Ямщики на государственной службе - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Ямщики на государственной службе

* Поделиться

Фото: PxHere

В Москве, на Зацепской площади, с XVI-го века селились ямщики. Там располагалась московская Ямская слобода. Сохранившийся до наших дней храм святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей лошадей, тоже построили ямщики. Это была их приходская церковь. А что ещё известно о ямщиках и их непростой и очень востребованной в минувшие столетия профессии?

Название «ямщик» произошло от тюркского слова «дзям», в русском звучании — «ям», что в переводе значит «дорога». Так в древней Руси назывались остановочные пункты, где конные путники могли передохнуть, сменить лошадей или оставить почту. Сеть ямов основали на русских дорогах татаро-монголы в период ига. Они же ввели и так называемую ямскую повинность — выбирали самых сильных, выносливых крестьян с лошадьми, и определяли их в «ямчи» — то есть, проводники. Такие крестьяне были обязаны возить ханских посланников или доставлять от них послания туда, куда прикажут. Вот так и появились на Руси ямщики. После свержения татаро-монгольского ига они перешли на государственную службу, которая стала называться «ямской гоньбой» — от слова «гнать», то есть, быстро ехать. Вот как описывал это в XVI-м веке австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади», — писал дипломат. Ямщики, прежде всего, развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы. Занимались они и перевозкой частных лиц. Правда, чтобы воспользоваться услугой ямщика для проезда на дальнее расстояние, простому пассажиру необходимо было получить специальное разрешение — подорожную грамоту.

Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету у русских правителей. В XVI веке царь Иван Третий установил для несущих ямскую повинность ряд привилегий. Например, ямщики освобождались от воинской обязанности. Они не платили податей и получали в собственность землю. Неудивительно, что находилось весьма много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был строгим. Рассматривались только те кандидаты, которые могли подтвердить свою добрую репутацию письменным поручительством своего приходского священника. Ямщик давал присягу, в которой обязался нести службу с честью. За исполнением этой присяги строго следили в Ямском приказе — управляющем органе, который учредил царь Иван Грозный.

Французский монах Жан-Франсуа Жоржель в своей книге «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I» писал о том, что русские ямщики везут очень быстро, почти всю дорогу лошади несутся вскачь. Интересно, что этот факт не обошёл вниманием и Николай Васильевич Гоголь. В поэме «Мёртвые души», сравнивая Русь с птицей-тройкой, он писал: «ямщик, борода да рукавицы, привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход». Примерно с XVIII-го столетия ямщики начали заниматься не только дальними перевозками, но и появились на улицах городов. По сути, ямщицкая пролётка стала первым общественным транспортом, и служила для горожан чем-то наподобие современного такси. Правили ямщики и «конками» — первыми трамваями на лошадиной тяге. И только в начале ХХ века ямщиков с улиц и дорог постепенно вытеснили автомобили, автобусы, трамваи и поезда.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем