Когда заходит речь о природе нашей области, люди восхищаются в первую очередь панорамами Самарской Луки - и это справедливо! Но, между тем, и в лесостепи на левом берегу Волги есть сказочной красоты места. Например, в десяти километрах от реки – там, где сосновый бор сбегает с холма к озеру, заключая в объятия небольшое село Васильевка.
История этого села неприметной ниточкой вплетена в яркую ткань летописи Поволжья. Подобно многим другим селениям, Васильевка возникла в непростое время, когда царская Россия укрепляла свои позиции в этих вольных краях. На левом берегу Волги, напротив Жигулевских гор по указу императрицы Анны Иоанновны был построен Ставрополь – город Креста. В его стенах были расселены калмыки, принявшие православие и выразившие готовность вести оседлый образ жизни. Основную часть жителей Васильевки, расположенной неподалеку от Ставрополя, также составили крещеные калмыки, переселенные из Оренбуржья. Впрочем, чиновники, занимающиеся заселением Поволжья, старались размещать вчерашних кочевников на новых землях в тесном соседстве с русскими крестьянами. Считалось, что так калмыки быстрее освоят земледелие.
В Васильевке долгое время не было храма – деревня была приписана к Ставропольскому Троицкому собору. Только в 1884 году жители поставили на свои средства деревянную церковь на каменном фундаменте. Освященный в честь Михаила Архангела храм мог вместить до шестисот человек. При нем сразу была устроена библиотека и организована церковно-приходская школа. Впрочем, крестьяне не спешили отправлять своих детей на учебу – всего сто васильевских ребятишек овладели грамотой.
После октября 17-го года красные активисты Васильевки вполне лояльно относились к Михаило-Архангельскому приходу. Наверное, потому что прихожанами себя считали большинство жителей поселка. По документам их было более восьмисот человек. Когда зимой 1923 года церковь сгорела, верующие добились, чтобы им для богослужений выделили здание сельсовета – случай беспрецедентный! Но в 1935 году с религией стали бороться активней, священника выслали из Васильевки, и службы в селе прекратились больше, чем на семьдесят лет.
Едва ли сельчане жили все эти годы без молитвы. В Великую Отечественную войну из Васильевки на фронт ушли пятьсот шестьдесят человек, а вернулись из них только сто шестьдесят два. Что помогало оставшимся в тылу женщинам вынести груз непосильного труда, пережить горечь потерь, если не помощь Бога? Они горячо надеялись, что наступит день, когда в селе снова будет стоять храм.
И надежды воплотились – в начале двухтысячных в Васильевке была построена церковь. Как и в девятнадцатом веке, она освящена в честь Архангела Михаила – предводителя Небесного воинства – Ангельского войска, в котором, может статься, стоят сегодня защитники Отечества земного, убиенные на поле брани.
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема