Порою наши дни становятся словно чёрно-белыми, без красок. Так было и в жизни Ивана Шишкина, потерявшего самых близких людей.
В картине «Рожь» художник открывает нам, что в Боге можно обрести неиссякаемый источник радости при любых обстоятельствах.

Маргарита Константиновна на даче с бывшей ученицей Натальей.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня на дачу! Мне так нравятся вечерние прогулки по окрестностям. Стоишь на краю поля, смотришь вдаль — туда, где встречается синева неба и золото колосьев, и все тревоги забываются.
— Это верно, Наташенька. Здесь спокойно и радостно.
— Мы с вами как будто попали внутрь пейзажа, изображённого Иваном Шишкиным. Одного из тех, что выставлены в Третьяковской галерее. Как же называется это работа?.. Вылетело из головы!
— Полагаю, ты говоришь про картину «Рожь». Сейчас найду её интернете. Это она?
— Точно, она! Сосны возвышаются над полем. Они словно расчистили своими мощными кронами небосклон, и бескрайняя даль кружит голову! И таким родным кажется пейзаж. Наверное, Шишкин писал его где-то поблизости, в Подмосковье. Он ведь, кажется, жил в Москве?
— Только в юности, во время учебы в Московском училище живописи и ваяния. Затем поступил в Художественную академию в Санкт-Петербурге. Там женился на сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, и был необычайно счастлив. А картину «Рожь» Иван Шишкин написал в 1878 году в городе своего детства — Елабуге. Он отправился на родину после многолетнего отсутствия.
— Решил навестить места, где вырос?
— Эта поездка была попыткой унять душевную боль.
— Боль?
— Да. Семидесятые годы девятнадцатого века стали для Ивана Шишкина периодом скорбных испытаний. Сначала он похоронил отца, затем — сына Володю. От чахотки скончался верный друг, Фёдор Васильев. Эта же болезнь забрала любимую жену. Вслед за матерью умер двухлетний Костя Шишкин. У художника осталась только дочь Лидочка.
— Разве возможно человеку выдержать столько горя?
— Да, нелегко. И это отразилось в творчестве Шишкина — его картины стали безрадостными. Иван Иванович так описывал в дневнике горький период своей жизни: «Белый свет померк, всё, как на чёрно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».
— Что же там случилось? Почему художник почувствовал облегчение?
— Никаких особенных событий в Елабуге не происходило. Полагаю, Иван Шишкин вдали от столичной суеты смог сосредоточиться на молитве. Ему открылось, что в Боге при любых обстоятельствах можно обрести неиссякаемый источник радости. И своим открытием художник поделился в картине «Рожь».
— Вы думаете, в этом пейзаже есть скрытый смысл?
— Не скрытый, а явный. Шишкин ёмко сформулировал его в надписи на одном из эскизов картины: «Раздолье, простор, угодье. Божья благодать». «Рожь» — первая работа после череды несчастий, в которой сияет луч надежды. И множество деталей изображения свидетельствуют об этом.
— Каких деталей?
— А вот смотри. Чистое и светлое небо символизирует Божию любовь. Этой любовью живёт земля, и спелые колосья ржи — бесценный дар Создателя. Через напоённое благодатью поле тянется тропа. Она бежит к горизонту и упирается в небо. Художник верит, что и земной путь человека оканчивается не провалом в небытие, а восхождением к Богу. Природа проповедует о милосердном Творце, Иван Шишкин услышал эту проповедь и передал её в своей картине «Рожь».
— Так захотелось ещё раз увидеть это полотно!
— Увидим, Наташенька! Вернёмся с дачи и сходим в Третьяковскую галерею.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта "Культура"»
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема