Простор и Божья благодать на полотне Ивана Шишкина «Рожь» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Простор и Божья благодать на полотне Ивана Шишкина «Рожь»

* Поделиться

Порою наши дни становятся словно чёрно-белыми, без красок. Так было и в жизни Ивана Шишкина, потерявшего самых близких людей.

В картине «Рожь» художник открывает нам, что в Боге можно обрести неиссякаемый источник радости при любых обстоятельствах.


«Рожь» Иван Шишкин, 1878 г.. Из собрания Третьяковской галереи

Маргарита Константиновна на даче с бывшей ученицей Натальей.

— Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня на дачу! Мне так нравятся вечерние прогулки по окрестностям. Стоишь на краю поля, смотришь вдаль — туда, где встречается синева неба и золото колосьев, и все тревоги забываются.

— Это верно, Наташенька. Здесь спокойно и радостно.

— Мы с вами как будто попали внутрь пейзажа, изображённого Иваном Шишкиным. Одного из тех, что выставлены в Третьяковской галерее. Как же называется это работа?.. Вылетело из головы!

— Полагаю, ты говоришь про картину «Рожь». Сейчас найду её интернете. Это она?

— Точно, она! Сосны возвышаются над полем. Они словно расчистили своими мощными кронами небосклон, и бескрайняя даль кружит голову! И таким родным кажется пейзаж. Наверное, Шишкин писал его где-то поблизости, в Подмосковье. Он ведь, кажется, жил в Москве?

— Только в юности, во время учебы в Московском училище живописи и ваяния. Затем поступил в Художественную академию в Санкт-Петербурге. Там женился на сестре своего друга, художника Фёдора Васильева, и был необычайно счастлив. А картину «Рожь» Иван Шишкин написал в 1878 году в городе своего детства — Елабуге. Он отправился на родину после многолетнего отсутствия.

— Решил навестить места, где вырос?

— Эта поездка была попыткой унять душевную боль.

— Боль?

— Да. Семидесятые годы девятнадцатого века стали для Ивана Шишкина периодом скорбных испытаний. Сначала он похоронил отца, затем — сына Володю. От чахотки скончался верный друг, Фёдор Васильев. Эта же болезнь забрала любимую жену. Вслед за матерью умер двухлетний Костя Шишкин. У художника осталась только дочь Лидочка.

— Разве возможно человеку выдержать столько горя?

— Да, нелегко. И это отразилось в творчестве Шишкина — его картины стали безрадостными. Иван Иванович так описывал в дневнике горький период своей жизни: «Белый свет померк, всё, как на чёрно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».

— Что же там случилось? Почему художник почувствовал облегчение?

— Никаких особенных событий в Елабуге не происходило. Полагаю, Иван Шишкин вдали от столичной суеты смог сосредоточиться на молитве. Ему открылось, что в Боге при любых обстоятельствах можно обрести неиссякаемый источник радости. И своим открытием художник поделился в картине «Рожь».

— Вы думаете, в этом пейзаже есть скрытый смысл?

— Не скрытый, а явный. Шишкин ёмко сформулировал его в надписи на одном из эскизов картины: «Раздолье, простор, угодье. Божья благодать». «Рожь» — первая работа после череды несчастий, в которой сияет луч надежды. И множество деталей изображения свидетельствуют об этом.

— Каких деталей?

— А вот смотри. Чистое и светлое небо символизирует Божию любовь. Этой любовью живёт земля, и спелые колосья ржи — бесценный дар Создателя. Через напоённое благодатью поле тянется тропа. Она бежит к горизонту и упирается в небо. Художник верит, что и земной путь человека оканчивается не провалом в небытие, а восхождением к Богу. Природа проповедует о милосердном Творце, Иван Шишкин услышал эту проповедь и передал её в своей картине «Рожь».

— Так захотелось ещё раз увидеть это полотно!

— Увидим, Наташенька! Вернёмся с дачи и сходим в Третьяковскую галерею.

«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта "Культура"»


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем