В 1916 году издатель Иван Дмитриевич Сытин, выступая с речью на торжестве, посвящённом 50-летию его деятельности, признался: «Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником». Произнося эти слова, Иван Дмитриевич не лукавил. Любимое дело и, конечно, большая, дружная семья, помогли сделать такой праздник возможным.
В 1876 году минуло 10 лет, как крестьянин Иван Сытин служил помощником московского купца Шарапова. Честный и трудолюбивый Ваня за долгие годы стал Петру Шарапову родным человеком. Поэтому когда встал вопрос о женитьбе юноши, купец лично сватал для него невесту. Ею стала Евдокия Соколова — дочь купца-кондитера, небогатого, но хорошего человека. Вот как вспоминал Иван Дмитриевич о первой встрече с Евдокией Ивановной: «Нас приняли очень любезно и запросто. Украдкой я всё поглядывал на невесту. Красивенькая, совсем юная, тихая девушка, она бесшумно скользила по комнате».
Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. И уже через две недели сыграли свадьбу. Гостеприимный купец Шарапов выделил молодожёнам две комнаты в своём доме. Целый день Иван без устали трудился в лавке, а вечером спешил домой к любимой супруге.
Вскоре Ивану Дмитриевичу удалось открыть небольшую литографическую мастерскую. И Сытины переехали на новую квартиру, поближе к типографии. Свои первые лубо́чные народные картинки супруги печатали вместе. Общие заботы очень сблизили их. А когда дела пошли в гору, Иван нанял наборщиков. И вслед за картинками Сытин стал издавать календари, школьные учебники и художественную литературу. Цены на продукцию были очень низкими, что способствовало огромному спросу на товары среди простого народа. Супруги очень хотели, чтобы благодаря их книгам у небогатых людей появилась возможность развиваться и учиться. Благое дело очень быстро помогло семье крепко встать на ноги.
Несмотря на миллионное состояние, супруги в хозяйстве всегда придерживались простоты и скромности. В доме не было изысканной мебели и дорогих картин. Питались также очень просто: щи, каша, компот или кисель. Постепенно в семье один за другим стали появляться дети. Всего у Сытиных их было десять. Иван Дмитриевич очень любил своё многочисленное семейство. С детьми он не был строг, но при этом и не баловал. Ребятишки уважали отца и старались не огорчать его. Иван часто собирал деток вокруг себя и говорил: «Родители помогут. Но нужно самому быть сильным и крепким, чтобы выйти на дорогу жизни».
Размеренную и благополучную жизнь Сытиных разрушила Советская власть. В 1917 году типографию Сытина национализировали и практически отстранили Ивана Дмитриевича от дел. Издание дешёвых книг и школьных учебников приостановилось. Теперь в типографии печатали только агитационные материалы. А спустя семь лет дело Сытина окончательно прекратило свою работу. В это непростое для семьи время, Евдокия Ивановна не отходила от мужа, заботилась, успокаивала и подбадривала.
Супруги прожили вместе 50 лет. Евдокия всю жизнь была для мужа главным советчиком и лучшим другом. После кончины жены Иван Дмитриевич несколько лет трудился над рукописью воспоминаний. Эта работа стала для него настоящей радостью. Ведь Иван Дмитриевич снова переживал счастливые часы рядом с дорогой Евдокией Ивановной.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер