
— Паша, ну что ты вечно бежишь. Сядь, поешь по-хорошему. У меня солянка фирменная, как ты любишь.
— Тороплюсь, дядя Андрей! Но солянка — это такой аргумент, против которого не возразишь. Давай, пожалуй!
— Вот и молодец. Наливаю. А куда ты торопишься, если не секрет?
— У нас в институте сегодня вечером викторина. А я ещё к бабушке должен зайти. Она попросила найти в интернете красивый зимний пейзаж и сделать из него схему для вышивания крестиком.
— Нашёл?
— Да, и распечатал на цветном принтере. Вот, посмотри.
— О, да это картина «Муромские монастыри»! Хороший выбор! Хвалю! И вышивать бабушке будет приятно — такое нежное сочетание цветов. Утопающие в снегу домики всех оттенков выстроились в ряд — здесь и охра, и лиловый, и сизый. И даже ярко-оранжевый! А за домами высятся храмы. Шатры и луковки куполов — ажурный узор на фоне бледно-золотого заката. Автор этой работы, Иван Куликов, определённо обладал талантом колориста.
— А расскажи мне об этом художнике. А то бабушка будет спрашивать о нём, а я почитать не успел.
— Что я тебе успею рассказать, когда ты так торопишься? Только главные вехи биографии. Если вкратце, то Иван Семёнович Куликов родился в 1875 году в Муроме в семье кровельщика. Лет с десяти помогал отцу в строительстве и ремонте церквей и домов. А в свободное время рисовал, и весьма неплохо.
— Он, будучи самоучкой, такие шедевры создавал, как вот эта картина — «Муромские монастыри»?
— Нет, Куликов получил образование. Талант Ивана заметил академик живописи Александр Морозов, который каждое лето приезжал в Муром писать пейзажи. Он помог юноше поступить в Высшее художественное училище в Санкт-Петербурге.
— Как помог?
— Морозов взял Ивана помощником в свою мастерскую, рассказывал ему об истории живописи, давал уроки рисования — и так подготовил к поступлению. После училища Куликов и Художественную академию окончил, причем с золотой медалью. Это дало ему право совершить творческую командировку в Италию за казённый счёт. Вернувшись, Иван Семёнович поселился в родном городе и жил там до конца своих дней.
— Но почему художник ограничил себе возможности после такого блестящего старта? Он мог бы жить в Москве или в Санкт-Петербурге!
— На столицах, Паша, свет клином не сошёлся. Куликов принимал участие во всех значимых выставках, имел успех не только в России, но и во Франции. Но жить предпочитал там, где душа находила пищу для творчества. Именно за серию работ, посвящённых Мурому, Иван Семёнович получил звание академика живописи. Кстати, картина «Муромские монастыри» тоже из этого цикла. Художник написал её в 1914 году.
— Интересно, а почему художник не указал, какие именно монастыри изобразил на картине?
— Наверное, потому что выражение «Муромские монастыри» такое же устойчивое, как сибирские морозы или тульские пряники. Православных обителей в Муроме немало. Кроме представленных на картине Благовещенской и Троицкой, там есть ещё Воскресенская, Спасо-Преображенская, Крестовоздвиженская. Все они древние, основаны не позднее семнадцатого века. Именно благодаря им в городе сложился уклад, опирающийся на церковные традиции. Монашеские городки были основой Мурома.
— И его лицом!
— Точно! Пейзаж Ивана Куликова «Муромские монастыри» — тому подтверждение. Ты доел, я смотрю? Добавки хочешь?
— Хочу, но уже не успеваю! Побежал! Спасибо, дядя Андрей, всё было очень вкусно! И познавательно!
«Картину Ивана Куликова „Муромские монастыри“ можно увидеть в Муромском историко-художественном музее».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.