— Вы фотографироваться? Мы за вами будем?
— Нет, я просто приятель фотографа. Так что вы первые.
— Мы пока только посоветоваться. Я не уверен, что нам нужна фотосессия.
— Ну Олег, ну ты же обещал!
— Машенька, я готов тебе уступить, но уверен, что фотограф на венчании не нужен. Память о таких событиях надо хранить в сердце. Вот вы, например, как считаете?
— Конечно, что муж и жена должны беречь сердечную память о моменте, когда Церковь благословила их союз. Но ведь зримое свидетельство о вашем венчании важно не только для вас.
— Да? А для кого же ещё?
— Для ваших детей. Внуков, правнуков. Я даже знаю случай, когда свадебные портреты жениха и невесты стали исторической ценностью.
— Неужели это правда? Посмотреть бы на них!
— А я вам их сейчас покажу в Интернете. Таак, портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова. Вот, пожалуйста!
— Так здесь же две отдельные картины?
— Да, это диптих — две картины составляют единое произведение искусства. В диптихе есть определённый символизм — так два человека в браке становятся неразделимы.
— Какое платье у невесты красивое! Только почему оно красное, а не белое, если это венчальный наряд?
— До восемнадцатого века на Руси женщины выходили замуж в красных сарафанах с глухой застёжкой до самого горла. А Пётр Первый ввел в обиход европейскую одежду. И Ксения Ивановна Тишинина в 1755 году пошла под венец, одетая по последней моде в стиле рококо. Платье на ней традиционного красного цвета, но оно уже совсем не напоминает сарафан.
— А это что же, часы пристёгнуты к подолу невесты?
— Да, маленькие золотые часики — подарок жениха. Роскошь, подсказывающая зрителю, как сильно молодожён дорожит своей супругой.
— А может быть это просто признак богатства?
— На картинах восемнадцатого века нет случайных деталей. И если бы художник Иван Вишняков хотел подчеркнуть состоятельность жениха, то именно на его изображении мы бы увидели дорогостоящие аксессуары.
— А облик Тишинина изыскан, но прост.
— Единственное украшение чёрного свадебного костюма Николая Ивановича — это отделка из серебряной парчи. Тогда как портрет Ксении Ивановны изобилует яркими деталями: в руке её веер, на груди и волосах алые цветы, серебристое кружево рукавов струится по красному шёлку платья. Если за спиной жениха — просто тёмное полотно, то фигура невесты запечатлена на фоне аллеи, открывающейся коридором на восход солнца. Девушке словно предстоит новая светлая дорога. Картина вполне может называться: «Я сделаю тебя счастливой!». Художник ясно свидетельствует не о богатстве, а о любви жениха.
— А в чём историческая ценность этих картин?
— Художник Иван Яковлевич Вишняков считался лучшим портретистом восемнадцатого века. Но не имел привычки подписывать свои работы. И до нашего времени дошло всего два полотна, на обороте которых значится: «намалёваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Николай Тишинин, заказывая свадебные портреты, позаботился, чтобы на полотнах стояла подпись, и этим сослужил добрую службу для искусствоведов.
— Представляешь, Маш, если у фотографа полетит весь архив, и уцелеют только наши свадебные снимки? Будут уникальные!
— Нет уж, пусть у него всё будет хорошо. А венчальные фотографии ценны тем, что хранят память о рождении семьи, не похожей ни на какую другую. Может быть, через сотни лет люди будут глядеть на наши лица и думать: «Как они любили друг друга!» Как мы сейчас смотрим на портреты Ксении и Николая Тишининых.
«Портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер