
Весной 1839-ого года губернатором Киева стал Иван Фундуклей — необыкновенно деятельный и энергичный человек. Назначая его на высокий пост император Николай Первый, устав от чиновников-взяточников, сказал: «Этому уж точно денег не надобно — своих девать некуда». По первому пункту царь оказался прав — в средствах Фундуклей не нуждался. А по второму требовалось уточнение — Иван Иванович знал, куда «девать» деньги.
Он был очень богатым человеком. Его отец — греческий переселенец, завещал сыну огромный капитал. Прожигать его Фундуклей-младший не стал. Напротив, приумножил, купив землю в Гурзуфе, она приносила постоянный доход. Немалые суммы поступали и от сахарного и стекольного заводов, владельцем которых был Иван Иванович. Трудился он невероятно много, считая, что только честно заработанные деньги приносят пользу.
Киевляне любили своего губернатора и спокойно обращались к нему за помощью, уверенные в том, что Фундуклей в беде не оставит. Так было, например, в 1845-ом году, когда днепровская вода затопила старый район Киева — Подол и Иван Иванович взял на себя содержание пострадавших многодетных семей, помогал им заново отстроиться. И этот случай поддержки неимущих был далеко не единственным. Один из современников Фундуклея вспоминал: «Он много помогал бедным, но как-то незаметно. Я сам раз видел, как к нему пришла бедная благородная вдова, старушка, и показала ему требование уплатить триста рублей долгу. Фундуклей, проходя мимо, сунул ей в руку триста рублей, и никто не заметил, кроме меня, а старушка приняла их без удивления, должно быть, не в первый раз».
Губернатор вкладывал личные средства и в благоустройство Киева. Подарил ему два своих дома, финансировал реставрацию Софийского собора, восстановление первого каменного христианского храма Киевской Руси —Десятинной церкви, выделил деньги на мощение Андреевского спуска. В том числе и на деньги Фундуклея в Киеве открылся первый детский приют. Свой личный особняк Иван Иванович подарил общедоступной женской гимназии — первой в Российской империи. К слову, эту гимназию, которую киевляне так и называли — Фундуклеевской, окончила Анна Ахматова. Было в городе и ещё одно место, носящее имя благотворителя. Он построил на Театральной площади замечательной красоты фонтан. Горожане полюбили прогуливаться «у Ивана» — так они окрестили фонтан.
Всего тринадцать лет прослужил Иван Иванович в Киеве, который за это время буквально расцвёл. В 1872-ом году жители избрали Фундуклея почётным гражданином города. А спустя ещё два года император Александр Второй наградил благотворителя высшей наградой Отечества — орденом святого апостола Андрея Первозванного.
Фундуклей уже давно покинул Киев, жил в Варшаве, Петербурге, Москве, а киевляне ещё долго вспоминали губернатора, которого отличали скромность, порядочность и благородное желание обратить своё состояние на пользу людям.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема