Казанская купчиха Аграфена Хрисанфовна Шамова, сидя за изящным бюро красного дерева, разбирала только что пришедшую почту. Несколько пухлых конвертов с самарскими и нижегородскими штемпелями женщина отложила в сторону: «Это от приказчиков. Муж вернётся с мельницы, прочитает», — вполголоса проговорила она. Тут её взгляд остановился на конверте из простой, грубой серой бумаги. Это было письмо от отца Вани — четырнадцатилетнего мальчика, которого Аграфена Хрисанфовна недавно взяла на службу. Ваня был из бедной крестьянской семьи, и однажды просто постучал в дверь дома Шамовых и спросил, нет ли какой-работы. Аграфена Хрисанфовна с радостью приняла мальчика в дом, поручив ему несложные обязанности по хозяйству и назначив хорошее жалованье. Удивлённо подняв брови, Шамова распечатала конверт.
«Низкий вам от нас поклон, благодетельница наша, за то, что не забываете нашу бедность. Сто рублей от вас Ванюша нам передал», — прочитала Аграфена Хрисанфовна и удивилась ещё больше. Денег мальчику она не давала. Может, супруг, Яков Филиппович?..
Но когда хозяин пришёл домой, выяснилось, что и он ничего не знает о деньгах. Шамовы поняли: эти сто рублей Ваня у них украл... Аграфена Хрисанфовна едва не плакала. Но не денег ей было жалко. «И как я сама не подумала о том, что мальчику нужно родителей опекать!» — вслух корила она себя. — Спросить-то он, видно, постеснялся!» Вечером Шамова позвала Ваню и со слезами на глазах... попросила у него прощения! Воришке стало нестерпимо стыдно — куда сильнее, чем, если бы хозяйка на него попросту накричала...
Но купцы Шамовы всегда относились к людям только с добром и любовью. «Любовь всё покрывает», ‒ часто повторяли они слова апостола Павла, а заповедь Христа «возлюби ближнего твоего» старались ставить в центр своей жизни. Яков Филиппович пробивался в купцы из бедняков и хорошо знал, как это бывает, когда не на что купить хлеба. Может быть, именно поэтому занялся Яков Шамов хлебным делом и вскоре стал владельцем самой большой в Казани мельницы. Но и разбогатев, никогда не забывал о том, что рядом есть нуждающиеся и обездоленные, с которыми он, Яков Филиппович Шамов, обязан своим достатком делиться.
Яков Филиппович попечительствовал многим благотворительным учреждениям Казани: был членом городского Общества призрения и образования глухонемых детей, финансово поддерживал бесплатную школу живописи, был одним из постоянных жертвователей Александровской больницы. Часто посещая это медицинское учреждение, Яков Шамов собственными глазами видел, как много в городе людей, остро нуждающихся в заботе о своём здоровье, особенно среди бедняков. И как мало в лечебницах бесплатных и дешёвых мест. Это натолкнуло купца на мысль построить в городе большую больницу, где неимущие люди могли бы беспрепятственно получать медицинскую помощь.
Разрешение на строительство от городских властей было получено быстро. Только на строительные работы, которые начались в тысяча девятьсот восьмом году, Шамов выделил четыреста тысяч рублей. Яков Филиппович с нетерпением ждал открытия своего детища, однако за год до окончания строительства больницы он скоропостижно скончался. В своём завещании, которое купец составил ещё загодя, более миллиона рублей он оставил городским приютам, сиротским домам, храмам и благотворительным обществам Казани.
Благородное дело мужа довела до конца Аграфена Хрисанфовна. Не жалея средств, она оснастила достроенную трёхэтажную больницу самым современным оборудованием и передала в дар городу. Не забыв, разумеется, о главном пожелании своего покойного супруга: двадцать больничных мест Шамова приняла на собственный счёт, выделив их для бесплатного размещения крестьян и бедняков.
...Любопытный факт: прошло больше века с тех пор, а больницу, построенную щедрыми купцами, в Казани до сих пор называют Шамовской. Память о человеке, подарившем её городу, продолжает жить. И неудивительно: ведь дар этот был сделан с любовью. А любовь, — часто повторяли купцы Шамовы слова апостола Павла, — никогда не перестаёт.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер