить нравится!»
«Я думаю, для этого и работает в больнице наш проект «Быть услышанным». Чтобы помочь детям и родителям пройти трудный путь лечения, и чтобы у врачей оставалось больше сил на лечение пациентов. А ещё, чтобы здесь всегда было место радости и беззаботности, — поделилась руководитель проекта Юлия Говоруха.
Поддержите программу психологической помощи фонда «свет. дети» на его официальном сайте. Чтобы каждый, кто столкнулся с тяжёлой болезнью, нашёл в себе силы бороться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Седьмая неделя после Пасхи». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян. 20:16-18, 28-36) и Евангельского (Ин. 17:1-13) чтений в седьмое воскресенье по Пасхе, о Троицкой Родительской субботе, поминании усопших, а также о днях памяти памяти святых отцов Первого Вселенского Собора, благоверного великого князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Доверие Богу». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, как научиться доверять Богу и как такое доверие воле Божией влияет на семейную жизнь.
Ведущая: Анна Леонтьева