Иван Вишняков. Портреты супругов Тишининых - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Вишняков. Портреты супругов Тишининых

* Поделиться

— Вы фотографироваться? Мы за вами будем?

— Нет, я просто приятель фотографа. Так что вы первые.

— Мы пока только посоветоваться. Я не уверен, что нам нужна фотосессия.

— Ну Олег, ну ты же обещал!

— Машенька, я готов тебе уступить, но уверен, что фотограф на венчании не нужен. Память о таких событиях надо хранить в сердце. Вот вы, например, как считаете?

— Конечно, что муж и жена должны беречь сердечную память о моменте, когда Церковь благословила их союз. Но ведь зримое свидетельство о вашем венчании важно не только для вас.

— Да? А для кого же ещё?

— Для ваших детей. Внуков, правнуков. Я даже знаю случай, когда свадебные портреты жениха и невесты стали исторической ценностью.

— Неужели это правда? Посмотреть бы на них!

— А я вам их сейчас покажу в Интернете. Таак, портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова. Вот, пожалуйста!

— Так здесь же две отдельные картины?

— Да, это диптих — две картины составляют единое произведение искусства. В диптихе есть определённый символизм — так два человека в браке становятся неразделимы.

— Какое платье у невесты красивое! Только почему оно красное, а не белое, если это венчальный наряд?

— До восемнадцатого века на Руси женщины выходили замуж в красных сарафанах с глухой застёжкой до самого горла. А Пётр Первый ввел в обиход европейскую одежду. И Ксения Ивановна Тишинина в 1755 году пошла под венец, одетая по последней моде в стиле рококо. Платье на ней традиционного красного цвета, но оно уже совсем не напоминает сарафан.

— А это что же, часы пристёгнуты к подолу невесты?

— Да, маленькие золотые часики — подарок жениха. Роскошь, подсказывающая зрителю, как сильно молодожён дорожит своей супругой.

— А может быть это просто признак богатства?

— На картинах восемнадцатого века нет случайных деталей. И если бы художник Иван Вишняков хотел подчеркнуть состоятельность жениха, то именно на его изображении мы бы увидели дорогостоящие аксессуары.

— А облик Тишинина изыскан, но прост.

— Единственное украшение чёрного свадебного костюма Николая Ивановича — это отделка из серебряной парчи. Тогда как портрет Ксении Ивановны изобилует яркими деталями: в руке её веер, на груди и волосах алые цветы, серебристое кружево рукавов струится по красному шёлку платья. Если за спиной жениха — просто тёмное полотно, то фигура невесты запечатлена на фоне аллеи, открывающейся коридором на восход солнца. Девушке словно предстоит новая светлая дорога. Картина вполне может называться: «Я сделаю тебя счастливой!». Художник ясно свидетельствует не о богатстве, а о любви жениха.

— А в чём историческая ценность этих картин?

— Художник Иван Яковлевич Вишняков считался лучшим портретистом восемнадцатого века. Но не имел привычки подписывать свои работы. И до нашего времени дошло всего два полотна, на обороте которых значится: «намалёваны надворным советником живописным мастером Вишняковым». Николай Тишинин, заказывая свадебные портреты, позаботился, чтобы на полотнах стояла подпись, и этим сослужил добрую службу для искусствоведов.

— Представляешь, Маш, если у фотографа полетит весь архив, и уцелеют только наши свадебные снимки? Будут уникальные!

— Нет уж, пусть у него всё будет хорошо. А венчальные фотографии ценны тем, что хранят память о рождении семьи, не похожей ни на какую другую. Может быть, через сотни лет люди будут глядеть на наши лица и думать: «Как они любили друг друга!» Как мы сейчас смотрим на портреты Ксении и Николая Тишининых.

«Портреты супругов Тишининых кисти Ивана Вишнякова можно увидеть в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем