— Паша, ну что ты вечно бежишь. Сядь, поешь по-хорошему. У меня солянка фирменная, как ты любишь.
— Тороплюсь, дядя Андрей! Но солянка — это такой аргумент, против которого не возразишь. Давай, пожалуй!
— Вот и молодец. Наливаю. А куда ты торопишься, если не секрет?
— У нас в институте сегодня вечером викторина. А я ещё к бабушке должен зайти. Она попросила найти в интернете красивый зимний пейзаж и сделать из него схему для вышивания крестиком.
— Нашёл?
— Да, и распечатал на цветном принтере. Вот, посмотри.
— О, да это картина «Муромские монастыри»! Хороший выбор! Хвалю! И вышивать бабушке будет приятно — такое нежное сочетание цветов. Утопающие в снегу домики всех оттенков выстроились в ряд — здесь и охра, и лиловый, и сизый. И даже ярко-оранжевый! А за домами высятся храмы. Шатры и луковки куполов — ажурный узор на фоне бледно-золотого заката. Автор этой работы, Иван Куликов, определённо обладал талантом колориста.
— А расскажи мне об этом художнике. А то бабушка будет спрашивать о нём, а я почитать не успел.
— Что я тебе успею рассказать, когда ты так торопишься? Только главные вехи биографии. Если вкратце, то Иван Семёнович Куликов родился в 1875 году в Муроме в семье кровельщика. Лет с десяти помогал отцу в строительстве и ремонте церквей и домов. А в свободное время рисовал, и весьма неплохо.
— Он, будучи самоучкой, такие шедевры создавал, как вот эта картина — «Муромские монастыри»?
— Нет, Куликов получил образование. Талант Ивана заметил академик живописи Александр Морозов, который каждое лето приезжал в Муром писать пейзажи. Он помог юноше поступить в Высшее художественное училище в Санкт-Петербурге.
— Как помог?
— Морозов взял Ивана помощником в свою мастерскую, рассказывал ему об истории живописи, давал уроки рисования — и так подготовил к поступлению. После училища Куликов и Художественную академию окончил, причем с золотой медалью. Это дало ему право совершить творческую командировку в Италию за казённый счёт. Вернувшись, Иван Семёнович поселился в родном городе и жил там до конца своих дней.
— Но почему художник ограничил себе возможности после такого блестящего старта? Он мог бы жить в Москве или в Санкт-Петербурге!
— На столицах, Паша, свет клином не сошёлся. Куликов принимал участие во всех значимых выставках, имел успех не только в России, но и во Франции. Но жить предпочитал там, где душа находила пищу для творчества. Именно за серию работ, посвящённых Мурому, Иван Семёнович получил звание академика живописи. Кстати, картина «Муромские монастыри» тоже из этого цикла. Художник написал её в 1914 году.
— Интересно, а почему художник не указал, какие именно монастыри изобразил на картине?
— Наверное, потому что выражение «Муромские монастыри» такое же устойчивое, как сибирские морозы или тульские пряники. Православных обителей в Муроме немало. Кроме представленных на картине Благовещенской и Троицкой, там есть ещё Воскресенская, Спасо-Преображенская, Крестовоздвиженская. Все они древние, основаны не позднее семнадцатого века. Именно благодаря им в городе сложился уклад, опирающийся на церковные традиции. Монашеские городки были основой Мурома.
— И его лицом!
— Точно! Пейзаж Ивана Куликова «Муромские монастыри» — тому подтверждение. Ты доел, я смотрю? Добавки хочешь?
— Хочу, но уже не успеваю! Побежал! Спасибо, дядя Андрей, всё было очень вкусно! И познавательно!
«Картину Ивана Куликова „Муромские монастыри“ можно увидеть в Муромском историко-художественном музее».
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



