
Фото: Alex Durynin/Unsplash
До второй половины девятнадцатого века города Иваново не было на карте России. Так называлось большое село в Шуйском уезде Владимирской губернии. Но в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году село Иваново объединилось с недавно образованным Вознесенским посадом. Так появился город Иваново-Вознесенск.
Почувствовать себя горожанами со всеми вытекающими отсюда последствиями — развитием инфраструктуры и активным благоустройством — ивановцы смогли благодаря Якову Петровичу Гарелину, владельцу одной из крупнейших в Иванове ткацких мануфактур, человеку богатому и щедрому.
Ещё до объединения села с посадом дальновидный Яков Петрович на собственные средства построил в Вознесенском большой Гостиный двор. Многие тогда недоумевали, зачем он нужен в маленьком посаде. Но в городе гостиный двор сразу же оправдал своё существование. Теперь традиционную продукцию ивановских мануфактур — высококлассный ситец — не нужно было возить на продажу за тридевять земель. Покупатели сами с радостью приезжали в Иваново-Вознесенск и бродили по длинным торговым рядам Гостиного двора.
Желание помогать людям проснулось в Якове Петровиче ещё в ранней юности. Так получилось, что в школу он не ходил — отец, самостоятельно обучив сына читать и считать, решил, что для управления фабрикой этого будет вполне достаточно. И пока другие дети корпели за партами над учёной премудростью, Яков, по настоянию родителя, обучался тонкостям производства. Однако вместе с техникой набивки ситца мальчик усвоил и то, как тяжёл труд простого рабочего, как бедно и безрадостно он живёт. Вот почему, унаследовав фабрику, он первым делом решил в корне изменить такое положение вещей.
При своей мануфактуре Гарелин открыл бесплатную больницу для рабочих, куда могли обращаться не только его служащие, но и те, кто работал на других фабриках. Строительство и оснащение обошлось Якову Петровичу в солидную по тем временам сумму — восемь тысяч рублей. Из собственных средств платил он и жалованье персоналу больницы.
В тысяча восемьсот сорок седьмом году при мануфактуре заработала бесплатная школа, которую Гарелин содержал на свои личные деньги, а ещё через несколько лет Яков Петрович профинансировал открытие в Иванове училище для мастеровых и рабочих.
Не удивительно, что именно Гарелина единогласно избрали на ответственный пост головы нового города Иваново-Вознесенска. Для Якова Петровича эта должность стала основой всей его жизни; сдав фабрику в аренду и отойдя от торговых дел, он решил посвятить себя развитию и благоустройству города, и не жалел на это собственных средств.
На деньги Гарелина в центре города был устроен бульвар, названный в честь святого князя Александра Невского. По воспоминаниям современников, бульвар был необыкновенно уютным, и больше напоминал сад с деревьями, кустарниками, клумбами и скамейками для отдыха и фонарями. Большой вклад Яков Петрович сделал в открытие городской торгово-промышленной гимназии. Благодаря его стараниям в Иваново-Вознесенске появилась публичная библиотека, куда Гарелин пожертвовал полторы тысячи томов из личного собрания — Яков Петрович был увлечённым библиофилом и коллекционером. Однако он предпочитал не пылить артефакты в ящиках комода, а делиться ими с людьми. Так, например, свою уникальную коллекцию старинных рукописей он безвозмездно передал в дар Румянцевскому музею в Москве.
Невозможно точно сказать, сколько денег пожертвовал Гарелин на устройство и содержание городских храмов. Известно лишь, что он усердно и щедро заботился о Церкви.
Поэтому и в своём завещании он, искренне верующий человек, не забыл о бедных и сиротах. Три тысячи рублей Гарелин распорядился положить в банк, чтобы на проценты с них дважды в год — на Рождество и Пасху — устраивать бесплатный стол для бедняков. Внушительные суммы Яков Петрович оставил на содержание городского ночлежного приюта и открытие технического училища. В распоряжение города от Гарелина перешли несколько крупных земельных угодий.
В тысяча девятьсот тридцать втором году большевики переименовали Иваново-Вознесенск, убрав вторую часть названия, которая, по их мнению, могла напоминать советским гражданам о соответствующем Евангельском событии. Просто как Иваново, знаменитая столица ткацкого производства, известен этот город и сегодня. Но ивановцы помнят о делах милосердия Якова Петровича Гарелина. Его именем названа одна из улиц Иванова, а в центре города воздвигнут памятник щедрому благотворителю.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер