Порою наши дни становятся словно чёрно-белыми, без красок. Так было и в жизни Ивана Шишкина, потерявшего самых близких людей.
В картине «Рожь» художник открывает нам, что в Боге можно обрести неиссякаемый источник радости при любых обстоятельствах.
Маргарита Константиновна на даче с бывшей ученицей Натальей.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня на дачу! Мне так нравятся вечерние прогулки по окрестностям. Стоишь на краю поля, смотришь вдаль — туда, где встречается синева неба и золото колосьев, и все тревоги забываются.
— Это верно, Наташенька. Здесь спокойно и радостно.
— Мы с вами как будто попали внутрь пейзажа, изображённого Иваном Шишкиным. Одного из тех, что выставлены в Третьяковской галерее. Как же называется это работа?.. Вылетело из головы!
— Полагаю, ты говоришь про картину «Рожь». Сейчас найду её интернете. Это она?
— Точно, она! Сосны возвышаются над полем. Они словно расчистили своими мощными кронами небосклон, и бескрайняя даль кружит голову! И таким родным кажется пейзаж. Наверное, Шишкин писал его где-то поблизости, в Подмосковье. Он ведь, кажется, жил в Москве?
— Только в юности, во время учебы в Московском училище живописи и ваяния. Затем поступил в Художественную академию в Санкт-Петербурге. Там женился на сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, и был необычайно счастлив. А картину «Рожь» Иван Шишкин написал в 1878 году в городе своего детства — Елабуге. Он отправился на родину после многолетнего отсутствия.
— Решил навестить места, где вырос?
— Эта поездка была попыткой унять душевную боль.
— Боль?
— Да. Семидесятые годы девятнадцатого века стали для Ивана Шишкина периодом скорбных испытаний. Сначала он похоронил отца, затем — сына Володю. От чахотки скончался верный друг, Фёдор Васильев. Эта же болезнь забрала любимую жену. Вслед за матерью умер двухлетний Костя Шишкин. У художника осталась только дочь Лидочка.
— Разве возможно человеку выдержать столько горя?
— Да, нелегко. И это отразилось в творчестве Шишкина — его картины стали безрадостными. Иван Иванович так описывал в дневнике горький период своей жизни: «Белый свет померк, всё, как на чёрно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».
— Что же там случилось? Почему художник почувствовал облегчение?
— Никаких особенных событий в Елабуге не происходило. Полагаю, Иван Шишкин вдали от столичной суеты смог сосредоточиться на молитве. Ему открылось, что в Боге при любых обстоятельствах можно обрести неиссякаемый источник радости. И своим открытием художник поделился в картине «Рожь».
— Вы думаете, в этом пейзаже есть скрытый смысл?
— Не скрытый, а явный. Шишкин ёмко сформулировал его в надписи на одном из эскизов картины: «Раздолье, простор, угодье. Божья благодать». «Рожь» — первая работа после череды несчастий, в которой сияет луч надежды. И множество деталей изображения свидетельствуют об этом.
— Каких деталей?
— А вот смотри. Чистое и светлое небо символизирует Божию любовь. Этой любовью живёт земля, и спелые колосья ржи — бесценный дар Создателя. Через напоённое благодатью поле тянется тропа. Она бежит к горизонту и упирается в небо. Художник верит, что и земной путь человека оканчивается не провалом в небытие, а восхождением к Богу. Природа проповедует о милосердном Творце, Иван Шишкин услышал эту проповедь и передал её в своей картине «Рожь».
— Так захотелось ещё раз увидеть это полотно!
— Увидим, Наташенька! Вернёмся с дачи и сходим в Третьяковскую галерею.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта "Культура"»
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM