
Для вологодского купца Петра Карловича Люрса тысяча восемьсот шестидесятый год начался неудачно — акции его фабрики по переработке льна, которую купец десять лет назад открыл в селе Красавино Вологодского уезда, упали в цене настолько, что Люрс мог объявлять себя банкротом. На продажу предприятия он даже не рассчитывал — кому нужна обанкротившаяся фабрика? Но покупатель совершенно неожиданно вдруг нашёлся сам. И дал такую цену, на которую Люрс не смел и рассчитывать.
Этим покупателем был Владимир Ильич Грибанов, купец Первой гильдии, имевший в уезде репутацию честного, порядочного предпринимателя и доброго отзывчивого человека. Покупая завод, он думал не только о том, как перезапустить производство и извлечь выгоду, но и искренне хотел помочь коллеге в трудную минуту жизни.
Для своей новой фабрики Владимир Ильич закупил самое современное оборудование, значительно улучшил условия труда рабочих — словом, вложил немалые средства. Но на удивление, вопреки ожиданиям общественности, льнопрядильный завод быстро окупился и стал приносить прибыль. «Господь мне помогает, — думал Грибанов. — должен и я Ему чем-то отплатить».
Долго думать не пришлось — в Красавине не было своего храма. До ближайшего богомольцам нужно было добираться по воде на другой берег Северной Двины. И Владимир Ильич решил построить в селе церковь.
Белокаменный храм вырос на холме всего за несколько лет и был освящён 18 июня тысяча восемьсот восемьдесят девятого года во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Жители села радовались как дети и даже специально запрягли телегу, чтобы отъехать и посмотреть, с какого расстояния будет просматриваться маковка церкви. Храм было видно издалека.
А вокруг грибановской фабрики вскоре вырос целый рабочий городок. Владимир Ильич открыл в нём бесплатную больницу и училище, построил жилые дома для приезжих работников, организовал и содержал духовой оркестр, выступавший по выходным и даже устроил синематограф. Красавино начало стремительно разрастаться.
Благотворительность Грибанова распространялась не только на село Красавино, но и на всю губернию — в городе Никольске на его средства была открыта богадельня, а Никольское Духовное училище Владимир Ильич взял под свою постоянную опеку. На его территории Грибанов помог открыть больницу и общежитие; покупал мебель для классов и иконы для домовой церкви. А в Великом Устюге Владимир Грибанов учредил Александро-Невский ремесленный детский приют для мальчиков.
Он никогда не проходил мимо чужой беды — помогал погорельцам, в неурожайные годы поддерживал крестьян и бедняков деньгами и продуктами. С детства перед глазами Владимира был прекрасный пример — его отец, Илья Яковлевич Грибанов, который на собственные средства открыл в Великом Устюге второклассное женское училище, внёс крупное пожертвование на перестройку и убранство Благовещенского собора. Илья Яковлевич никогда не учил сына жизни, но часто, словно между прочим, повторял Евангельские слова Христа: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища — делай то же».
А в Красавине и сегодня помнят Владимира Ильича Грибанова — его льнопрядильный завод по сей день продолжает успешно действовать и те, кто приходит туда работать, обязательно узнают о человеке, так много хорошего сделавшем для людей, которые жили рядом с ним.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья