В 1916 году издатель Иван Дмитриевич Сытин, выступая с речью на торжестве, посвящённом 50-летию его деятельности, признался: «Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником». Произнося эти слова, Иван Дмитриевич не лукавил. Любимое дело и, конечно, большая, дружная семья, помогли сделать такой праздник возможным.
В 1876 году минуло 10 лет, как крестьянин Иван Сытин служил помощником московского купца Шарапова. Честный и трудолюбивый Ваня за долгие годы стал Петру Шарапову родным человеком. Поэтому когда встал вопрос о женитьбе юноши, купец лично сватал для него невесту. Ею стала Евдокия Соколова — дочь купца-кондитера, небогатого, но хорошего человека. Вот как вспоминал Иван Дмитриевич о первой встрече с Евдокией Ивановной: «Нас приняли очень любезно и запросто. Украдкой я всё поглядывал на невесту. Красивенькая, совсем юная, тихая девушка, она бесшумно скользила по комнате».
Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда. И уже через две недели сыграли свадьбу. Гостеприимный купец Шарапов выделил молодожёнам две комнаты в своём доме. Целый день Иван без устали трудился в лавке, а вечером спешил домой к любимой супруге.
Вскоре Ивану Дмитриевичу удалось открыть небольшую литографическую мастерскую. И Сытины переехали на новую квартиру, поближе к типографии. Свои первые лубо́чные народные картинки супруги печатали вместе. Общие заботы очень сблизили их. А когда дела пошли в гору, Иван нанял наборщиков. И вслед за картинками Сытин стал издавать календари, школьные учебники и художественную литературу. Цены на продукцию были очень низкими, что способствовало огромному спросу на товары среди простого народа. Супруги очень хотели, чтобы благодаря их книгам у небогатых людей появилась возможность развиваться и учиться. Благое дело очень быстро помогло семье крепко встать на ноги.
Несмотря на миллионное состояние, супруги в хозяйстве всегда придерживались простоты и скромности. В доме не было изысканной мебели и дорогих картин. Питались также очень просто: щи, каша, компот или кисель. Постепенно в семье один за другим стали появляться дети. Всего у Сытиных их было десять. Иван Дмитриевич очень любил своё многочисленное семейство. С детьми он не был строг, но при этом и не баловал. Ребятишки уважали отца и старались не огорчать его. Иван часто собирал деток вокруг себя и говорил: «Родители помогут. Но нужно самому быть сильным и крепким, чтобы выйти на дорогу жизни».
Размеренную и благополучную жизнь Сытиных разрушила Советская власть. В 1917 году типографию Сытина национализировали и практически отстранили Ивана Дмитриевича от дел. Издание дешёвых книг и школьных учебников приостановилось. Теперь в типографии печатали только агитационные материалы. А спустя семь лет дело Сытина окончательно прекратило свою работу. В это непростое для семьи время, Евдокия Ивановна не отходила от мужа, заботилась, успокаивала и подбадривала.
Супруги прожили вместе 50 лет. Евдокия всю жизнь была для мужа главным советчиком и лучшим другом. После кончины жены Иван Дмитриевич несколько лет трудился над рукописью воспоминаний. Эта работа стала для него настоящей радостью. Ведь Иван Дмитриевич снова переживал счастливые часы рядом с дорогой Евдокией Ивановной.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема