
— Паша, ну что ты вечно бежишь. Сядь, поешь по-хорошему. У меня солянка фирменная, как ты любишь.
— Тороплюсь, дядя Андрей! Но солянка — это такой аргумент, против которого не возразишь. Давай, пожалуй!
— Вот и молодец. Наливаю. А куда ты торопишься, если не секрет?
— У нас в институте сегодня вечером викторина. А я ещё к бабушке должен зайти. Она попросила найти в интернете красивый зимний пейзаж и сделать из него схему для вышивания крестиком.
— Нашёл?
— Да, и распечатал на цветном принтере. Вот, посмотри.
— О, да это картина «Муромские монастыри»! Хороший выбор! Хвалю! И вышивать бабушке будет приятно — такое нежное сочетание цветов. Утопающие в снегу домики всех оттенков выстроились в ряд — здесь и охра, и лиловый, и сизый. И даже ярко-оранжевый! А за домами высятся храмы. Шатры и луковки куполов — ажурный узор на фоне бледно-золотого заката. Автор этой работы, Иван Куликов, определённо обладал талантом колориста.
— А расскажи мне об этом художнике. А то бабушка будет спрашивать о нём, а я почитать не успел.
— Что я тебе успею рассказать, когда ты так торопишься? Только главные вехи биографии. Если вкратце, то Иван Семёнович Куликов родился в 1875 году в Муроме в семье кровельщика. Лет с десяти помогал отцу в строительстве и ремонте церквей и домов. А в свободное время рисовал, и весьма неплохо.
— Он, будучи самоучкой, такие шедевры создавал, как вот эта картина — «Муромские монастыри»?
— Нет, Куликов получил образование. Талант Ивана заметил академик живописи Александр Морозов, который каждое лето приезжал в Муром писать пейзажи. Он помог юноше поступить в Высшее художественное училище в Санкт-Петербурге.
— Как помог?
— Морозов взял Ивана помощником в свою мастерскую, рассказывал ему об истории живописи, давал уроки рисования — и так подготовил к поступлению. После училища Куликов и Художественную академию окончил, причем с золотой медалью. Это дало ему право совершить творческую командировку в Италию за казённый счёт. Вернувшись, Иван Семёнович поселился в родном городе и жил там до конца своих дней.
— Но почему художник ограничил себе возможности после такого блестящего старта? Он мог бы жить в Москве или в Санкт-Петербурге!
— На столицах, Паша, свет клином не сошёлся. Куликов принимал участие во всех значимых выставках, имел успех не только в России, но и во Франции. Но жить предпочитал там, где душа находила пищу для творчества. Именно за серию работ, посвящённых Мурому, Иван Семёнович получил звание академика живописи. Кстати, картина «Муромские монастыри» тоже из этого цикла. Художник написал её в 1914 году.
— Интересно, а почему художник не указал, какие именно монастыри изобразил на картине?
— Наверное, потому что выражение «Муромские монастыри» такое же устойчивое, как сибирские морозы или тульские пряники. Православных обителей в Муроме немало. Кроме представленных на картине Благовещенской и Троицкой, там есть ещё Воскресенская, Спасо-Преображенская, Крестовоздвиженская. Все они древние, основаны не позднее семнадцатого века. Именно благодаря им в городе сложился уклад, опирающийся на церковные традиции. Монашеские городки были основой Мурома.
— И его лицом!
— Точно! Пейзаж Ивана Куликова «Муромские монастыри» — тому подтверждение. Ты доел, я смотрю? Добавки хочешь?
— Хочу, но уже не успеваю! Побежал! Спасибо, дядя Андрей, всё было очень вкусно! И познавательно!
«Картину Ивана Куликова „Муромские монастыри“ можно увидеть в Муромском историко-художественном музее».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема