Порою наши дни становятся словно чёрно-белыми, без красок. Так было и в жизни Ивана Шишкина, потерявшего самых близких людей.
В картине «Рожь» художник открывает нам, что в Боге можно обрести неиссякаемый источник радости при любых обстоятельствах.
Маргарита Константиновна на даче с бывшей ученицей Натальей.
— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня на дачу! Мне так нравятся вечерние прогулки по окрестностям. Стоишь на краю поля, смотришь вдаль — туда, где встречается синева неба и золото колосьев, и все тревоги забываются.
— Это верно, Наташенька. Здесь спокойно и радостно.
— Мы с вами как будто попали внутрь пейзажа, изображённого Иваном Шишкиным. Одного из тех, что выставлены в Третьяковской галерее. Как же называется это работа?.. Вылетело из головы!
— Полагаю, ты говоришь про картину «Рожь». Сейчас найду её интернете. Это она?
— Точно, она! Сосны возвышаются над полем. Они словно расчистили своими мощными кронами небосклон, и бескрайняя даль кружит голову! И таким родным кажется пейзаж. Наверное, Шишкин писал его где-то поблизости, в Подмосковье. Он ведь, кажется, жил в Москве?
— Только в юности, во время учебы в Московском училище живописи и ваяния. Затем поступил в Художественную академию в Санкт-Петербурге. Там женился на сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, и был необычайно счастлив. А картину «Рожь» Иван Шишкин написал в 1878 году в городе своего детства — Елабуге. Он отправился на родину после многолетнего отсутствия.
— Решил навестить места, где вырос?
— Эта поездка была попыткой унять душевную боль.
— Боль?
— Да. Семидесятые годы девятнадцатого века стали для Ивана Шишкина периодом скорбных испытаний. Сначала он похоронил отца, затем — сына Володю. От чахотки скончался верный друг, Фёдор Васильев. Эта же болезнь забрала любимую жену. Вслед за матерью умер двухлетний Костя Шишкин. У художника осталась только дочь Лидочка.
— Разве возможно человеку выдержать столько горя?
— Да, нелегко. И это отразилось в творчестве Шишкина — его картины стали безрадостными. Иван Иванович так описывал в дневнике горький период своей жизни: «Белый свет померк, всё, как на чёрно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».
— Что же там случилось? Почему художник почувствовал облегчение?
— Никаких особенных событий в Елабуге не происходило. Полагаю, Иван Шишкин вдали от столичной суеты смог сосредоточиться на молитве. Ему открылось, что в Боге при любых обстоятельствах можно обрести неиссякаемый источник радости. И своим открытием художник поделился в картине «Рожь».
— Вы думаете, в этом пейзаже есть скрытый смысл?
— Не скрытый, а явный. Шишкин ёмко сформулировал его в надписи на одном из эскизов картины: «Раздолье, простор, угодье. Божья благодать». «Рожь» — первая работа после череды несчастий, в которой сияет луч надежды. И множество деталей изображения свидетельствуют об этом.
— Каких деталей?
— А вот смотри. Чистое и светлое небо символизирует Божию любовь. Этой любовью живёт земля, и спелые колосья ржи — бесценный дар Создателя. Через напоённое благодатью поле тянется тропа. Она бежит к горизонту и упирается в небо. Художник верит, что и земной путь человека оканчивается не провалом в небытие, а восхождением к Богу. Природа проповедует о милосердном Творце, Иван Шишкин услышал эту проповедь и передал её в своей картине «Рожь».
— Так захотелось ещё раз увидеть это полотно!
— Увидим, Наташенька! Вернёмся с дачи и сходим в Третьяковскую галерею.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта "Культура"»
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.