![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/cart-transport-vehicle-carriage-russia-coach-1207345-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Москве, на Зацепской площади, с XVI-го века селились ямщики. Там располагалась московская Ямская слобода. Сохранившийся до наших дней храм святых мучеников Флора и Лавра, которых почитают как покровителей лошадей, тоже построили ямщики. Это была их приходская церковь. А что ещё известно о ямщиках и их непростой и очень востребованной в минувшие столетия профессии?
Название «ямщик» произошло от тюркского слова «дзям», в русском звучании — «ям», что в переводе значит «дорога». Так в древней Руси назывались остановочные пункты, где конные путники могли передохнуть, сменить лошадей или оставить почту. Сеть ямов основали на русских дорогах татаро-монголы в период ига. Они же ввели и так называемую ямскую повинность — выбирали самых сильных, выносливых крестьян с лошадьми, и определяли их в «ямчи» — то есть, проводники. Такие крестьяне были обязаны возить ханских посланников или доставлять от них послания туда, куда прикажут. Вот так и появились на Руси ямщики. После свержения татаро-монгольского ига они перешли на государственную службу, которая стала называться «ямской гоньбой» — от слова «гнать», то есть, быстро ехать. Вот как описывал это в XVI-м веке австрийский посол Сигизмунд Герберштейн: «Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади», — писал дипломат. Ямщики, прежде всего, развозили чиновников, доставляли важные депеши и грузы. Занимались они и перевозкой частных лиц. Правда, чтобы воспользоваться услугой ямщика для проезда на дальнее расстояние, простому пассажиру необходимо было получить специальное разрешение — подорожную грамоту.
Ямщики с их нелёгкой и важной государственной службой были на особом счету у русских правителей. В XVI веке царь Иван Третий установил для несущих ямскую повинность ряд привилегий. Например, ямщики освобождались от воинской обязанности. Они не платили податей и получали в собственность землю. Неудивительно, что находилось весьма много желающих «пойти в ямщики». Однако отбор был строгим. Рассматривались только те кандидаты, которые могли подтвердить свою добрую репутацию письменным поручительством своего приходского священника. Ямщик давал присягу, в которой обязался нести службу с честью. За исполнением этой присяги строго следили в Ямском приказе — управляющем органе, который учредил царь Иван Грозный.
Французский монах Жан-Франсуа Жоржель в своей книге «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I» писал о том, что русские ямщики везут очень быстро, почти всю дорогу лошади несутся вскачь. Интересно, что этот факт не обошёл вниманием и Николай Васильевич Гоголь. В поэме «Мёртвые души», сравнивая Русь с птицей-тройкой, он писал: «ямщик, борода да рукавицы, привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход». Примерно с XVIII-го столетия ямщики начали заниматься не только дальними перевозками, но и появились на улицах городов. По сути, ямщицкая пролётка стала первым общественным транспортом, и служила для горожан чем-то наподобие современного такси. Правили ямщики и «конками» — первыми трамваями на лошадиной тяге. И только в начале ХХ века ямщиков с улиц и дорог постепенно вытеснили автомобили, автобусы, трамваи и поезда.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/70746745.jpeg)
Рим., 82 зач., II, 14-29.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/MX0pKY0iGY4-240x240.jpg)
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ljubov-Pavlichenko.jpg)
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер