
Иван и Мавра Черские
Изображение: https://clck.ru/35EzBU
Иван Дементьевич Черский, дворянин из Витебской губернии, лишился звания и имущества, когда ему было всего-то чуть больше восемнадцати. В 1863 году он, в сущности, ещё несмышлёный мальчишка, принял участие в антиправительственном восстании. Расплатой стала пожизненная ссылка в Сибирь и воинская повинность. А ведь когда-то он учился в университете, увлекался зоологией и географией, мечтал о научной карьере. И вот ему уже тридцать два. Подводит здоровье... Но в этом неожиданно нашлись свои плюсы. Черского освободили от военной службы и разрешили поселиться в большом, шумном Иркутске. Он снял комнатку в доме бедной вдовы-прачки. И теперь, получив относительную свободу, вынашивал грандиозные научные планы — собирался исследовать озеро Байкал.
Впрочем, было ещё кое-что, занимавшее мысли Ивана Дементьевича. Точнее — кое-кто. Дочка хозяйки. Девушка по имени Мавра. Ей было чуть больше двадцати. В своё время из-за бедности мать не смогла отдать Мавру в школу. Ни читать, ни писать девушка не научилась. Но испытывала настоящее благоговение при одном только виде книг. Черский заметил это. И однажды предложил Мавре выучить её чтению. Ученица оказалась способной и любознательной. Под терпеливым руководством Ивана Дементьевича научилась читать, писать, освоила математику и даже латынь! Черского поражали способности Мавры к наблюдениям и умение делать научные выводы.
Постепенно уроки стали плавно перетекать в задушевные беседы. Мавра и Иван многое друг о друге узнавали. Оказалось, они даже родились в один день — 3-го мая. Он — в 1845-м году, а Мавра — на двенадцать лет позже. Черский стал невольно замечать, какая она добрая, открытая, как благодарно и ласково смотрит на него. Мавра тоже видела, какой радостью загораются глаза Ивана Дементьевича, стоит ей появиться рядом с ним. Очень скоро скрывать друг от друга глубокую душевую привязанность стало попросту невозможно. В сентябре 1877 года Мавра и Иван обвенчались.
Мавра Павловна посвятила себя делам мужа. Черский к тому моменту успел побывать на Байкале, изучить флору и фауну его побережья. Супруга скрупулёзно систематизировала его записи и дневники наблюдений, привезённые из поездки. А в следующее путешествие на Байкал они отправились вместе. Исследовали Приморский хребет и Баргузинский залив. Результаты экспедиции Черский представил Русскому географическому обществу. И был удостоен Золотой медали. Награду Иван Дементьевич отдал жене со словами: «Она и твоя тоже».
Весной 1891 года Иван Дементьевич возглавил новую экспедицию. На сей раз путь был далёким — за Якутск, на Колыму — землю, доселе ещё не изведанную. Мавра Павловна отправилась вместе с ним — как официальный полноправный участник. Путешествие оказалось нелёгким. Приходилось пробираться через непроходимые леса, спать на снегу. В иные минуты Черскому казалось: ещё немного, и он не выдержит. Но Мавра Павловна ободряюще ему улыбалась — и вновь откуда-то появлялись силы. Однако после тяжёлой зимовки и без того слабое здоровье Ивана Дементьевича серьёзно пошатнулось. Началась пневмония. Потом — осложнения. В ночь на 7 июля 1892 года ему стало совсем плохо. Мавра не отходила от мужа, но помочь ему было уже невозможно. «Ваня умирает...» — записала она той ночью в дневнике. Наутро Ивана Дементьевича не стало. Экспедиция успела добраться до Нижнеколымска. Там Мавра Павловна и похоронила дорогого супруга. Поставила на могиле православный крест. И двинулась дальше. Теперь она сама стала во главе экспедиции. В память о муже Мавра дала обет довести его дело до конца. Этого хотел и он сам — предчувствуя скорую кончину, супруг накануне отправил в Академию наук письмо, в котором сообщал: «Я радуюсь тому, что успел познакомить жену с целью моих исследований и подготовить ее настолько, чтобы она сама могла после моей смерти закончить экспедицию». Своё обещание Мавра Павловна исполнила. Открытый в ходе колымской экспедиции горный хребет на северо-востоке Сибири был назван в честь Ивана Дементьевича Черского. А один из его пиков получил имя Мавры Черской. Они навсегда остались рядом — как были рядом друг с другом всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер