— Вы только посмотрите, Маргарита Константиновна — этюд Левитана! Как неожиданно увидеть картину любимого художника на Святой земле, в Израильском музее Иерусалима!
— Неожиданно и очень приятно. В жаркой стране пейзаж «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» освежает лучше любого кондиционера. Какой живительной прохладой веет от него!
— Контраст полотна с окружающей нас действительностью впечатляет! За окном каменные улицы древнего восточного города, толпы паломников со всего мира, а на картине покосившиеся избушки на берегу студёной реки, размытая дорога и одинокий человек, бредущий в сумерках.
— Но есть и общие черты. По улицам Иерусалима ходил Спаситель. И глядя на полотно Левитана, невольно вспоминаешь строки Фёдора Тютчева: «Удручённый ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
— Да, но что вам подсказало о присутствии Христа в пейзаже Левитана?
— Само название — «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». В изображении ничто не указывает на то, что обитель рядом. Тем не менее, художник счёл необходимым упомянуть её, значит, для него это важно.
— Вы полагаете?
— Посудите сами. Картина — о невзгодах, которые преодолевал крестьянин средней полосы России. Левитан показал короткое и дождливое лето.
— Верно, трава ещё зеленая, но холодно уже по-осеннему — одинокий путник кутается в длинный плащ.
— Такая погода чревата неурожаями, а значит бедностью. Люди не имели возможности строить добротные дома и жили в ветхих лачугах, которые не спасали зимой от холода. Приходилось голодать и мёрзнуть. Все эти трудности можно было пережить только с Божией помощью. И художник подчёркивает, что рядом монастырь, пространство непрестанной молитвы.
— А что это за деревня на картине, не знаете?
— Могу предположить. Полотно датировано серединой восьмидесятых годов девятнадцатого века, а лето 1884-го Исаак Левитан провёл в Саввинской Слободе под Звенигородом.
— Точно, как я мог об этом забыть! Там неподалёку снимало дачу семейство Чеховых, а Левитан близко дружил и с Антоном Павловичем, и с его братом Николаем. Художник проводил время в радостном общении. Хотя по картине, которая висит перед нами, этого не скажешь. Она полна сумрачного драматизма.
— Но при этом, обратите внимание, большую половину полотна занимает изображение неба, на котором сквозь мглу прорывается яркий луч. Тьма не сдаётся, тучи клубятся, навевая тревогу. Но в самом центре облако сияет жемчужным свечением и дарит надежду.
— Надежду?
— Конечно. Подобно тому, как на небе побеждает свет, так и на земле однажды всё преобразится Божией благодатью. Невзгоды уйдут, и останется только радость.
— Мысль поистине евангельская, Маргарита Константиновна! Как видно, неспроста картина Исаака Левитана «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря» экспонируется в музее Иерусалима. Она созвучна духу Евангелия.
«Как преодолевать разногласия в семье?» Протоиерей Максим Первозванский
Гостем программы «Семейный час» был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о том, почему между близкими людьми возникают конфликты, и можно ли их проживать с любовью?
Отец Максим говорил о том, что разногласия неизбежны, но важно не превращать их в противостояние — учиться быть на одной стороне, вместе искать решение, а не обвинять друг друга.
В разговоре с Анной Леонтьевой звучали темы доверия в браке, взаимного уважения и внутренней работы над собой.
Отец Максим делился пастырским опытом, рассуждал о том, как супругам оставаться едиными даже в трудные времена и почему верность — это не просто слово, а выбор сердца, совершаемый каждый день.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







