Я записываю этот выпуск программы весной 2017-го года, накануне 75-летнего юбилея замечательного московского поэта, прозаика и критика — Ильи Фаликова.
Помимо десятка поэтических книг, четырех романов и ряда биографий (среди которых — Марина Цветаева, Борис Рыжий и книга о Евгении Евтушенко), Илья Зиновьевич создал особый жанр «литературы о литературе»: «прозапростихи». Тут все три слова должны писаться слитно. Здесь он — и тонкий читатель, и хранитель памяти, и свидетель-соучастник — общего с литературой времени.
Но, говоря нынче о стихах Ильи Фаликова, я выбрал для нашей программы — только одну заветную линию. Она тоже юбилейная: пятьдесят пять лет общей судьбы с поэтом и семейным ангелом-хранителем — Натальей Аришиной. В 2008 году их стихи составили даже общую книгу — «Сговор строк».
Там я и прочитал его раннее, из прошлого века:
Без упоения, сухо
годы накопим, и глядь:
— Дай-ка мне руку, старуха,
надо бы кости размять.
Выйдем вдвоём на дорогу,
где, не дожив до седин,
юноша выплакал Богу
душу один на один.
Илья Фаликов, 1979-й год. Из двукнижия «Сговор слов. Лирика диалога».
...А теперь давайте перенесёмся на тридцать пять лет вперед, и откроем журнал «Новый мир»:
Блещут фары, транспортные вишенки,
по земле, где стелется зараза:
легкие Москвы — дома Воздвиженки,
черные от выхлопного газа.
На рентгеноснимке нашей родины,
в смысле легких, много черных пятен,
не считая собственно смородины
чёрной — Божий сад невероятен.
Адекватна жизнь, ужасно сытная,
нашей продовольственной корзине,
тени мы с тобой, подружка ситная,
не в аду — в подземном магазине.
Мы с тобой другие, да не многие —
нас отёрли с черного фасада,
вынув из нечистой экологии,
ветви Александровского сада.
Илья Фаликов, из подборки «Не учи кузнечика ковать», «Новый мир», № 7, 2014-й год
Поэт предыдущего поколения, Тимур Кибиров, говоря о новых стихах Ильи Фаликова, отмечал их поистине драгоценные качества: достоинство и трезвость мысли. «...В его стихах не найдёшь ни бессмысленной и суетной погони за злобой дня, ни столь же пустой и немудрой ненависти к нашему времени...»
В стихах, которые я только что прочитал, хорошо вижу их вместе, обоих поэтов, Илью и Наташу — за ветками Божьего и Александровского сада...
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!