Для вологодского купца Петра Карловича Люрса тысяча восемьсот шестидесятый год начался неудачно — акции его фабрики по переработке льна, которую купец десять лет назад открыл в селе Красавино Вологодского уезда, упали в цене настолько, что Люрс мог объявлять себя банкротом. На продажу предприятия он даже не рассчитывал — кому нужна обанкротившаяся фабрика? Но покупатель совершенно неожиданно вдруг нашёлся сам. И дал такую цену, на которую Люрс не смел и рассчитывать.
Этим покупателем был Владимир Ильич Грибанов, купец Первой гильдии, имевший в уезде репутацию честного, порядочного предпринимателя и доброго отзывчивого человека. Покупая завод, он думал не только о том, как перезапустить производство и извлечь выгоду, но и искренне хотел помочь коллеге в трудную минуту жизни.
Для своей новой фабрики Владимир Ильич закупил самое современное оборудование, значительно улучшил условия труда рабочих — словом, вложил немалые средства. Но на удивление, вопреки ожиданиям общественности, льнопрядильный завод быстро окупился и стал приносить прибыль. «Господь мне помогает, — думал Грибанов. — должен и я Ему чем-то отплатить».
Долго думать не пришлось — в Красавине не было своего храма. До ближайшего богомольцам нужно было добираться по воде на другой берег Северной Двины. И Владимир Ильич решил построить в селе церковь.
Белокаменный храм вырос на холме всего за несколько лет и был освящён 18 июня тысяча восемьсот восемьдесят девятого года во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Жители села радовались как дети и даже специально запрягли телегу, чтобы отъехать и посмотреть, с какого расстояния будет просматриваться маковка церкви. Храм было видно издалека.
А вокруг грибановской фабрики вскоре вырос целый рабочий городок. Владимир Ильич открыл в нём бесплатную больницу и училище, построил жилые дома для приезжих работников, организовал и содержал духовой оркестр, выступавший по выходным и даже устроил синематограф. Красавино начало стремительно разрастаться.
Благотворительность Грибанова распространялась не только на село Красавино, но и на всю губернию — в городе Никольске на его средства была открыта богадельня, а Никольское Духовное училище Владимир Ильич взял под свою постоянную опеку. На его территории Грибанов помог открыть больницу и общежитие; покупал мебель для классов и иконы для домовой церкви. А в Великом Устюге Владимир Грибанов учредил Александро-Невский ремесленный детский приют для мальчиков.
Он никогда не проходил мимо чужой беды — помогал погорельцам, в неурожайные годы поддерживал крестьян и бедняков деньгами и продуктами. С детства перед глазами Владимира был прекрасный пример — его отец, Илья Яковлевич Грибанов, который на собственные средства открыл в Великом Устюге второклассное женское училище, внёс крупное пожертвование на перестройку и убранство Благовещенского собора. Илья Яковлевич никогда не учил сына жизни, но часто, словно между прочим, повторял Евангельские слова Христа: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища — делай то же».
А в Красавине и сегодня помнят Владимира Ильича Грибанова — его льнопрядильный завод по сей день продолжает успешно действовать и те, кто приходит туда работать, обязательно узнают о человеке, так много хорошего сделавшем для людей, которые жили рядом с ним.
Все выпуски программы Имена милосердия
20 мая. О святых, входящих в собор преподобных отцов Русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Сегодня 20 мая. Собор преподобных отцов Русского Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.
О святых, входящих в собор, — игумен Лука Степанов.
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых