Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Я рада, Андрей Борисович, что мы приехали в Тулу, посетили музей изобразительных искусств! Сюда стоило прийти уже только за тем, чтобы увидеть полотно Исаака Левитана «Зима. Деревня»!
— Да, картина очень интересная. Похожа на чёрно-белую фотографию, чуть тронутую светло-коричневым тоном, сепией.
— Рисунок минималистичный — снежное поле, полоска леса на горизонте, да избы с двускатными крышами выстроились в два ряда. А смотришь — и сердце трепещет.
— Это неудивительно. В ткань сюжета вплетены символы, которые отзываются в чуткой душе. Тяжёлые влажные шапки снега шепчут об оттепели, напоминают о том, что деревня скоро оживёт. А дорога, делящая полотно по диагонали, придаёт изображению динамики. Манит в путь!
— Картина будит воображение. Неспроста же её хотел купить Чехов. Помните, он говорил: «Ах, если бы у меня были деньги!».
— Помню, да! Отзыв Антона Павловича о картине «Деревня» сохранился в воспоминаниях драматурга Петра Гнедича. Вот только об этой ли картине говорил писатель, наверняка утверждать нельзя. Ведь у Левитана есть несколько картин с названием «Деревня», а Гнедич не уточняет, о каком произведении шла речь в разговоре.
— А точные слова Чехова вы не помните?
— Здесь лучше не на память полагаться, а найти цитату в интернете. Я сейчас постараюсь это сделать... Ну вот, слушайте: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню", серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную. Но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: всё бы на нее смотрел да смотрел».
— Картина, что висит перед нами, именно такое впечатление и производит!
— Согласен! Но я ещё не дочитал цитату до конца.
— Ах, простите великодушно, Андрей Борисович, меня просто эмоции переполняют!
— Понимаю! А у Чехова дальше так: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл Левитан в последнее время, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».
— А эти качества — простота и ясность, свойственны многим полотнам Левитана. Но мне непременно хочется дознаться, о какой картине говорил Чехов. Может быть, датировка поможет?
— Отчасти. С Петром Гнедичем Антон Павлович познакомился в восьмидесятых годах девятнадцатого века, тесно общался в девяностых. А картину «Деревня. Зима» Левитан написал чуть раньше — в 1878 году.
— Погодите, если я правильно помню, художник 1860-го года рождения. То есть, на момент создания полотна ему было всего лишь восемнадцать лет?
— Именно так!
— Удивительно — как он в столь юном возрасте смог передать такую богатую гамму чувств?
— Левитану было что передать. В 1877 году он потерял отца, а ещё чуть раньше — маму. В то время юноша получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И жил в крайней нужде.
— Да, несладко пришлось в то время Исааку Ильичу!
— И Левитан выразил своё настроение в картине «Зима. Деревня». Пейзаж на первый взгляд может показаться мрачным. Но вглядевшись в него, понимаешь, что художник призывает верить в лучшее. Зима не вечна, и все горести пройдут. И дорога, золотистой полосой пересекающая деревенскую улицу, когда-нибудь выведет на широкий простор, в новую, светлую жизнь.
Картину Исаака Левитана «Деревня. Зима», можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час