— Вы фотографироваться? Мы за вами будем?
— Нет, я просто приятель фотографа. Так что вы первые.
— Мы пока только посоветоваться. Я не уверен, что нам нужна фотосессия.
— Ну Олег, ну ты же обещал!
— Машенька, я готов тебе уступить, но уверен, что фотограф на венчании не нужен. Память о таких событиях надо хранить в сердце. Вот вы, например, как считаете?
— Конечно, что муж и жена должны беречь сердечную память о моменте, когда Церковь благословила их союз. Но ведь зримое свидетельство о вашем венчании важно не только для вас.
— Да? А для кого же ещё?
— Для ваших детей. Внуков, правнуков. Я даже знаю случай, когда свадебные портреты жениха и невесты стали исторической ценностью.
— Неужели это правда? Посмотреть бы на них!
— А я вам их сейчас покажу в Интернете. Таак, портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова. Вот, пожалуйста!
— Так здесь же две отдельные картины?
— Да, это диптих — две картины составляют единое произведение искусства. В диптихе есть определённый символизм — так два человека в браке становятся неразделимы.
— Какое платье у невесты красивое! Только почему оно красное, а не белое, если это венчальный наряд?
— До восемнадцатого века на Руси женщины выходили замуж в красных сарафанах с глухой застёжкой до самого горла. А Пётр Первый ввел в обиход европейскую одежду. И Ксения Ивановна Тишинина в 1755 году пошла под венец, одетая по последней моде в стиле рококо. Платье на ней традиционного красного цвета, но оно уже совсем не напоминает сарафан.
— А это что же, часы пристёгнуты к подолу невесты?
— Да, маленькие золотые часики — подарок жениха. Роскошь, подсказывающая зрителю, как сильно молодожён дорожит своей супругой.
— А может быть это просто признак богатства?
— На картинах восемнадцатого века нет случайных деталей. И если бы художник Иван Вишняков хотел подчеркнуть состоятельность жениха, то именно на его изображении мы бы увидели дорогостоящие аксессуары.
— А облик Тишинина изыскан, но прост.
— Единственное украшение чёрного свадебного костюма Николая Ивановича — это отделка из серебряной парчи. Тогда как портрет Ксении Ивановны изобилует яркими деталями: в руке её веер, на груди и волосах алые цветы, серебристое кружево рукавов струится по красному шёлку платья. Если за спиной жениха — просто тёмное полотно, то фигура невесты запечатлена на фоне аллеи, открывающейся коридором на восход солнца. Девушке словно предстоит новая светлая дорога. Картина вполне может называться: «Я сделаю тебя счастливой!». Художник ясно свидетельствует не о богатстве, а о любви жениха.
— А в чём историческая ценность этих картин?
— Художник Иван Яковлевич Вишняков считался лучшим портретистом восемнадцатого века. Но не имел привычки подписывать свои работы. И до нашего времени дошло всего два полотна, на обороте которых значится: «намалёваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Николай Тишинин, заказывая свадебные портреты, позаботился, чтобы на полотнах стояла подпись, и этим сослужил добрую службу для искусствоведов.
— Представляешь, Маш, если у фотографа полетит весь архив, и уцелеют только наши свадебные снимки? Будут уникальные!
— Нет уж, пусть у него всё будет хорошо. А венчальные фотографии ценны тем, что хранят память о рождении семьи, не похожей ни на какую другую. Может быть, через сотни лет люди будут глядеть на наши лица и думать: «Как они любили друг друга!» Как мы сейчас смотрим на портреты Ксении и Николая Тишининых.
«Портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых