В 1916 году издатель Иван Дмитриевич Сытин, выступая с речью на торжестве, посвящённом 50-летию его деятельности, признался: «Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником». Произнося эти слова, Иван Дмитриевич не лукавил. Любимое дело и, конечно, большая, дружная семья, помогли сделать такой праздник возможным.
В 1876 году минуло 10 лет, как крестьянин Иван Сытин служил помощником московского купца Шарапова. Честный и трудолюбивый Ваня за долгие годы стал Петру Шарапову родным человеком. Поэтому когда встал вопрос о женитьбе юноши, купец лично сватал для него невесту. Ею стала Евдокия Соколова — дочь купца-кондитера, небогатого, но хорошего человека. Вот как вспоминал Иван Дмитриевич о первой встрече с Евдокией Ивановной: «Нас приняли очень любезно и запросто. Украдкой я всё поглядывал на невесту. Красивенькая, совсем юная, тихая девушка, она бесшумно скользила по комнате».
Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. И уже через две недели сыграли свадьбу. Гостеприимный купец Шарапов выделил молодожёнам две комнаты в своём доме. Целый день Иван без устали трудился в лавке, а вечером спешил домой к любимой супруге.
Вскоре Ивану Дмитриевичу удалось открыть небольшую литографическую мастерскую. И Сытины переехали на новую квартиру, поближе к типографии. Свои первые лубо́чные народные картинки супруги печатали вместе. Общие заботы очень сблизили их. А когда дела пошли в гору, Иван нанял наборщиков. И вслед за картинками Сытин стал издавать календари, школьные учебники и художественную литературу. Цены на продукцию были очень низкими, что способствовало огромному спросу на товары среди простого народа. Супруги очень хотели, чтобы благодаря их книгам у небогатых людей появилась возможность развиваться и учиться. Благое дело очень быстро помогло семье крепко встать на ноги.
Несмотря на миллионное состояние, супруги в хозяйстве всегда придерживались простоты и скромности. В доме не было изысканной мебели и дорогих картин. Питались также очень просто: щи, каша, компот или кисель. Постепенно в семье один за другим стали появляться дети. Всего у Сытиных их было десять. Иван Дмитриевич очень любил своё многочисленное семейство. С детьми он не был строг, но при этом и не баловал. Ребятишки уважали отца и старались не огорчать его. Иван часто собирал деток вокруг себя и говорил: «Родители помогут. Но нужно самому быть сильным и крепким, чтобы выйти на дорогу жизни».
Размеренную и благополучную жизнь Сытиных разрушила Советская власть. В 1917 году типографию Сытина национализировали и практически отстранили Ивана Дмитриевича от дел. Издание дешёвых книг и школьных учебников приостановилось. Теперь в типографии печатали только агитационные материалы. А спустя семь лет дело Сытина окончательно прекратило свою работу. В это непростое для семьи время, Евдокия Ивановна не отходила от мужа, заботилась, успокаивала и подбадривала.
Супруги прожили вместе 50 лет. Евдокия всю жизнь была для мужа главным советчиком и лучшим другом. После кончины жены Иван Дмитриевич несколько лет трудился над рукописью воспоминаний. Эта работа стала для него настоящей радостью. Ведь Иван Дмитриевич снова переживал счастливые часы рядом с дорогой Евдокией Ивановной.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер