Исаак Левитан. «Деревня. Зима» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Исаак Левитан. «Деревня. Зима»

Исаак Левитан. «Деревня. Зима»
Поделиться Поделиться

Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Картина на мольберте.

— Я рада, Андрей Борисович, что мы приехали в Тулу, посетили музей изобразительных искусств! Сюда стоило прийти уже только за тем, чтобы увидеть полотно Исаака Левитана «Зима. Деревня»!

— Да, картина очень интересная. Похожа на чёрно-белую фотографию, чуть тронутую светло-коричневым тоном, сепией.

— Рисунок минималистичный — снежное поле, полоска леса на горизонте, да избы с двускатными крышами выстроились в два ряда. А смотришь — и сердце трепещет.

— Это неудивительно. В ткань сюжета вплетены символы, которые отзываются в чуткой душе. Тяжёлые влажные шапки снега шепчут об оттепели, напоминают о том, что деревня скоро оживёт. А дорога, делящая полотно по диагонали, придаёт изображению динамики. Манит в путь!

— Картина будит воображение. Неспроста же её хотел купить Чехов. Помните, он говорил: «Ах, если бы у меня были деньги!».

— Помню, да! Отзыв Антона Павловича о картине «Деревня» сохранился в воспоминаниях драматурга Петра Гнедича. Вот только об этой ли картине говорил писатель, наверняка утверждать нельзя. Ведь у Левитана есть несколько картин с названием «Деревня», а Гнедич не уточняет, о каком произведении шла речь в разговоре.

— А точные слова Чехова вы не помните?

— Здесь лучше не на память полагаться, а найти цитату в интернете. Я сейчас постараюсь это сделать... Ну вот, слушайте: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню", серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную. Но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: всё бы на нее смотрел да смотрел».

— Картина, что висит перед нами, именно такое впечатление и производит!

— Согласен! Но я ещё не дочитал цитату до конца.

— Ах, простите великодушно, Андрей Борисович, меня просто эмоции переполняют!

— Понимаю! А у Чехова дальше так: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл Левитан в последнее время, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».

— А эти качества — простота и ясность, свойственны многим полотнам Левитана. Но мне непременно хочется дознаться, о какой картине говорил Чехов. Может быть, датировка поможет?

— Отчасти. С Петром Гнедичем Антон Павлович познакомился в восьмидесятых годах девятнадцатого века, тесно общался в девяностых. А картину «Деревня. Зима» Левитан написал чуть раньше — в 1878 году.

— Погодите, если я правильно помню, художник 1860-го года рождения. То есть, на момент создания полотна ему было всего лишь восемнадцать лет?

— Именно так!

— Удивительно — как он в столь юном возрасте смог передать такую богатую гамму чувств?

— Левитану было что передать. В 1877 году он потерял отца, а ещё чуть раньше — маму. В то время юноша получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И жил в крайней нужде.

— Да, несладко пришлось в то время Исааку Ильичу!

— И Левитан выразил своё настроение в картине «Зима. Деревня». Пейзаж на первый взгляд может показаться мрачным. Но вглядевшись в него, понимаешь, что художник призывает верить в лучшее. Зима не вечна, и все горести пройдут. И дорога, золотистой полосой пересекающая деревенскую улицу, когда-нибудь выведет на широкий простор, в новую, светлую жизнь.

Картину Исаака Левитана «Деревня. Зима», можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем