Даже если за окном непогода и хочется плакать, помните, что за грустью обязательно придёт радость. Развеять хандру поможет рассказ о ранней картине Исаака Левитана, к которой также приложил руку брат великого русского писателя — Николай Павлович Чехов.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Наташенька, здравствуй! Как хорошо, что ты предложила встретиться в скверике на улице. Здесь так красиво осенью... Но, кажется, ты чем-то расстроена. У тебя что-то случилось?
— Нет, не то, чтобы что-то серьёзное... В последнее время всё чаще на меня накатывает грусть. Слёзы сами собой подступают, всё расстраивает...
— Не печалься, мой друг! Знаешь, я тоже иногда грущу в осенние деньки. Бывает выглянешь в окно, деревья облетают, дождик моросит... Послушай, ты мне сейчас напомнила героиню одной картины из нашей Третьяковки. Сейчас найду её в интернете, подожди минутку... Это одна из первых работ Исаака Левитана. Он написал её в 1879 году. Называется «Осенний день. Сокольники». Вот она!
— Действительно, совпадает с моим настроением... Хмурое осеннее небо, рыжие клёны вдоль тропинки...
— А по тропинке куда-то спешит одинокая женская фигурка, похожая на тебя.
— Да, только она в длинном платье, какие носили девушки в конце девятнадцатого века.
— И обрати внимание, что это один из немногих пейзажей Левитана, на котором присутствует фигура человека. И написал эту девушку не сам художник, а его друг, Николай Павлович Чехов!
— Родной брат Антона Павловича? Как интересно! Так на картине чеховская дама...
— Да. И согласись, сам этот факт придаёт полотну выразительность новеллы девятнадцатого века. И талантливо написанный вокруг героини пейзаж добавляет драматизма. Дорожка, убегающая вдаль, клёны с мелкими остроконечными жёлтыми листьями, величественные кроны сосен и напряжённое серое небо над головой — всё это создаёт динамику и некоторое чувство тревоги. Смотришь на картину, и кажется, что слышен шорох опавших листьев и стук каблучков героини...
— И мы начинаем ей сопереживать. Может быть, она безответно любит кого-то или рассталась с любимым... Выглядит девушка одинокой и печальной.
— И её хрупкая фигурка кажется потерянной, случайной на фоне строгого и величественного пейзажа. Будто она в разладе со всем миром.
— А в каком возрасте Левитан написал эту картину?
— Художнику было 19 лет, когда он написал «Осенний день» и представил его на студенческой выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где как раз учился вместе с Николаем Чеховым. Полотно сразу же приобрёл Павел Третьяков. И с этого момента меценат пристально следил за успехами юного живописца и периодически покупал его произведения. Вот почему в Третьяковской галерее самая большая коллекция картин Исаака Левитана.
— Получается, что с этой работы начался большой творческий путь художника.
— Да. И уже в самом его начале молодой Левитан смог выразить на картине глубокую мысль о нашей человеческой природе. Что человек — маленькое и беззащитное создание в огромном мире, созданном Богом. Что наши печали и переживания на самом деле мимолётны и быстротечны. Пройдут столетия, но всё в мире по-прежнему будет идти своим чередом: за летом осень, за осенью зима, а за зимой снова придёт весна. Солнце согреет землю...
— И на душе станет радостнее!
— Наташенька, ты улыбаешься. Уж не знаю, смогла ли я тебе помочь, но, кажется, печаль отступила.
— Спасибо Вам, Маргарита Константиновна! Наши с вами беседы всегда вдохновляют меня!
— В таком случае, почему бы нам с тобой прямо сейчас не отправиться в Третьяковскую галерею? Прогуляемся и увидим один из её шедевров — «Осенний день. Сокольники» кисти Исаака Левитана.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело