— Вы только посмотрите, Маргарита Константиновна — этюд Левитана! Как неожиданно увидеть картину любимого художника на Святой земле, в Израильском музее Иерусалима!
— Неожиданно и очень приятно. В жаркой стране пейзаж «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» освежает лучше любого кондиционера. Какой живительной прохладой веет от него!
— Контраст полотна с окружающей нас действительностью впечатляет! За окном каменные улицы древнего восточного города, толпы паломников со всего мира, а на картине покосившиеся избушки на берегу студёной реки, размытая дорога и одинокий человек, бредущий в сумерках.
— Но есть и общие черты. По улицам Иерусалима ходил Спаситель. И глядя на полотно Левитана, невольно вспоминаешь строки Фёдора Тютчева: «Удручённый ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
— Да, но что вам подсказало о присутствии Христа в пейзаже Левитана?
— Само название — «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». В изображении ничто не указывает на то, что обитель рядом. Тем не менее, художник счёл необходимым упомянуть её, значит, для него это важно.
— Вы полагаете?
— Посудите сами. Картина — о невзгодах, которые преодолевал крестьянин средней полосы России. Левитан показал короткое и дождливое лето.
— Верно, трава ещё зеленая, но холодно уже по-осеннему — одинокий путник кутается в длинный плащ.
— Такая погода чревата неурожаями, а значит бедностью. Люди не имели возможности строить добротные дома и жили в ветхих лачугах, которые не спасали зимой от холода. Приходилось голодать и мёрзнуть. Все эти трудности можно было пережить только с Божией помощью. И художник подчёркивает, что рядом монастырь, пространство непрестанной молитвы.
— А что это за деревня на картине, не знаете?
— Могу предположить. Полотно датировано серединой восьмидесятых годов девятнадцатого века, а лето 1884-го Исаак Левитан провёл в Саввинской Слободе под Звенигородом.
— Точно, как я мог об этом забыть! Там неподалёку снимало дачу семейство Чеховых, а Левитан близко дружил и с Антоном Павловичем, и с его братом Николаем. Художник проводил время в радостном общении. Хотя по картине, которая висит перед нами, этого не скажешь. Она полна сумрачного драматизма.
— Но при этом, обратите внимание, большую половину полотна занимает изображение неба, на котором сквозь мглу прорывается яркий луч. Тьма не сдаётся, тучи клубятся, навевая тревогу. Но в самом центре облако сияет жемчужным свечением и дарит надежду.
— Надежду?
— Конечно. Подобно тому, как на небе побеждает свет, так и на земле однажды всё преобразится Божией благодатью. Невзгоды уйдут, и останется только радость.
— Мысль поистине евангельская, Маргарита Константиновна! Как видно, неспроста картина Исаака Левитана «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» экспонируется в музее Иерусалима. Она созвучна духу Евангелия.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











