
Казанская купчиха Аграфена Хрисанфовна Шамова, сидя за изящным бюро красного дерева, разбирала только что пришедшую почту. Несколько пухлых конвертов с самарскими и нижегородскими штемпелями женщина отложила в сторону: «Это от приказчиков. Муж вернётся с мельницы, прочитает», — вполголоса проговорила она. Тут её взгляд остановился на конверте из простой, грубой серой бумаги. Это было письмо от отца Вани — четырнадцатилетнего мальчика, которого Аграфена Хрисанфовна недавно взяла на службу. Ваня был из бедной крестьянской семьи, и однажды просто постучал в дверь дома Шамовых и спросил, нет ли какой-работы. Аграфена Хрисанфовна с радостью приняла мальчика в дом, поручив ему несложные обязанности по хозяйству и назначив хорошее жалованье. Удивлённо подняв брови, Шамова распечатала конверт.
«Низкий вам от нас поклон, благодетельница наша, за то, что не забываете нашу бедность. Сто рублей от вас Ванюша нам передал», — прочитала Аграфена Хрисанфовна и удивилась ещё больше. Денег мальчику она не давала. Может, супруг, Яков Филиппович?..
Но когда хозяин пришёл домой, выяснилось, что и он ничего не знает о деньгах. Шамовы поняли: эти сто рублей Ваня у них украл... Аграфена Хрисанфовна едва не плакала. Но не денег ей было жалко. «И как я сама не подумала о том, что мальчику нужно родителей опекать!» — вслух корила она себя. — Спросить-то он, видно, постеснялся!» Вечером Шамова позвала Ваню и со слезами на глазах... попросила у него прощения! Воришке стало нестерпимо стыдно — куда сильнее, чем, если бы хозяйка на него попросту накричала...
Но купцы Шамовы всегда относились к людям только с добром и любовью. «Любовь всё покрывает», ‒ часто повторяли они слова апостола Павла, а заповедь Христа «возлюби ближнего твоего» старались ставить в центр своей жизни. Яков Филиппович пробивался в купцы из бедняков и хорошо знал, как это бывает, когда не на что купить хлеба. Может быть, именно поэтому занялся Яков Шамов хлебным делом и вскоре стал владельцем самой большой в Казани мельницы. Но и разбогатев, никогда не забывал о том, что рядом есть нуждающиеся и обездоленные, с которыми он, Яков Филиппович Шамов, обязан своим достатком делиться.
Яков Филиппович попечительствовал многим благотворительным учреждениям Казани: был членом городского Общества призрения и образования глухонемых детей, финансово поддерживал бесплатную школу живописи, был одним из постоянных жертвователей Александровской больницы. Часто посещая это медицинское учреждение, Яков Шамов собственными глазами видел, как много в городе людей, остро нуждающихся в заботе о своём здоровье, особенно среди бедняков. И как мало в лечебницах бесплатных и дешёвых мест. Это натолкнуло купца на мысль построить в городе большую больницу, где неимущие люди могли бы беспрепятственно получать медицинскую помощь.
Разрешение на строительство от городских властей было получено быстро. Только на строительные работы, которые начались в тысяча девятьсот восьмом году, Шамов выделил четыреста тысяч рублей. Яков Филиппович с нетерпением ждал открытия своего детища, однако за год до окончания строительства больницы он скоропостижно скончался. В своём завещании, которое купец составил ещё загодя, более миллиона рублей он оставил городским приютам, сиротским домам, храмам и благотворительным обществам Казани.
Благородное дело мужа довела до конца Аграфена Хрисанфовна. Не жалея средств, она оснастила достроенную трёхэтажную больницу самым современным оборудованием и передала в дар городу. Не забыв, разумеется, о главном пожелании своего покойного супруга: двадцать больничных мест Шамова приняла на собственный счёт, выделив их для бесплатного размещения крестьян и бедняков.
...Любопытный факт: прошло больше века с тех пор, а больницу, построенную щедрыми купцами, в Казани до сих пор называют Шамовской. Память о человеке, подарившем её городу, продолжает жить. И неудивительно: ведь дар этот был сделан с любовью. А любовь, — часто повторяли купцы Шамовы слова апостола Павла, — никогда не перестаёт.
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер