
«Интервью с Богом», студия Astute Films, Big Indie Pictures, Giving Films, режиссёр Перри Лэнг
— Над чем работаешь?
— О, слушай, ты не поверишь. Я делаю интервью.
— Хорошо. С кем?
— С Богом.
Такое неожиданное заявление услышал редактор одной из нью-йоркских газет от своего сотрудника — корреспондента по имени Пол Ашер. Но разве это возможно — встретить Бога, разговаривать с Ним? На такую необычную тему решил поразмышлять американский режиссёр Перри Лэнг в в своей картине, которая называется «Интервью с Богом». Только что мы с вами услышали фрагмент из этого фильма.
Кинолента вышла на экраны в 2018 году. Несмотря на то, что фильм прошёл в прокате безо всякой рекламы и фестивальной шумихи, о нём заговорила мировая пресса. В том числе и наша, отечественная: так, например, газета «Известия» назвала картину интригующей и способной удивить.
Действительно, интрига возникает буквально с первых же кадров. Главному герою фильма, журналисту Полу Ашеру, предлагает встретиться и пообщаться странный, но любопытный незнакомец. Пол приезжает, чтобы взять у него интервью. Включает диктофон, просит собеседника — интеллигентного пожилого мужчину — назвать своё имя. И в ответ от него слышит: «Я — Бог». Согласитесь, звучит неожиданно! Скажу больше: поначалу такой приём с персонификацией лично мне показался сомнительным. Но чем дальше разворачивалось действие на экране, тем очевиднее становилось, что фильм не стоит рассматривать исключительно с точки зрения прямого повествования. Попытка представить себе общение человека с Богом через вымышленного персонажа — всего лишь необычный художественный ход, сделанный ради того, чтобы зритель поразмышлял на серьёзные, жизненно важные темы. Чтобы зритель задумался над тем, как Бог мог бы ответить человеку на его молитвы, вопросы и недоумения.
Перед нами — многоплановое полотно. Фильм «Интервью с Богом» одновременно — и увлекательное действо, и тонкая драма, и глубокая метафора, и мудрая притча. Встрече Пола с незнакомцем предшествовали определённые события. Молодой человек вернулся из охваченного войной Афганистана, где несколько месяцев провёл в качестве военного корреспондента. Память об увиденном и пережитом в «горячей точке» не отпускает Пола. Вдобавок к этому дал трещину брак — от Пола ушла жена. Казалось, жизнь утратила смысл, а под ногами разверзлась пропасть. А главное, у Пола возникло много вопросов к Богу. И главный из них — как Он мог всё это допустить, почему не помог, не ответил на молитвы? И, раз уж странный собеседник называет себя Богом, журналист решает задать ему все эти вопросы. В одном из эпизодов Пол буквально набрасывается на него с претензиями и обвинениями:
— Не понимаешь, почему люди недовольны? Мы стараемся, хотим быть хорошими, но где ты, когда нужна помощь? Ты хоть представляешь, что мы чувствуем? Каждый наш поступок словно на весах. Нам нужен мир в душе, а ты словно космический надсмотрщик!
Наверно, многие из нас подчас обращались к Богу с подобными заявлениями. И в этом смысле кинолента даёт нам возможность взглянуть со стороны на самих себя, свою жизнь, и попытаться увидеть в ней руку Бога. Недаром эпиграфом к фильму стали слова из христианского гимна, написанного в 18 веке английским поэтом Уильямом Каупером: «Бог действует таинственным образом». В своей картине «Интервью с Богом» режиссёр Перри Лэнг оригинальным способом исследует тайну Божьего промысла в жизни человека и заостряет внимание на очень важных вопросах. Например, если на всё воля Господа, то что должен делать человек? Сидеть и, сложа руки, ждать её исполнения? А может, подключить собственную волю, которой наделил его Господь, и действовать с Богом заодно? Особенно ценно, что в фильме звучат не только вопросы, но и вполне конкретные ответы. При этом перед нами — не богословская лекция, не проповедь, а самое что ни на есть динамичное, остросюжетное и захватывающее кино.
Брентон Туэйтс, исполнивший в фильме роль Пола, дал картине очень точную характеристику. «Это выглядит как вызов, а ведь, по сути, фильм, пусть и в необычной художественной форме, напоминает, что у каждого из нас есть возможность встретиться с Богом, просто однажды обратившись к Нему», — говорит актёр. Мне же, пожалуй, остаётся упомянуть об одном интересном факте: всю выручку от кассовых сборов создатели картины «Интервью с Богом» пожертвовали в пользу ветеранских и детских благотворительных организаций.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер