Даже если за окном непогода и хочется плакать, помните, что за грустью обязательно придёт радость. Развеять хандру поможет рассказ о ранней картине Исаака Левитана, к которой также приложил руку брат великого русского писателя — Николай Павлович Чехов.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Наташенька, здравствуй! Как хорошо, что ты предложила встретиться в скверике на улице. Здесь так красиво осенью... Но, кажется, ты чем-то расстроена. У тебя что-то случилось?
— Нет, не то, чтобы что-то серьёзное... В последнее время всё чаще на меня накатывает грусть. Слёзы сами собой подступают, всё расстраивает...
— Не печалься, мой друг! Знаешь, я тоже иногда грущу в осенние деньки. Бывает выглянешь в окно, деревья облетают, дождик моросит... Послушай, ты мне сейчас напомнила героиню одной картины из нашей Третьяковки. Сейчас найду её в интернете, подожди минутку... Это одна из первых работ Исаака Левитана. Он написал её в 1879 году. Называется «Осенний день. Сокольники». Вот она!
— Действительно, совпадает с моим настроением... Хмурое осеннее небо, рыжие клёны вдоль тропинки...
— А по тропинке куда-то спешит одинокая женская фигурка, похожая на тебя.
— Да, только она в длинном платье, какие носили девушки в конце девятнадцатого века.
— И обрати внимание, что это один из немногих пейзажей Левитана, на котором присутствует фигура человека. И написал эту девушку не сам художник, а его друг, Николай Павлович Чехов!
— Родной брат Антона Павловича? Как интересно! Так на картине чеховская дама...
— Да. И согласись, сам этот факт придаёт полотну выразительность новеллы девятнадцатого века. И талантливо написанный вокруг героини пейзаж добавляет драматизма. Дорожка, убегающая вдаль, клёны с мелкими остроконечными жёлтыми листьями, величественные кроны сосен и напряжённое серое небо над головой — всё это создаёт динамику и некоторое чувство тревоги. Смотришь на картину, и кажется, что слышен шорох опавших листьев и стук каблучков героини...
— И мы начинаем ей сопереживать. Может быть, она безответно любит кого-то или рассталась с любимым... Выглядит девушка одинокой и печальной.
— И её хрупкая фигурка кажется потерянной, случайной на фоне строгого и величественного пейзажа. Будто она в разладе со всем миром.
— А в каком возрасте Левитан написал эту картину?
— Художнику было 19 лет, когда он написал «Осенний день» и представил его на студенческой выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где как раз учился вместе с Николаем Чеховым. Полотно сразу же приобрёл Павел Третьяков. И с этого момента меценат пристально следил за успехами юного живописца и периодически покупал его произведения. Вот почему в Третьяковской галерее самая большая коллекция картин Исаака Левитана.
— Получается, что с этой работы начался большой творческий путь художника.
— Да. И уже в самом его начале молодой Левитан смог выразить на картине глубокую мысль о нашей человеческой природе. Что человек — маленькое и беззащитное создание в огромном мире, созданном Богом. Что наши печали и переживания на самом деле мимолётны и быстротечны. Пройдут столетия, но всё в мире по-прежнему будет идти своим чередом: за летом осень, за осенью зима, а за зимой снова придёт весна. Солнце согреет землю...
— И на душе станет радостнее!
— Наташенька, ты улыбаешься. Уж не знаю, смогла ли я тебе помочь, но, кажется, печаль отступила.
— Спасибо Вам, Маргарита Константиновна! Наши с вами беседы всегда вдохновляют меня!
— В таком случае, почему бы нам с тобой прямо сейчас не отправиться в Третьяковскую галерею? Прогуляемся и увидим один из её шедевров — «Осенний день. Сокольники» кисти Исаака Левитана.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер