— Вы фотографироваться? Мы за вами будем?
— Нет, я просто приятель фотографа. Так что вы первые.
— Мы пока только посоветоваться. Я не уверен, что нам нужна фотосессия.
— Ну Олег, ну ты же обещал!
— Машенька, я готов тебе уступить, но уверен, что фотограф на венчании не нужен. Память о таких событиях надо хранить в сердце. Вот вы, например, как считаете?
— Конечно, что муж и жена должны беречь сердечную память о моменте, когда Церковь благословила их союз. Но ведь зримое свидетельство о вашем венчании важно не только для вас.
— Да? А для кого же ещё?
— Для ваших детей. Внуков, правнуков. Я даже знаю случай, когда свадебные портреты жениха и невесты стали исторической ценностью.
— Неужели это правда? Посмотреть бы на них!
— А я вам их сейчас покажу в Интернете. Таак, портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова. Вот, пожалуйста!
— Так здесь же две отдельные картины?
— Да, это диптих — две картины составляют единое произведение искусства. В диптихе есть определённый символизм — так два человека в браке становятся неразделимы.
— Какое платье у невесты красивое! Только почему оно красное, а не белое, если это венчальный наряд?
— До восемнадцатого века на Руси женщины выходили замуж в красных сарафанах с глухой застёжкой до самого горла. А Пётр Первый ввел в обиход европейскую одежду. И Ксения Ивановна Тишинина в 1755 году пошла под венец, одетая по последней моде в стиле рококо. Платье на ней традиционного красного цвета, но оно уже совсем не напоминает сарафан.
— А это что же, часы пристёгнуты к подолу невесты?
— Да, маленькие золотые часики — подарок жениха. Роскошь, подсказывающая зрителю, как сильно молодожён дорожит своей супругой.
— А может быть это просто признак богатства?
— На картинах восемнадцатого века нет случайных деталей. И если бы художник Иван Вишняков хотел подчеркнуть состоятельность жениха, то именно на его изображении мы бы увидели дорогостоящие аксессуары.
— А облик Тишинина изыскан, но прост.
— Единственное украшение чёрного свадебного костюма Николая Ивановича — это отделка из серебряной парчи. Тогда как портрет Ксении Ивановны изобилует яркими деталями: в руке её веер, на груди и волосах алые цветы, серебристое кружево рукавов струится по красному шёлку платья. Если за спиной жениха — просто тёмное полотно, то фигура невесты запечатлена на фоне аллеи, открывающейся коридором на восход солнца. Девушке словно предстоит новая светлая дорога. Картина вполне может называться: «Я сделаю тебя счастливой!». Художник ясно свидетельствует не о богатстве, а о любви жениха.
— А в чём историческая ценность этих картин?
— Художник Иван Яковлевич Вишняков считался лучшим портретистом восемнадцатого века. Но не имел привычки подписывать свои работы. И до нашего времени дошло всего два полотна, на обороте которых значится: «намалёваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Николай Тишинин, заказывая свадебные портреты, позаботился, чтобы на полотнах стояла подпись, и этим сослужил добрую службу для искусствоведов.
— Представляешь, Маш, если у фотографа полетит весь архив, и уцелеют только наши свадебные снимки? Будут уникальные!
— Нет уж, пусть у него всё будет хорошо. А венчальные фотографии ценны тем, что хранят память о рождении семьи, не похожей ни на какую другую. Может быть, через сотни лет люди будут глядеть на наши лица и думать: «Как они любили друг друга!» Как мы сейчас смотрим на портреты Ксении и Николая Тишининых.
«Портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
Какие мои ближние? Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Христос призывает возлюбить ближнего, как самого себя.
Всякий раз, когда перечитываю эти евангельские слова, невольно задумываюсь: «а какие они, мои ближние?»
Сразу вспоминаются все те, кто любит меня, кому я отвечаю взаимной любовью и дружбой. Честно признаюсь, что в кругу таких ближних мне очень комфортно!
Но есть и другие. Те, чей образ жизни мне совершенно чужд, а наше вынужденное ежедневное общение хочется свести до минимума. А ведь и их я должна полюбить. Но как это возможно?!
Неожиданная ситуация дала ответ на этот вопрос. В тот зимний вечер наша семья собралась за праздничным столом, ждали только племянника Ивана. Он подрабатывал таксистом в частной компании, к вечеру его смена заканчивалась.
И тут получаю от него смс: «Задержусь надолго, срочно уехал в Рязань». Ниже адрес.
Появился у нас Иван только под утро и рассказал вот какую историю:
Приехал он на вызов по указанному адресу к автобусной остановке. К машине подошло сразу несколько человек. Один быстро сунул записку с адресом, другие усадили на заднее сидение пассажира.
— Брат, довези по адресу. Тебе там хорошо заплатят — сказали они Ивану, захлопнули дверь машины и исчезли.
Иван оглянулся: на заднем сидении полулежал парень без пальто, в одной тоненькой белой рубашке с бабочкой набок и ... совершенно нетрезвый. А в записке с адресом был указан город Рязань.
По договору Ивана с фирмой служебная машина за пределы Московской области выезжать не должна. Что делать? Высадить?
Но на улице зима, бедолага почти раздет, толком объяснить ничего не может. Что за адрес? Кто его там ждёт? И ждёт ли вообще?! Одни вопросы!
И тогда Иван принял решение. Привёз пассажира к своему дому,
с трудом пересадил в личную машину и поехал с ним в Рязань.
— Я боялся, что не довезу его — рассказывал племянник.
Пассажир то стонал, то плакал, то Лену какую-то вспоминал, то за сердце хватался. Хорошо валидол в аптечке и вода в машине были.
Наконец доехали. У подъезда их уже ждали. Видимо, друзья парня его родным позвонили. Те сразу к нему с расспросами, что случилось? Парень к тому времени немного пришел в себя и рассказал, что помнил:
Накануне вечером он со своей девушкой Леной приехал к другу на день рождения. Справляли в кафе. Произошла ссора. Лена обиделась и ушла.
— Я и так лишнего принял, пока за столом сидели, а тут добавил с горя, а потом за Леной побежал — вспоминал парень. — Думал догоню, верну, но нет. Возвратился в кафе забрать пальто. А его нет. В карманах пальто были и документы, и деньги, и телефон.
— Я его в руках держал, когда за Леной бежал — рассказывал мужчина — а куда потом дел — не помню. Так и не нашёл. Ребятам из кафе дал свой адрес, те вызвали такси. Вот такая история.
Мы слушали рассказ Ивана и недоумевали.
— Как ты вообще решился его так далеко везти? Без документов! Почему в милицию не поехал?
— Просто поверил им. Просто решил помочь — ответил племянник.
Теперь, когда я вспоминаю, о тех, с кем мне трудно общаться, сразу задаю себе вопрос: «А если бы им понадобилась моя помощь, я бы помогла?»
И отвечаю себе — Я бы постаралась помочь. И сразу они становятся мне ближе.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
«Жаворонки»

Фото: Viktoriya / Unsplash
Когда мои дети были маленькими, мы жили на Урале. В марте там — совсем ещё зима, ну разве что солнце светит ярче, чем в декабре. Но именно в марте во многих верующих семьях пекут особенные булочки в виде жаворонков — ко дню Сорока Мучеников Севастийских. Пекли и мы. Помню, как впервые участвовала в их изготовлении младшая дочь, Ксюша, и как мы со старшими детьми рассказывали ей историю бесстрашных воинов, верных христиан, принявших смерть в ледяных озёрных водах в далёком 4-м веке. Они умерли, но не отреклись от Спасителя. Им было очень холодно — но знали они, какой горячей любовью встретит их Господь...
Ксюша слушала, задумчиво прикрепляла глазки-изюминки к слепленным из постного теста птичкам, и они словно оживали под её рукой. А за окном выла метель. «Настоящие жаворонки к нам уж после Пасхи прилетят!» — важно сказала Василиса, она постарше. «Ну и что! А мы сейчас весну приближаем и Пасху, у нас уже жаворонки — вот они, значит, скоро весна!»
Смешная детская логика показалась мне удивительно мудрой, и я даже записала Ксюшину фразу в блокнот. А наутро старшие дети отправились в школу, а мы с Ксюшей — в храм, и румяных жаворонков c собой взяли — угощать после службы знакомых прихожан. Так Ксюша захотела: «Чтоб ко всем весна пришла поскорей... и Пасха!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 февраля. О самообмане

В 1-й главе 1-го Соборного Послания апостола Иоанна есть слова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
О самообмане — епископ Черняховский и Славский Николай.
Почему мы говорим, что не имеем греха? Во-первых, никто не хочет себя признать виновным. Как это так? Я самый лучший, самый умный, самый-самый. И вдруг какие-то грехи. Не может быть никаких грехов. Я безгрешен. Это позиция такой гордости. Грех некоторые понимают как что-то церковное. Съел подсолнечное масло во время строгого поста. Или зашел в храм в шортах. Ну, например. Что-то связанное обязательно с церковью. Но это не зрелое понятие о грехе. Оно какое-то упрощающее все. Сужение понятия греха, например, до заповедей Моисея. Грехом может быть не только действие, но и бездействие. Например, вы едете по загородной дороге на своей машине. Погода ужасная. Ветер сильный. Колючий снег метет. И видите, что человек какой-то идет вдоль дороги. До следующего селения, ну, несколько километров. И вот он идет против ветра. Что за человек даже не важно. Это может быть старик, может быть женщина с ребенком на руках. Но вы проезжаете мимо. Совесть обличает. А вы говорите, ну, как это? Про себя рассуждаете. Я знаю заповеди. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. Я ничего плохого этому человеку не сделал, говорите вы. Но, тем не менее, это грех. Вообще, понятие грех, скорее всего, попадет все, что можно описать девизом «Моя хата с краю». Христианин активно утверждает в жизни заповеди Божьи. Активно утверждает в жизни любовь Божью. Если этого не делает, то он обманывает себя, называя себя безгрешным.
Все выпуски программы Актуальная тема