
Фото: PxHere
Святое семейство — так обычно говорят о Богородице, Богомладенце Христе и праведном Иосифе Обручнике. Его изображения нет на иконах праздника Благовещения, но его служение Сыну Божию не зря называют «тихим предстоянием» перед Господом. Кем же был этот человек и почему без него немыслим праздник Благовещения?
Из Евангелий мы знаем, что Иосиф происходил из рода царя Давида. Господь обещал своему пророку и псалмопевцу, что не оставит и прославит его род. Но прошла почти тысяча лет после смерти Давида, девятьсот тридцать лет со смерти его сына, царя Соломона. Менялись цари и династии, возвышались и гибли государства. Потомки царя Давида давно утратили престол Израиля. Одни, например Иоаким, отец Девы Марии, были побогаче, другие — как Иосиф, победнее. Знали ли они о пророчестве? Несомненно. Но вряд ли ждали каждый день громких и ослепительных чудес.
В Священном Писании говорится, что Иосиф был плотником. Существует предание, что он был женат. Жена Саломия родила Иосифу шестерых детей: четырёх сыновей и двух дочерей. Она рано умерла и Иосиф сам воспитывал и поднимал детей.
Иосифу исполнилось восемьдесят, когда состоялось его обручение с Девой Марией. Воспитанная при Иерусалимском храме, Мария дала обет посвятить себя Богу. Иосиф должен был опекать девушку. Евангелист Матфей рассказывает, что прежде, чем был заключён брак, Иосиф узнал о том, что Мария ожидает ребёнка. Для обычных человеческих отношений это — огромное, подчас непреодолимое испытание. Такое признание воспринимается как жестокая обида, предательство, влечёт за собой ревность, ярость, гнев, презрение. Ну а в те времена это не только считалось большим позором. Закон призывал жестоко наказывать за неверность.
Иосиф мог испугаться, что его обвинят в случившемся, мог выдать девушку на суд. Но его мудрости, доброты и великодушия хватило, чтобы не предать случившееся огласке. Он не смутил и не потревожил Деву Марию расспросами, подозрениями, неодобрительным взглядом или словом. Иосифа Обручника называют великим праведником. Но это праведность не Ветхого завета, которая состояла в повиновении закону. Это праведность Завета Нового, в котором прощение и сострадание выше закона.
Он решил про себя тайно отпустить обручённую ему девушку. И тогда Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их...» Иосиф без раздумий или сомнений так и поступил. Для него настал момент Божественного чуда и исполнения пророчеств. Отныне Богородица и Сын Божий стали смыслом и центром его жизни.
В акафисте — хвалебном песнопении праведному Иосифу Церковь так обращается к нему: «ты же... всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь и попечения и труды отдавая на служение Ему». Пример Иосифа — это вопросы к каждому верующему человеку — сможешь ли ты не гневаться, не принимать быстрых решений, когда не знаешь всей правды? Можешь ли безусловно довериться Господу? И главное — сможешь ли поставить Его в центр своей жизни?
Все выпуски программы Благовещение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений