Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Дождливый денёк выдался, не правда ли?
— Прямо всемирный потоп! Я тут неподалёку работаю, в приюте для бездомных животных. Пошла корм покупать, и попала в грозу. Как раз была около музея — вот, решила зайти. И непогоду переждать, и заодно просветиться.
— А я уже давно хотел побывать в Саратовском Художественном музее. И вот, очень кстати выдалась поездка в Саратов. Так что я просто не мог сюда не зайти.
— Подскажите, а что же здесь можно посмотреть интересное? Я-то в живописи не особенно разбираюсь...
— О, в Саратовском художественном музее немало замечательных полотен! И знаете, вот вы сказали сейчас, что на улице — ливень, похожий на всемирный потоп... У меня сразу возникли ассоциации с одной прекрасной здешней картиной. Я могу её показать, если вы не против.
— Конечно, не против!
— Тогда взгляните, пожалуйста, сюда. Вот полотно, которое я имел в виду. Называется оно «Наполнение Ноева ковчега», и принадлежит кисти итальянского мастера 16-го века Якопо Бассано.
— Ой, смотрите, на картине козы, кролики, петух и куры, индейка, утка, голуби, кошка, собака. Такого количества животных даже в нашем приюте нет! А ещё ослик, коровы, овцы, лошади. Даже львы с оленями. Что же здесь происходит, интересно?
— Пожалуй, отвечу на ваш вопрос цитатой из Библии: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, и всякого скота возьми, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо Я буду изливать дождь сорок дней и сорок ночей. Ной сделал всё, что Господь повелел ему». История о праведнике Ное, которого Бог избрал, чтобы заново заселить землю после Всемирного потопа, рассказывается в ветхозаветной книге Бытия.
— Точно! Ведь вы же сказали, что картина называется «Наполнение Ноева ковчега». На заднем плане видно, что сгущаются тучи и вот-вот хлынет дождь. Только... где же сам ковчег?
— Обратите внимание на правый верхний угол полотна — видите, там дверь с пологим настилом, по которому идут звери и птицы. Это и есть ковчег. Точнее, его часть. Художник просто решил не изображать его целиком и сосредоточиться на образах семьи Ноя и, конечно, животных, которых он собрал.
— Да, я вижу мужчин и женщин, которые укладывают домашнюю утварь — посуду, корзины. В них, наверное, запасы еды. Но почему-то почти все люди на картине обращены к зрителю либо спиной, либо вполоборота, и нарисованы не очень чётко. А вот звери — напротив, удивительно натурально и тонко выписаны!
— Должен с вами согласиться. На полотне фигуры людей не имеют столь детальной прорисовки, как изображения братьев наших меньших. Якопо Бассано вообще очень любил писать с натуры домашних животных. По историческим сведениям, его мастерская была увешана этюдами с изображениями кур, уток, гусей, петухов и прочей живности.
— Наш человек!
— Но вообще-то основным занятием художника была церковная живопись. Он много писал для храмов. К примеру, Бассано автор потрясающего полотна «Тайная вечеря». Ну, а на тему Ноева Ковчега у живописца есть целых четыре работы!
— Наверное, художнику нравился этот сюжет, потому что в нём совмещалась его вера в Бога и любовь к животным!
— Вполне можно предположить! Кстати, три картины из этой серии находятся за рубежом, в Чехии. Они выставлены в дворцовой галерее замка Кромержиж. А четвёртая — перед нами.
— А как она казалась у нас в Саратове?!
— Полотно Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» раньше находилось в коллекции Эрмитажа. В Саратовский художественный музей оно попало в 1885-м году благодаря ходатайству русского художника Алексея Петровича Боголюбова.
— А напомните, пожалуйста: Ной ведь спас животных, которых поручил ему Бог? Все они благополучно пережили потоп?
— Снова отвечу вам цитатой из Библии: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и весь скот, и все гады, и все птицы, вышли из ковчега». Да, всё в итоге закончилось благополучно — иначе мы с вами сейчас не стояли бы здесь, перед этой замечательной картиной.
— Сегодня же открою Библию и перечитаю эту потрясающую историю!
— Кстати, посмотрите в окно. Дождь перестал. «Всемирный потоп» закончился, можно выходить на улицу.
— Я, пожалуй, останусь ещё ненадолго. Хочется посмотреть на картину. Спасибо вам за увлекательный рассказ! И... я тут подумала...У нашего приюта для животных нет названия. Может быть, назвать его «Ковчег»?
— По-моему, неплохая идея!
Картину Якопо Бассано «Наполнение Ноева Ковчега» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева.
Все выпуски программы: Краски России
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема