
У нас в гостях была оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Светлана рассказала о главных событиях года в своем творчестве и в личной жизни. Светлана поделилась, что главное в жизни — это доверие Богу во всем и любовь к окружающим людям и Богу.
А. Пичугин
— Ну что, праздник к нам приходит. Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на Светлом радио. Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— ...Алексей Пичугин. И правда, сегодня, наверное, один из самых светлых вечеров. Светлее, возможно, только Рождественский эфир наш будет.
А. Пичугин
— А
там другие ощущения. У меня много лет это непреходящее совершенно
чувство — с раннего детства и вот по сию пору, — что 31 декабря, вечер —
это день какого-то такого... Это не связано ни с переживаниями веры, ни
с какими-то другими, но все равно это ожидание Нового года, ожидание
чуда. Елка, и телевизор работающий, и какой-то концерт, идущий по
телевизору, — все равно это такое чудесное какое-то, прекрасное, теплое
ощущение, которое... Да?
А. Митрофанова
— Легкое замирание внутри. Бывает у детей в предвкушении праздника, когда, может быть, наутро либо в парк пойдут с родителями, либо, может быть, утренник какой-то будет в детском саду, или что-то еще, и вот это волнение в животе, вот это детское ощущение — я его помню очень хорошо, и у меня оно тоже связано с ожиданием — те последние часы перед Новым годом.
А. Пичугин
— Если у Бродского «в Рождество все мы немного волхвы», то у нас в новогодний вечер все мы немного дети.
А. Митрофанова
— Ой, это точно!
А. Пичугин
— Соединенные Штаты удовольствием представляем нашу гостью. Сегодня, в этот праздничный вечер, здесь, в этой студии вместе с нами и с Вами — Светлана Феодулова, оперная певица, обладательница самого высокого голоса в мире, участница шоу «Голос». Здравствуйте, рады Вас приветствовать у нас в студии. С наступающим!
С. Феодулова
— Добрый вечер! С наступающим всех! Спасибо Вам большое за приглашение! У меня сегодня огромная радость! Именно сегодня, действительно, такой детский праздник... Почему детский? Потому что Вы сейчас рассказывали... У меня тоже ощущение вот именно моих воспоминаний с детства, связанное с этим днем — с Новым годом, с елкой, с приближающимся Рождеством. И я сегодня невероятно счастлива провести это время с Вами и с замечательными радиослушателями. Спасибо большое за приглашение!
А. Митрофанова
— Ой, а мы-то как счастливы! Я тут, Светлан, знаете, сидела, вспоминала. Думаю: много ли среди моих знакомых и друзей людей, попавших в «Книгу рекордов Гиннеса»? Поняла, что, во-первых, их крайне мало, а во-вторых, чтобы с кем-то из них мы были вот так вот на одной волне, как с Вами, девушкой из «Книги рекордов Гиннеса» с самым высоким в мире голосом, вот, пожалуй, таких больше нет. Спасибо Вам огромное, что Вы сейчас здесь, и не только сейчас. Ведь если — ну, как принято — подводить в конце года некие его итоги, для нас всех — и тех, кто работает на радио «Вера», и тех, кто слушает радио «Вера», одно из таких, наверное, важнейших событий в этом году — то, что радиостанции исполнилось пять лет. И мы широко отметили это событие большим концертом в «Крокус Сити холле». И Светлана как раз была одним из участников этого концерта. И Ваше фантастическое исполнение, я надеюсь, мы сегодня еще услышим и песню, которую Вы исполняли — о ней подробнее поговорим. Мне бы хотелось, чтобы... Знаете как, голос, конечно, важно прочувствовать максимально глубоко. И у каждого артиста есть своя «визитная карточка». И у Светланы она тоже есть.
А. Пичугин
— У нас эта «визитная карточка» звучит каждый раз, когда Светлана к нам приходит. Мы все...
А. Митрофанова
— Да потому что это кайф! (Смеется.)
С. Феодулова
— Взбодрить слушателей радио «Вера»! (Смеется.)
А. Митрофанова
— Фрагмент известной музыкальной композиции из кинофильма «Пятый элемент» в исполнении Светланы Феодуловой — одна из самых неисполнимых, по-моему, в мире музыкальных партий. Вот, пожалуйста, послушайте, как легко наша гостья это делает.
(Звучит музыкальная композиция из кинофильма «Пятый элемент» в исполнении С. Феодуловой.)
А. Пичугин
— А как Вы начали исполнять арию Плавалагуны?
С. Феодулова
— О! (Смеется.) Это, наверное, одна из моих самых первых арий! Я еще даже не... (Смеется.) Когда она только вышла, сначала казалось это невозможным, но у всех был такой ажиотаж ее все-таки спеть.
А. Митрофанова
— (Смеется.) Редкая птица долетала до середины!
С. Феодулова
— (Смеется.) А у меня была как раз на тот момент проблема немножко со средним регистром. Было сложновато, а верха вылетали и получались, практически, всегда. Стабильные были очень верхние нотки. И, Вы знаете, я ее попробовала спеть, и она у меня получилась буквально с первого раза. Единственное, конечно же... Вот там есть достаточно сложные такие фрагменты — пассажи, как я бы назвала это профессионально уже, колоратуры. Пассажи вниз такие. Поэтому здесь, конечно же, пришлось прямо очень подробно изучить, какие точно нотки звучат в оригинале, и их петь в медленном темпе. То есть, на самом деле, у меня ушло несколько дней прямо такой кропотливой-кропотливой работы, чтобы спеть эти нотки. Но самое сложное у меня получилось прямо вот сразу — выход на этот верх. И я поняла, что я могу это сделать, и мне стало это очень интересно, я поставила перед собой цель и, наверное, за два дня это буквально сделала. Сразу поехала в студию звукозаписи к моему знакомому и говорю: «Я хочу спеть «Пятый элемент». Он говорит: «Ну, наверное, не получится — сейчас как-то это все сложно»...
А. Пичугин
— Да, а я знаю, что в оригинале у Люка Бессона там Инва Мула, оманская певица, исполняет ее, но вот эти верхи...
С. Феодулова
— Да!
А. Пичугин
— ...сделаны на компьютере.
А. Митрофанова
— ...вытягивают?
А. Пичугин
— Нет, они просто синтезированы на компьютере.
С. Феодулова
— Да.
А. Пичугин
— Это не человеческий голос.
С. Феодулова
— Да.
А. Пичугин
— И Вы, фактически, первая, кто это исполнил именно человеческим голосом.
С. Феодулова
— Ну да, да, именно, наверное, здесь идет речь даже не то, чтобы человеческим голосом. Очень многие ее меняют и видоизменяют. И там, на самом деле, сложнее всего — не спеть верха, а сложнее всего спеть септимы, попасть в септимы, в такие диссонирующие аккорды, и точные попадания в них, на самом деле, даже каждый раз, исполняя на сцене, это такой сложный трюк. Это приходится сосредоточиться и очень четко...
А. Митрофанова
— Снайперское такое исполнение! (Смеется.)
С. Феодулова
— ...снайперское попадание, да, следить за интонацией, несмотря на то, что она уже очень много лет у меня исполняется практически постоянно на концертах.
А. Митрофанова
— Но справляетесь Вы с этим, по-моему, блестяще. Это такое удовольствие и наслаждение — смотреть на Светлану Феодулову на сцене, слушать ее. И, в общем, те, кто еще не бывал у Вас на концерте, прямо рекомендую. Обязательно, когда снова у Вас в ближайшее время концерты возобновятся, и, понятно, Новый год, сейчас перерыв... Вот прямо не пожалеете. Дорогие друзья, Светлана Феодулова неслучайно оказалась в «Книге рекордов Гиннеса» как обладательница самого высокого в мире голоса. Это такое сопрано, которого больше не услышишь нигде. А вместе с тем — итоги года, если мы их подводим... Было бы здорово, Свет, если бы Вы поделились своими тоже, вот рассказали немного, а как у Вас продвигается Ваша карьера, что у Вас в профессиональном плане, какие, Вы считаете сами, главные такие события, имевшие место в этом году.
С. Феодулова
— Вы знаете, в этом году... Вообще, если так проанализировать, в моей жизни был такой непростой год. Было очень много и сложностей, таких жизненных ситуаций. Но, тем не менее, я могу отметить, что вот каждый день меня посещало и каждый день у меня было ощущение присутствия рядом Бога. Каждый день. Вот я просыпалась и, зная, что у меня сегодня будет сложный день или какие-то сложные жизненные моменты... Было очень много всего — испытаний было очень много, но каждый день у меня вот было такое чувство. Причем, как-то вот в этом году оно было такое утрированное. И действительно, в итоге Господь привел меня к очень многим разрешениям — в личной жизни в этом году случилось очень много всего, и в творческом плане...
А. Митрофанова
— Поговорим обязательно о личной жизни!
С. Феодулова
— Но вот начнем о творчестве! Потому что Вы сказали...
А. Пичугин
— Да, вот я хотел сказать, что музыкальные итоги года — что-то ведь менялось тоже, наверняка?
С. Феодулова
— Да, вот в этом году для нас получилось сделать такое настоящее открытие. Это, на самом деле, для меня сейчас стала такой очень важная, очень близкая моей душе и сердцу песня, премьера которой как раз произошла на замечательном празднике — на юбилее радио «Вера». Я очень счастлива, что премьера этой песни прозвучала именно у Вас.
А. Митрофанова
— А мы как счастливы! Вы даже себе не представляете!
А. Пичугин
— А самое главное, что эту песню как песню не знает почти никто, но музыкальную тему из этой песни знают абсолютно все.
С. Феодулова
— Знают все! (Смеется.) Да, немножечко заинтриговали, и сейчас мы развеем эту интригу. Потому что в прошлом эфире я буквально в двух словах сказала об этой песне, но оставила интригу нераскрытой — как раз пригласила слушателей посетить концерт. И сейчас мне бы хотелось, конечно... У меня огромное желание рассказать историю этой песни. Что же это за песня такая? (Смеется.)
А. Пичугин
— Давайте начнем с того, как это смотрелось из зрительного зала. У нас практически каждое выступление артиста предварялось каким-то рассказом, не обязательно связанным с артистом или с номером, который он исполнит, но это было специально задумано — мы же все-таки радиостанция, поэтому нужен был какой-то элемент эфира, и он был. Про то, что исполняли Вы, нам сообщили, что действительно все знают эту музыкальную тему — все, кто вырос в позднесоветское время, включал один-единственный канал когда-то еще. И в программе «В мире животных» в начале звучала эта композиция. Продолжает она звучать и сейчас в этой программе, и все так же, все так же очередные поколения растут, им включают телевизор, они знакомятся с этой мелодией. Но я действительно тоже никогда не знал, что это песня.
А. Митрофанова
— Более того, я Вам должна сказать — когда проходишь мимо ворот Московского зоопарка...
А. Пичугин
— Кстати, да.
А. Митрофанова
— ...эта музыка автоматически включается в голове. Очертания, которые там на заставке «В мире животных» у Николая Николаевича Дроздова — это же тоже... Вот, это тоже символ, и он очень плотно увязался в голове музыкальной темой, звучащей в этой программе. И о том, что это песня — Леша абсолютно прав, и, Светлана, Вы об этом тоже уже сказали, — многие из нас просто не догадывались. Причем, не простая песня!
С. Феодулова
— Не простая песня. И удивителен, действительно, промысел Божий. И удивительны... Дело в том, что эта песня появилась в какое время? В смутное время для Православной церкви, во время гонений на Православную церковь. Эта песня появилась в советское время, когда, собственно, если вдруг где-то что-то было от христианства, сразу не ставили ни в эфир, ни на радио. А здесь, получилось, песня популяризировалась с помощью телевидения, вот такой контраст. Удивительно, никто даже не догадался о том, что корни у этой музыки, которую написал Поль Мориа... На самом деле, это не его композиция, которую он сочинил, он сделал аранжировку на произведение, на тот момент достаточно малоизвестное... И вот хотелось бы начать с того, что, конечно же, когда я узнала об этом, у меня было такое чувство... Ну удивительно, насколько Господь не оставляет русских людей, и что вот в те сложные для православных христиан времена и для людей, может быть даже, неверующих Господь все равно находил пути находиться в каждом доме. Находиться каким образом? Через музыку. Меня это вот прямо до слез поразило — когда я узнала эту историю, когда я узнала историю этой музыки... Это поражает, да!
А. Митрофанова
— Давайте уже сейчас интригу все-таки немножко раскроем.
А. Пичугин
— Да полностью раскроем!
А. Митрофанова
— Дело в том, что музыка, которую мы слышим в программе «В мире животных», которую со сцены виртуозно, блестяще исполняет Светлана Феодулова, наша сегодняшняя гостья, это фрагмент Рождественской кантаты.
С. Феодулова
— Да, совершенно верно. Называется это «Рождество Господне». Кантата, которая состоит из 12 частей. Написал ее Ариэль Рамирес...
А. Пичугин
— Аргентинский композитор.
С. Феодулова
— Аргентинский композитор, да, достаточно известный. Но само произведение именно в классическом исполнении достаточно редко было исполняемо, поэтому, в общем-то, никто и не догадался.
А. Пичугин
— Вот то, что мы слышим, это Поль Мориа, это его обработка...
А. Митрофанова
— Обработка, да.
А. Пичугин
— И запись его же оркестра.
С. Феодулова
— Да, совершенно верно. После же, на самом деле, он обрабатывал другую песню. Потому что изначально открыл для себя 10-ю часть этой кантаты Жиль Дрё — это французский шансонье, которому настолько понравилась эта мелодия, и он вот как раз с журналистом Феликсом Луне написал слова и создал такую композицию «Жаворонок». Почему «Жаворонок»? На самом деле, песня начинается: «Вслед, вслед идут Иосиф и Мария, друг за другом». То есть вот как раз сама 10-я часть кантаты называется «Паломничество» — как они как раз из-за переписи населения перебирались в Вифлеем. И вот этот путь как раз описывает эта 10-я часть кантаты. И начинается она, если переводить с испанского, «A la huella, a la huella». И когда думали, как же назвать эту композицию... Не будешь же называть так — ну если дословно — «След в след», как-то странное название песни. И чтобы уйти от христианских корней, для этой композиции Жиль Дрё сделал такое название «Жаворонок». Потому что оно было просто созвучное на французском языке с этим названием слов. И так вот родилось произведение «Жаворонок». И только после этого Поль Мориа, услышав это произведение... Ему оно как-то тоже понравилось, и он сделал оркестровку, всем нам известную аранжировку, которая уже в этом оригинальном звучании именно Поля Мориа звучит сейчас, по сей день в замечательной передаче «В мире животных», и называется композиция «Жаворонок». Но вот истоки — сколько времени прошло, какой путь прошла эта музыка... На самом деле, истоки — они вот из христианской музыки, из классического христианского произведения — из 10-й части кантаты «Рождество Господне».
А. Пичугин
— Давайте слушать. В исполнении Светланы Феодуловой звучит — уже можно не представлять — та самая кантата, о которой сейчас мы говорили, «Рождество Господне». А музыку все знают.
(Звучит 10-я часть кантаты А. Рамиреса «Рождество Господне».)
А. Митрофанова
— Ангельский голос нашей сегодняшней гостьи Светланы Феодуловой прозвучал сейчас в сопровождении хора Московской Духовной Академии, да Светлана?
С. Феодулова
— ...Троице-Сергиевой лавры, да, совершенно верно.
А. Митрофанова
— Да, Троице-Сергиевой лавры. Вот это уникальное сочетание — самый высокий голос, по версии «Книги рекордов Гиннеса» — женское сопрано, Светлана Феодулова, и вот это духовное пение.
А. Пичугин
— Ну давайте все-таки, чтобы было ясно, — это хор Московской Духовной Академии, которая в Троице-Сергиевой лавре с 1814 года. Потому что у самой Троице-Сергиевой лавры есть свой собственный хор, который тоже гастролирует, разъезжает...
А. Митрофанова
— Тоже очень красивый.
А. Пичугин
— ...красивый, а это поют молодые ребята.
А. Митрофанова
— А Светлана только что рассказала нам фантастическую, прекрасную, очень глубокую историю этой музыки. Действительно, в советское время, когда, казалось бы, христианская символика — она максимально убиралась, выносилась за скобки обыденной жизни, все равно вот так или иначе прорывалась эта тема. И, может быть даже, кто-то знал историю этой музыки — всем известной «В мире животных». Оказывается, это фрагмент «Рождественской кантаты» Рамиреса. 12 частей в этой музыкальной истории, и 10-я часть, которая называется «Паломничество», вот она как раз известна нам очень широко, как музыка из программы «В мире животных». А я, вместе с тем, подумала: помните же, наверняка, в классическом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», одна из самых известных, опять же, песен, которые там звучат, — «Снег идет». Да, помните? «Снег идет, снег идет» — на стихи Пастернака.
А. Пичугин
— Ну, конечно.
А. Митрофанова
— Помните, какова там последовательность? Там сначала упоминаются Святки — «не заметишь, вот и Святки, ну, а там — и Новый год». И это тоже такой привет из той реальности в советское время, когда сначала шел праздник Рождества Христова, и только потом уже Новый год — ну, так, как это сейчас в некоторых других православных церквах тоже отмечается, и как западные христиане чаще всего отмечают.
С. Феодулова
— Я считаю, настоящее чудо. Не просто так вот это рождественское произведение. Вот, как мы с Вами говорили, что в Рождество происходят некоторые чудеса.
А. Митрофанова
— Абсолютно точно.
С. Феодулова
— И Господь так все устроил, что, возможно, музыканты, кто-то знал, конечно же. Многие теоретики тоже, наверняка, знали. Но вот, тем не менее...
А. Пичугин
— Музыканты обычно знают.
С. Феодулова
— Да. Но, тем не менее, это не просочилось туда, «куда нужно», кто мог бы запретить. И это звучало и звучит по сей день. Это поистине прямо вот поражает, и... Для меня, я говорю, в этом году произошло такое настоящее открытие — такое творческое открытие. И я была очень счастлива исполнить эту песню.
А. Митрофанова
— Светлана, у Вас есть какие-то свои переживания, связанные с Рождеством?
С. Феодулова
— У меня и Рождество Христово, и Новый год — они как-то праздники близкие. И православный, и как бы праздник, который просто...
А. Митрофанова
— ...светский.
С. Феодулова
— ...светский — отмечается как бы переход календаря в Новый год. Конечно же, связан с детством, с этим, действительно, каким-то волнением, переживанием, трепетом невероятным таким. Даже сама елка по себе — все очень празднично. Для меня это любимый праздник.
А. Митрофанова
— И для многих, я думаю, это так, конечно.
С. Феодулова
— Да, Рождество — любимый праздник. Также Пасху тоже очень люблю, естественно, это праздник. Но вот Рождество — оно связано, действительно, с такими детскими переживаниями. И как-то вот, мне кажется, в эти дни ты становишься ребенком, вот ощущаешь себя ребенком. Хочется даже вот какой-то непосредственности от самой себя. И находишься в таком некотором настроении, хочется больше времени проводить с семьей, хочется больше времени проводить с детьми и разделить с ними эту радость. Потому что ну вот я сейчас мама, и меня, естественно, Рождество окунает в...
А. Пичугин
— ...в желание сделать что-то для детей — такое, чтобы они ощутили...
С. Феодулова
— ...вместе с ними этот праздник разделяешь! (Смеется.)
А. Пичугин
— Согласитесь, что в наше детство Рождество... Ну, мы знали, что 7 января — это Рождество. Но долгое время это было единственное, что мы знали про этот день. Это не было связано с походами в Церковь, это не было связано даже с каким-то отмечанием. Ну, кто-то, может быть, садился за стол еще раз после Нового года — что-то отпраздновать. Но таким важным, личным праздником и, действительно, праздником, который, может быть, нас как-то погружает в детство, это все-таки стало уже позже, когда мы выросли и нам захотелось снова детства. А у Вас такая замечательная возможность — еще и для детей этот праздник сделать сказкой.
С. Феодулова
— Да, совершенно верно. И, конечно же, ежегодные концерты сказочные тоже, которые мы устраивали, детские непосредственно — это «Классика — детям», которые мы каждый год обязательно — как бы уже так уже превратилось в традицию — делали. Тоже у меня теперь ассоциируется с этим праздником, хотя это труд, помноженный на труд, потому что каждый большой концерт — это огромная работа, и потом ты уже так устаешь... (Смеется.)
А. Митрофанова
— Хорошее выражение — «труд, помноженный на труд».
С. Феодулова
— (Смеется.) Да! Ты так устаешь... Но, тем не менее, все равно наступает такая огромная радость, потому что ну вот я, как классическая певица, стараюсь все-таки не обойти этот праздник — Новый год и каждый год сделать такую концертную программу, классическую программу, но рассчитанную для детского восприятия. То есть это и в костюмах, это и в постановке, это какая-то обязательно сказочная история. И чтобы все-таки детки послушали классическую музыку. И немножечко прививать им именно как бы классику. Поэтому это вот моя такая задача, мое такое желание, рвение. Поэтому у меня Новый год еще связан немножко с таким творчеством. (Смеется.)
А. Пичугин
— Маленький перерыв сейчас — буквально минуту, и мы вернемся в нашу студию, где сегодня вместе с нами и с Вами в этот предновогодний вечер Светлана Феодулова, оперная певица, обладательница самого высокого голоса в мире, участница шоу «Голос»... Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин, и мы скоро вернемся сюда.
А. Митрофанова
— Еще раз добрый предновогодний «Светлый вечер», дорогие слушатели!
А. Пичугин
— Ура!
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин... (Смеется.)
А. Митрофанова
— Действительно!
С. Феодулова
— (Смеется.) С Новым годом!
А. Митрофанова
— С Наступающим!
А. Пичугин
— И хлопушки!
С. Феодулова
— С Наступающим!
А. Митрофанова
— Да-да-да, именно так! Я, Алла Митрофанова, присоединяюсь к улюлюканью моих коллег. И Светлана Феодулова у нас сегодня в студии — замечательная оперная певица, обладатель самого высокого в мире голоса, по версии «Книги рекордов Гиннеса». Это все не шутки, это, извините, факт, если угодно, медицинский, и ничем его не опровергнуть. И мы поговорили немного сейчас об итогах года. Потому что, Светлана, у нас где-то, наверное, с сентября Вы у нас в студии не были. И все-таки конец года, и, понятно, это время, когда многие подводят итоги. И вот Вы рассказали про эту замечательную музыку, которую мы знаем как композицию из программы «В мире животных», которая на самом деле — фрагмент Рождественской кантаты. И то, что это Ваше главное музыкальное открытие, это, конечно, по-моему, совершенно прекрасно. Но знаю, что, подводя итоги года, все-таки многие отмечают еще и события в личной жизни. И это, может быть даже, еще более важно, чем то, что происходит с нами в профессии, особенно для нас, для женщин, как это важно, когда мы находим свое счастье и начинаем сиять изнутри. И тогда сияет вокруг все — и все, что связано с профессией, и все, что связано с домом и с друзьями, и с делами. И даже если это связано с какими-то бюрократическими выкладками, все равно, и эта часть жизни тоже начинает сиять. И вот сидит у нас сейчас сияющая Светлана Феодулова. Расскажите, пожалуйста, поделитесь Вашим счастьем!
С. Феодулова
— С радостью, с радостью! Я хочу всех поздравить, если можно, всех радиослушателей сейчас с наступающим праздником и пожелать любви. Любви во всем, любви ко всему, что Вас окружает. Это и любви к профессии, которая... Я также, например, очень люблю то, чем я занимаюсь. Мне кажется, это очень-очень важно вообще — испытывать любовь и окружать себя любовью. Также хочу пожелать здоровья, прежде всего, конечно же, Вашим близким. Ну, а если вот говорить про мой итог этого года, то, конечно же, я испытала невероятное счастье, потому что... Не могу сказать, что я встретила прямо в этом году мою вторую половинку. Оказывается, человек, который оказался моей половинкой, он был очень долгое время рядом, и как-то мы привыкли дружить — уже шесть лет... (Смеется.)
А. Пичугин
— А так оно и бывает!
С. Феодулова
— (Смеется.) Мы привыкли дружить уже шесть лет!
А. Митрофанова
— Как это часто, действительно, да!
С. Феодулова
— Пока... У нас удивительная история. Пока мы просто вместе, каждый со своей историей не съездили к батюшке, к старцу. И по отдельности к нему сходили. Потом он нас... Я даже не знаю, знал, не знал, что мы приехали вместе. И он нас вместе подвел и сказал: «Венчайтесь». Мы...
А. Митрофанова
— Ого!
А. Пичугин
— Вы были готовы к этому? Ну, вообще к отношениям?
С. Феодулова
— Ну, если честно, мы никогда даже за ручку не держались до этого! Это все было очень сложно! (Смеется.)
А. Митрофанова
— Я второй раз в жизни слышу такую историю. Первая история — она известна всем — это Ольга Кормухина и Алексей Белов. Они приехали к старцу Николаю Гурьянову и точно так же, абсолютно как друзья такие самые настоящие, ну вот прямо просто друзья... И он им сказал: «Венчайтесь!». И для них это тоже было шоком. Уже сейчас...
С. Феодулова
— (Смеется.) Да-да! Мы... Ну, не то, чтобы шоком... Вы знаете, я могу сказать, что мы бы просто не решились открыться друг другу в чувствах, которые уже...
А. Пичугин
— А, ну, то есть это все равно все было в глубине, да?
С. Феодулова
— ...которые уже, как мы потом уже выяснили, что, оказывается, и у моего супруга — у него уже какое-то возникало понимание, и он уже присматривался, но, тем не менее, не решался. Потому что, действительно, привыкаешь очень дружить, и страшно вот эту линию разрушить. И ты не знаешь, как к тебе относится другая половинка, и ты это скрываешь. И то же самое было у меня — я тоже... Он меня поддержал в очень сложный период. И я вообще увидела в нем совершенно такого немножко другого человека, открыла другие качества и почувствовала, что у меня тоже зарождаются чувства. И даже немножко боялась этого, потому что... (Смеется.) Думаю — ну как, мы вместе работаем, мы вместе... Мы постоянно куда-то ездим, эти чувства могут мне мешать, они могут меня выдать. Я пыталась это скрыть и тоже из-за этого как-то переживала. И здесь, когда батюшка сказал, мы не знали, что сказать друг другу. (Смеется.) Мы обратно ехали, на обратном пути просто молча, не обронив каждый ни слова. И потом, приехав в Москву, мы сели и, можно сказать, друг другу открылись. То есть это нас подтолкнуло к тому, чтобы друг другу открыться в том, что мы неравнодушны друг к другу. И думали, как же быть. И мы потом пошли уже к нашему духовному отцу, к нашему батюшке, который сказал: «Ну наконец-то!». (Смеется.) Который знает нас уже очень много лет... И он сказал...
А. Митрофанова
— То есть он догадывался?
С. Феодулова
— Он сказал: «Я уже давно не знал, как к Вам найти подход и как Вам сказать». Он говорит: «Как здорово, что Вам кто-то сказал просто это все». (Смеется.) Вот такая Господня воля. Он говорит: «Я давно уже разглядел Вас — что Вы прямо вот, как он сказал, одна душа на двоих».
А. Митрофанова
— Ого!
А. Пичугин
— А муж с Вами работает?
С. Феодулова
— Да, мы вместе работаем — я говорю, очень-очень давно, шесть лет, и не ожидали, что у нас много...
А. Пичугин
— Он музыкант?
С. Феодулова
— Он директор мой... Мы как раз... Можно сказать, он организовывает, я пою, и мы вот вместе гастролировали. И...
А. Пичугин
— Теперь это все семейным предприятием становится?
С. Феодулова
— (Смеется.) Столько... Да, теперь... На самом деле, Вы знаете, мы так были в таком ступоре, на самом деле, поначалу...
А. Митрофанова
— Светочка!
С. Феодулова
— И нас батюшка вот благословил. Он говорит: «Нет, Вы все-таки... Вот у Вас очень хорошие отношения — в чистоте, и Вы оставьте их в чистоте до свадьбы, до венчания». И все-таки... Вот... И мы, я помню, вместе выдержали пост, мы ходили каждый день в храм вместе и воздерживались от каких-то страстей мирских совместно и ждали того самого дня, когда могли пожениться, обручиться, венчаться. И вот такая удивительная история. Вы знаете, это очень здорово. Ну, не знаю, для нас это такая огромная радость — от того, что у нас возникли отношения... Наверное, началось все с такого быта, потому что мы уже друг друга знали очень много лет, и только потом уже все это перешло в чувства. То есть уже не было никаких обманок, мы уже знали давно друг друга именно вот с разных сторон в плане вот работы, характеры друг друга знали. И сейчас уже, находясь в супружестве, конечно же, я не ожидала, что вообще могу быть настолько счастлива. Вот как Господь, действительно... Наверное, может быть, потому что и послушались, и с благословения все это случилось, и не просто так. Поэтому сейчас, конечно же, мы в такой дружбе, в согласии, в таком откровении создали семью... У нас совсем нет секретов друг от друга, мы обо всем рассказываем, постоянно общаемся. Даже когда я дома или я где-то... уезжаем... и в дороге обязательно созваниваемся, и постоянно общаемся, и постоянно не устаем друг от друга. И кто бы мог подумать! Поэтому вот такое откровение, такой итог года в моей жизни! (Смеется.)
А. Митрофанова
— Ой, Светочка, это счастье невероятное! И то, что Вы говорите, и то, как Вы это говорите, и как Вы сейчас сияете. Наши слушатели Вас не видят, по понятным причинам, но, я думаю, через Ваш голос вот это сияние Ваших глаз тоже передается. Во всяком случае, я это чувствую очень хорошо. И я за Вас безумно рада. Это такой прямо вот поток счастья, который Вы сейчас с собой несете... Это не просто Ваш, знаете, какой-то факт Вашей личной биографии. Я думаю, для многих людей Ваша история — это своеобразное такое укрепление, что... Сколько у нас людей, которые либо кризис какой-то переживают, либо расставание, либо... И кажется, что все, понимаете, вот жизнь закончилась и мир сейчас рухнет! Знаю, что у Вас крайне непростая, действительно, была история Ваша личная...
С. Феодулова
— Да, совершенно верно. Многие знают, да...
А. Митрофанова
— Многие знают. Действительно, об этом писали СМИ, показывали Вас на федеральных каналах и так далее, как это было непросто. И то, как Вы счастливы сейчас, — представляете, какую надежду это дает тем, кто сейчас пока еще на другом этапе?
