
Фото: Alex Durynin/Unsplash
До второй половины девятнадцатого века города Иваново не было на карте России. Так называлось большое село в Шуйском уезде Владимирской губернии. Но в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году село Иваново объединилось с недавно образованным Вознесенским посадом. Так появился город Иваново-Вознесенск.
Почувствовать себя горожанами со всеми вытекающими отсюда последствиями — развитием инфраструктуры и активным благоустройством — ивановцы смогли благодаря Якову Петровичу Гарелину, владельцу одной из крупнейших в Иванове ткацких мануфактур, человеку богатому и щедрому.
Ещё до объединения села с посадом дальновидный Яков Петрович на собственные средства построил в Вознесенском большой Гостиный двор. Многие тогда недоумевали, зачем он нужен в маленьком посаде. Но в городе гостиный двор сразу же оправдал своё существование. Теперь традиционную продукцию ивановских мануфактур — высококлассный ситец — не нужно было возить на продажу за тридевять земель. Покупатели сами с радостью приезжали в Иваново-Вознесенск и бродили по длинным торговым рядам Гостиного двора.
Желание помогать людям проснулось в Якове Петровиче ещё в ранней юности. Так получилось, что в школу он не ходил — отец, самостоятельно обучив сына читать и считать, решил, что для управления фабрикой этого будет вполне достаточно. И пока другие дети корпели за партами над учёной премудростью, Яков, по настоянию родителя, обучался тонкостям производства. Однако вместе с техникой набивки ситца мальчик усвоил и то, как тяжёл труд простого рабочего, как бедно и безрадостно он живёт. Вот почему, унаследовав фабрику, он первым делом решил в корне изменить такое положение вещей.
При своей мануфактуре Гарелин открыл бесплатную больницу для рабочих, куда могли обращаться не только его служащие, но и те, кто работал на других фабриках. Строительство и оснащение обошлось Якову Петровичу в солидную по тем временам сумму — восемь тысяч рублей. Из собственных средств платил он и жалованье персоналу больницы.
В тысяча восемьсот сорок седьмом году при мануфактуре заработала бесплатная школа, которую Гарелин содержал на свои личные деньги, а ещё через несколько лет Яков Петрович профинансировал открытие в Иванове училище для мастеровых и рабочих.
Не удивительно, что именно Гарелина единогласно избрали на ответственный пост головы нового города Иваново-Вознесенска. Для Якова Петровича эта должность стала основой всей его жизни; сдав фабрику в аренду и отойдя от торговых дел, он решил посвятить себя развитию и благоустройству города, и не жалел на это собственных средств.
На деньги Гарелина в центре города был устроен бульвар, названный в честь святого князя Александра Невского. По воспоминаниям современников, бульвар был необыкновенно уютным, и больше напоминал сад с деревьями, кустарниками, клумбами и скамейками для отдыха и фонарями. Большой вклад Яков Петрович сделал в открытие городской торгово-промышленной гимназии. Благодаря его стараниям в Иваново-Вознесенске появилась публичная библиотека, куда Гарелин пожертвовал полторы тысячи томов из личного собрания — Яков Петрович был увлечённым библиофилом и коллекционером. Однако он предпочитал не пылить артефакты в ящиках комода, а делиться ими с людьми. Так, например, свою уникальную коллекцию старинных рукописей он безвозмездно передал в дар Румянцевскому музею в Москве.
Невозможно точно сказать, сколько денег пожертвовал Гарелин на устройство и содержание городских храмов. Известно лишь, что он усердно и щедро заботился о Церкви.
Поэтому и в своём завещании он, искренне верующий человек, не забыл о бедных и сиротах. Три тысячи рублей Гарелин распорядился положить в банк, чтобы на проценты с них дважды в год — на Рождество и Пасху — устраивать бесплатный стол для бедняков. Внушительные суммы Яков Петрович оставил на содержание городского ночлежного приюта и открытие технического училища. В распоряжение города от Гарелина перешли несколько крупных земельных угодий.
В тысяча девятьсот тридцать втором году большевики переименовали Иваново-Вознесенск, убрав вторую часть названия, которая, по их мнению, могла напоминать советским гражданам о соответствующем Евангельском событии. Просто как Иваново, знаменитая столица ткацкого производства, известен этот город и сегодня. Но ивановцы помнят о делах милосердия Якова Петровича Гарелина. Его именем названа одна из улиц Иванова, а в центре города воздвигнут памятник щедрому благотворителю.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.