
Иван и Мавра Черские
Изображение: https://clck.ru/35EzBU
Иван Дементьевич Черский, дворянин из Витебской губернии, лишился звания и имущества, когда ему было всего-то чуть больше восемнадцати. В 1863 году он, в сущности, ещё несмышлёный мальчишка, принял участие в антиправительственном восстании. Расплатой стала пожизненная ссылка в Сибирь и воинская повинность. А ведь когда-то он учился в университете, увлекался зоологией и географией, мечтал о научной карьере. И вот ему уже тридцать два. Подводит здоровье... Но в этом неожиданно нашлись свои плюсы. Черского освободили от военной службы и разрешили поселиться в большом, шумном Иркутске. Он снял комнатку в доме бедной вдовы-прачки. И теперь, получив относительную свободу, вынашивал грандиозные научные планы — собирался исследовать озеро Байкал.
Впрочем, было ещё кое-что, занимавшее мысли Ивана Дементьевича. Точнее — кое-кто. Дочка хозяйки. Девушка по имени Мавра. Ей было чуть больше двадцати. В своё время из-за бедности мать не смогла отдать Мавру в школу. Ни читать, ни писать девушка не научилась. Но испытывала настоящее благоговение при одном только виде книг. Черский заметил это. И однажды предложил Мавре выучить её чтению. Ученица оказалась способной и любознательной. Под терпеливым руководством Ивана Дементьевича научилась читать, писать, освоила математику и даже латынь! Черского поражали способности Мавры к наблюдениям и умение делать научные выводы.
Постепенно уроки стали плавно перетекать в задушевные беседы. Мавра и Иван многое друг о друге узнавали. Оказалось, они даже родились в один день — 3-го мая. Он — в 1845-м году, а Мавра — на двенадцать лет позже. Черский стал невольно замечать, какая она добрая, открытая, как благодарно и ласково смотрит на него. Мавра тоже видела, какой радостью загораются глаза Ивана Дементьевича, стоит ей появиться рядом с ним. Очень скоро скрывать друг от друга глубокую душевую привязанность стало попросту невозможно. В сентябре 1877 года Мавра и Иван обвенчались.
Мавра Павловна посвятила себя делам мужа. Черский к тому моменту успел побывать на Байкале, изучить флору и фауну его побережья. Супруга скрупулёзно систематизировала его записи и дневники наблюдений, привезённые из поездки. А в следующее путешествие на Байкал они отправились вместе. Исследовали Приморский хребет и Баргузинский залив. Результаты экспедиции Черский представил Русскому географическому обществу. И был удостоен Золотой медали. Награду Иван Дементьевич отдал жене со словами: «Она и твоя тоже».
Весной 1891 года Иван Дементьевич возглавил новую экспедицию. На сей раз путь был далёким — за Якутск, на Колыму — землю, доселе ещё не изведанную. Мавра Павловна отправилась вместе с ним — как официальный полноправный участник. Путешествие оказалось нелёгким. Приходилось пробираться через непроходимые леса, спать на снегу. В иные минуты Черскому казалось: ещё немного, и он не выдержит. Но Мавра Павловна ободряюще ему улыбалась — и вновь откуда-то появлялись силы. Однако после тяжёлой зимовки и без того слабое здоровье Ивана Дементьевича серьёзно пошатнулось. Началась пневмония. Потом — осложнения. В ночь на 7 июля 1892 года ему стало совсем плохо. Мавра не отходила от мужа, но помочь ему было уже невозможно. «Ваня умирает...» — записала она той ночью в дневнике. Наутро Ивана Дементьевича не стало. Экспедиция успела добраться до Нижнеколымска. Там Мавра Павловна и похоронила дорогого супруга. Поставила на могиле православный крест. И двинулась дальше. Теперь она сама стала во главе экспедиции. В память о муже Мавра дала обет довести его дело до конца. Этого хотел и он сам — предчувствуя скорую кончину, супруг накануне отправил в Академию наук письмо, в котором сообщал: «Я радуюсь тому, что успел познакомить жену с целью моих исследований и подготовить ее настолько, чтобы она сама могла после моей смерти закончить экспедицию». Своё обещание Мавра Павловна исполнила. Открытый в ходе колымской экспедиции горный хребет на северо-востоке Сибири был назван в честь Ивана Дементьевича Черского. А один из его пиков получил имя Мавры Черской. Они навсегда остались рядом — как были рядом друг с другом всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.