С. Феодулова
— Вот я как раз поэтому и начала именно с этого, и спасибо большое, что Вы вернули как раз к этому разговору, потому что мне бы хотелось как раз, наверное, и тоже со своей стороны это отметить. То, что не просто так... Вот, Вы знаете, когда у меня все это происходило в личной жизни — вот эти неприятности, вот это вот предыдущее такое вот... Вообще даже до сих пор не могу понять, что произошло и как это все вообще могло со мной случиться... И вот у меня не пропадало чувство... Вы знаете, вот я просыпалась каждое утро, и у меня было ощущение, что все будет хорошо. Что все происходит так, как надо, что все будет хорошо. У меня не было уныния, у меня не было отчаянья. Но это было на внутреннем каком-то ощущении, что вот как будто бы Господь... Вот у меня было ощущение рядом с собою ангела-хранителя, рядом с собою присутствие Бога. И действительно через какое-то время вот такое произошло откровение в моей жизни. И достаточно... Это не через 10 лет — у меня это пришло достаточно близко. И у меня было вот прямо как будто предвкушение какое-то — что «подожди, все будет хорошо». Вот как будто каждый день я это чувствовала и ощущала. И настолько это было утрировано... И особенно находясь в храме... У меня было прямо вот такое очень светлое ощущение того, что Господь рядом со мной, и Он мне помогает, и Он меня не оставляет, и к чему-то Он меня ведет, и что это, наверное, нужно в моей жизни — вот такое испытание.
А. Пичугин
— Можно сказать, что в разгар этих событий, о которых сейчас идет речь, Светлана приходила к нам на очередную программу. Зная, что происходит — так, в общих чертах примерно, потому что везде же говорили, — я смотрел и не мог поверить, потому что Светлана всегда приходит — лучится радостью. И как она улыбалась...
С. Феодулова
— (Смеется.)
А. Митрофанова
— Но сейчас все равно особенно!
А. Пичугин
— Сейчас — особенно, да! Но и тогда тоже она улыбалась, это было настолько искренне и здорово!
А. Митрофанова
— Вывод, который можно сделать из этой истории, Свет...
С. Феодулова
— Не отчаивайтесь и не унывайте. Уныние — это очень плохо. И надо верить в хорошее, оно к Вам придет.
А. Митрофанова
— Вот это Ваше... Да. Доверие Ваше Богу. Это что-то невероятное — то, что Вы рассказываете...
С. Феодулова
— Ну да, вот было именно так, да.
А. Митрофанова
— В сложнейшей ситуации все-таки... Ну как сказать... Когда такое доверие к Богу есть у духовно опытного старца, которому, не знаю, 70 лет, и он многое видел в этой жизни, и прочее, у него глубоко сложившиеся отношения с Богом, это одно. Но когда вот эта юная хрупкая красавица, да еще и с таким волшебным голосом, то есть этот творческий человек, со всех сторон уязвимое существо, и вот с таким доверием, то, ну, не знаю, нам всем, по-моему, стоит на Вас равняться, и это просто прекрасная такая история. Спасибо, что Вы ею поделились вот в эти последние часы уходящего года, когда, знаю, многие... Ну, кто-то называет это «построением планов на будущее», кто-то загадыванием желаний и прочее, а я понимаю, что вот самое главное во всех этих планах на будущее — это все-таки, конечно, там, цели ставить... Богу доверять. И тогда все складывается каким-то, я не знаю, немыслимым образом, самым парадоксальным порой.
С. Феодулова
— Совершенно верно.
А. Митрофанова
— И Ваша история — тому подтверждение. То есть не забывать, что помимо простроения бизнес-плана — еще вот это доверие, практически детское.
С. Феодулова
— Ну врт как-то да... Немножко вот и вспоминая ощущения, и вспоминая то, что... Я как-то вот... Я вот, знаете, засыпала и просыпалась с Богом, вот честно. У меня это было прямо вот со мной — каждый день, вот это ощущение. И мне это помогало. И по сей день это так. И вот, действительно, не надо отпускать, и не разочаровывайтесь, не отчаивайтесь, не отпускайте от себя, а наоборот даже просите. Я просила любви, я просила... Мне так хотелось действительно как-то ощутить настоящую искреннюю любовь. Вот я об этом даже и просила, и вот оно пришло. Поэтому не отчаивалась, и как-то вот чувствовала, что оно вот близко. Как-то чувство такое было.
А. Пичугин
— Давайте возвращаться в этот праздничный вечер, а то мы как-то ушли... Все, конечно. хорошо, то, о чем мы говорим — это очень здорово...
А. Митрофанова
— Мы ушли в личную жизнь. Это самое важное, конечно!
А. Пичугин
— Мы ушли в личную жизнь, но это не совсем, наверное, то, о чем мы на такой волне, 31 декабря... Хотя... Не, нормально, нормально.
С. Феодулова
— Семья — это очень все-таки большая, такая крепкая почва под ногами...
А. Митрофанова
— Конечно.
А. Пичугин
— Давайте слушать...
С. Феодулова
— Поэтому я бы хотела всем все-таки пожелать, чтобы у каждого человека был кто-то рядом и обязательно...
А. Пичугин
— Во-от.
С. Феодулова
— И обязательно, да, если еще не нашлась половинка, то она обязательно найдется, и не надо терять веру в это. Ну, или просите! (Смеется.)
А. Пичугин
— «В Рождество все мы немного волхвы». Вот я сказал в начале цитату из Бродского. А это же о чуде, в первую очередь. И у Бродского же есть целый цикл рождественских стихов, где это чудо прямо вот на первом плане. И сейчас у нас прозвучит песня «В Рождество». Расскажите пару слов о ней.
С. Феодулова
— Это, на самом деле, достаточно известная тоже мелодия. Музыка из кинофильма, называется она «Merry little Christmas», но мы ее сделали с аранжировщиком, композитором Марком Брянцевым в русской версии. Он написал на эту музыку слова, и сегодня вот получилась такая необыкновенная, волшебная тоже композиция на русском языке.
А. Митрофанова
— Прекрасно.
(Звучит песня «В Рождество» в исполнении Светланы Феодуловой.)
А. Митрофанова
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Алексей Пичугин, я — А. Митрофанова. И, напомню, у нас сегодня в гостях Светлана Феодулова — обладательница того самого волшебного голоса, который вот сейчас у нас звучал. Музыкальная композиция, которая называется «В Рождество» сегодня, в канун Нового года, по-моему, как раз очень органично звучит. Это главная тема зимы. И Рождество Христово, и Новый год — в нашем сознании эти праздники, конечно, объединены. Тем более, каникулы мостиком таким стали сейчас уже, в наше время. И, Светлана, вот та история о Вашей встрече с мужем, о Вашем счастье, которую Вы рассказали, думаю, многих вдохновит и вселит надежду. Но мы помним также, постоянные наши слушатели хорошо знают, что у Вас есть чудесная дочь Соня, которая была гостьей нашей студии, и мы с ней прекрасно здесь общались, замечательно совершенно.
А. Пичугин
— А сколько Сонечке уже сейчас?
С. Феодулова
— Пять лет.
А. Пичугин
— Пять лет! Ух ты!
С. Феодулова
— Да, уже большой малыш! (Смеется.)
А. Пичугин
— Большая, да.
А. Митрофанова
— Да, уже серьезная гражданка...
С. Феодулова
— Ага! (Смеется.)
А. Митрофанова
— ...у которой свой взгляд на мир, которая, наверняка, в Ваших новых обстоятельствах жизни тоже как-то себя по-новому чувствует. Вот как она восприняла события — вот Вашу свадьбу, венчание? Как она реагировала вообще на это на все?
С. Феодулова
— Ой, Вы знаете, она вообще, в принципе... С Андреем у них сложились очень хорошие отношения еще с самого начала, еще до того, как они просто познакомились. И у нас так получилось, что и у Андрея есть детки, и Сонечка, и мы стали изначально, когда дружили, мы с детками иногда выезжали, посещали наших общих друзей и все вместе уже мы так сдружились. И Сонечка подружилась с его детками. Поэтому... И даже такой был момент, когда, можно так сказать, мы еще просто работали, общались, и вдруг Сонечка побежала за ним — и: «Папа, папа!».
А. Митрофанова
— Ого!
С. Феодулова
— Я так: «Ой!». (Смеется.) Он говорит: «Да ничего! Хочет — пусть называет ребенок!». (Смеется.)
А. Пичугин
— «Извини, извини!».
С. Феодулова
— Просто она услышала, что его дети его называют папой, и все вокруг называют всех папами дети, и она тоже начала... Она выбрала Андрея из всех пап и стала называть его папой. И у них сложились замечательные отношения с самого начала, очень хорошие. Соня... Она как-то чувствует людей. Мне кажется, что она очень чувствует меня как маму, и, наверное, вот мое расположение, мои чувства, которые у меня начали постепенно вот возникать, и все это нарастало... Мне кажется, Соня просто чувствовала меня, и она, можно сказать, так же это все передавала. Потому что сейчас в нашей семье, можно сказать, папа у нас даже более любимый, наверное, чем я, мне так иногда кажется, потому что Соня — она с него прямо вот... Она... Во-первых, она ему очень доверяет. Это очень важно. Потому что ей нужно делать постоянно, каждый день массаж и ЛФК — массаж рта, массаж язычка для того, чтобы она заговорила, логопедический массаж, и она никому не дается, кроме папы. Никому! (Смеется.) Вот. То есть она доверяет только ему.
А. Митрофанова
— А он владеет всеми необходимыми навыками уже?
С. Феодулова
— Пришлось научиться. Он ходил... Он специально пришел, ему все это рассказали, показали. Он несколько раз все это пробовал в присутствии врача. И мы к этому подготовились. И когда она сказала: «Да, теперь все правильно»... Он там, в принципе... несложные достаточно упражнения. Это можно делать в домашних условиях, можно этому научиться, и он специально это прошел, и сейчас каждый день у нас все эти процедуры происходят. И доверие у нас в этом плане только папе. Маму кусает, мне не дается... (Смеется.) Не то, что не доверяет — как-то ей нравится, она... Ну, не знаю, она вот к нему какое-то тоже испытывает такое особое отношение. И удивительно. Я, если честно, вначале очень много сомневалась... Ну как... Я все-таки женщина, можно сказать, с особым ребенком. И я очень долго не могла решиться, наверное, признаться тоже в чувствах по этой причине, потому что я думала — ну а как? Все-таки это непростой путь... Разделит со мной, захочет человек...
А. Митрофанова
— То есть Вы думали, что если... Я думаю, вот настоящую любовь это не остановит. Это, кстати, хорошая проверка.
С. Феодулова
— Вот тоже хороший пример, потому что очень... Я знаю, многие тоже этого боятся. И я хочу сказать — вот на моем примере тоже, опять-таки, я могу поделиться позитивным опытом, что, Вы знаете, нет, действительно, я когда даже Андрею сказала, я говорю: «Ты знаешь, меня это вот останавливало очень во многом». Он говорит: «Да ты что! Соня — она такая самая замечательная!». И он сейчас прямо тоже говорит: «Вы — мое спасение в жизни». Сонечка столько любви дарит! Она обожает, она все время ластится, все время она его так любит! Он говорит: «Сколько я любви от Вас, девочки, получаю!». Он говорит: «Просто в таком счастье живу. Надо же, как Господь тоже так жизнь устроил, что сейчас...» Каждый... Вы знаете, наверное, вот у меня в жизни была потребность, наверное, в таком человеке, который будет с таким невероятно глубоким пониманием и отношением ко мне, и в его жизни тоже была потребность в любви, была потребность вот в этом... И то, что дает сейчас Соня... (Смеется.) Я просто вижу, что и его тоже счастье от этого. И у них, конечно, сложились замечательные отношения — очень искренние и очень такие вот доверительные, хорошие. Поэтому вот у нас такой сейчас этап в жизни случился.
А. Митрофанова
— Вот слава Богу! Пусть у Вас этот этап — пусть он будет всегда. Вот такие там будут свои какие-то взлеты, будут свои развития и прочее, прочее. Но вот это состояние счастья, которое Вы сейчас принесли с собой в нашу студию, оно пусть будет с Вами всегда.
А. Пичугин
— Это наше пожелание Вам! А как нам подсказывают, время нашей программы неумолимо заканчивается. Нам еще нужно послушать еще песню.
А. Митрофанова
— Как жалко!
А. Пичугин
— А Светлана к нам не раз придет, это точно. Светлана, правда ведь?
С. Феодулова
— С удовольствием!
А. Пичугин
— Ваши пожелания нам и нашим слушателям?
С. Феодулова
— Я бы хотела всем пожелать, прежде всего, все-таки здоровья. Это все-таки такая база, в какой-то степени. Остальное, как говорят, приложится. Я бы все-таки хотела пожелать, чтобы у всех было крепкое здоровье. И Вашим деткам, и Вашим близким. Конечно же, хотела бы пожелать, чтобы Вас окружала любовь и Ваше сердце наполняла любовь. Потому что любовь, когда ты это ощущаешь... Не обязательно я говорю сейчас о любви к мужу. Я говорю вообще — когда ты живешь в любви к родственникам, к маме, к папе, ощущаешь это, помогаешь, когда ты чувствуешь любовь от близких, любовь от Бога, любовь к Богу — да, жить в ощущении любви — это настолько, наверное, важно, и не выходить из этого ощущения, даже если что-то происходит, доверять судьбе, Богу... Хочу Вам пожелать, чтобы у каждого это вот наступило, у каждого это было в Новом году. Чтобы Вас окружали хорошие люди, чтобы все были здоровы и счастливы и жили в любви. Вот что бы я хотела пожелать Вам.
А. Пичугин
— Спасибо большое!
А. Митрофанова
— Спасибо, Светочка! Вы прямо сияете! Я еще раз говорю, что, надеюсь, наш сегодняшний эфир — он... передается эта атмосфера и нашим слушателям. И мы не можем Вас отпустить просто так, без песни. Что мы послушаем сейчас?
С. Феодулова
— Сейчас мне бы хотелось в итоге предложить Вам музыкальную композицию, которая называется «Этот мир». И как раз эта песня про любовь, про мир...
А. Пичугин
— А это та песня, про которую мы думаем?
С. Феодулова
— ...очень праздничное настроение которая создает. Поэтому вот всем хорошего настроения в новогодний вечер!
А. Пичугин
— Чудесно! Спасибо большое! Мы Вас, дорогие слушатели, поздравляем с Наступающим! Ух! Начинаются 20-е, представляете?
А. Митрофанова
— 20-е, правда.
С. Феодулова
— Хотела сказать, что эту песню мы исполнили вместе тоже с оперным певцом Ильей Юдичевым. Это дуэт.
А. Пичугин
— Угу. Замечательно, спасибо большое. Светлана Феодулова — оперная певица, обладательница самого высокого голоса в мире, в чем можно еще раз убедиться. Буквально через несколько мгновений прозвучит песня «Этот мир». А наша праздничная программа продолжается. Мы с Аллой Митрофановой желаем Вам счастливого Нового года и отправляемся праздновать, а нас сменяет наш коллега Костя Мацан, Константин Мацан, к которому сейчас придет в гости замечательная группа «The rain drops»(?).
(Звучит песня «Этот мир» в исполнении С. Феодуловой.)
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Зеркальные жёны

В одной деревушке жила мать-старушка с двумя сыновьями. Выросли они, и появилась у матери новая забота: как бы их женить? Давно хотелось старушке внуков понянчить, да уж парни оказались насчёт невест слишком привередливые: все девушки для них недостаточно красивые.
Однажды ночью не спалось матери, поднялась она с кровати, дверь отворила, смотрит — небо звездами усыпано, а вокруг тьма кромешная. Подняла старушка к небу голову и говорит:
— Кто же мне поможет моим сыночкам жён по сердцу найти?
Вдруг видит: на юго-западе одна звезда с неба сорвалась и прямо к ней летит. Опустилась звезда во дворе: так блестит, аж глазам больно, похожа на серебряное зеркало.
— Не горюй, подыскал я для твоих сыновей жён, — сказал ей с зеркальной звезды старец с длинной белой бородой.
— Боюсь, что пустые твои хлопоты, почтенный, — вздохнула старушка. — Я и сама не знаю, кто придётся моим сыновьям по сердцу. Но коли дозволишь, я посмотрю на невест и потолкую со свахами.
— Не понадобятся тебе ни свахи, ни приглашения на красной бумаге, ни свадебные паланкины, — уверил её старец. — Дам я тебе два зеркальца... Завтра в полночь пусть сыновья повернут к юго-западу, от зеркал лучи пойдут, и широкая дорога откроется. По этой дороге пусть твои сыновья идут — там и жён себе найдут.
С этими словами звезда растаяла, словно это была большая льдина, а на её месте остались лежать два круглых зеркальца.
Проснулись наутро сыновья, мать-старушка им про ночной случай рассказала и по зеркалу вручила.
Увидел в своём зеркале старший сын девушку в красном платье с красным пионом в руке. Такая красавица, каких свет не видывал!
Младший сын тоже заглянул в зеркальце, а ему оттуда красавица в жёлтом платье улыбается, в руке жёлтый пион держит.
— Вот на них, матушка, мы жениться хотим, — сказали сыновья и стали дожидаться полночи, чтобы по лучу отправиться за жёнами.
Всю ночь они шли без устали, а на рассвете очутились у высокой горы. Обошли сыновья гору и увидели пещеру, от которой шёл серебристый свет. Внутри оказалось большое зеркало, в котором парни увидели двух девушек небывалой красоты: одну с красным цветком в руке, другую с желтым.
— Как же вас освободить, чтобы к матушке домой привести и сразу две свадьбы сыграть? — спрашивают сыновья.
— А зачем? — говорят красавицы. — Нам и здесь хорошо. На самом деле, мы живём на далёкой звезде. Пришла пора замуж нам выходить, и отец сделал так, что в этой пещере наши мужья могли сколько угодно любоваться нашим отражением. Повезло вам: у всех обычные жёны, а у вас двоих будут зеркальные...
Переглянулись братья — и бегом обратно домой. Полюбоваться красавицами в зеркале, конечно, хорошо, но ведь не всю жизнь!
Вскоре оба парня на радость матери благополучно женились в родном селе. И живут, как говорится, рука в руку, душа в душу, чего и другим желают.
( по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки