Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наконец-то весна! Какой чудесный, свежий воздух. Почки на деревьях распускаются. Красота. Спасибо тебе, Маргарита, что позвала прогуляться в парке.
— Да, весна... Скоро уже и Пасха. Кстати, здесь есть храм, мы до него обязательно дойдём. Маленький, очень уютный. Как-то раз я была там на пасхальной службе. До сих пор помню удивительный крестный ход по аллее. Здесь тогда ещё не лежала плитка — шли по мягкой, утоптанной земле.
— Крестный ход на природе... сразу Репин приходит на ум...
— Оля, ты прямо в точку попала! Я и сама сейчас вспомнила одну из картин Ильи Ефимовича Репина. У него есть несколько полотен, посвящённых теме крестного хода. То, о котором я вспомнила, не самое известное. На нём Репин сумел подчеркнуть удивительное единение людей, пробуждающейся весенней природы и пасхальной молитвы.
— Подожди, Маргарита. Ты ведь говоришь не про полотно «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона»? Оно как раз очень известное.
— Нет, Оля, не про него. Я имею в виду другую работу художника — полотно 1882 года «Весна. Пасхальная служба». Картина находится в коллекции Государственного исторического музея.
— Я о такой не слышала! Хочется взглянуть на неё.
— Давай присядем вон на ту скамеечку, и найдём картину в интернете.
— Отличная мысль!
— Вот, Оля, посмотри. На полотне крестный ход остановился для молитвы. Вокруг — чудесная весенняя пора, такая же, как сейчас. Зелень уже пробилась, но ещё не приобрела яркость и сочность. Она нежная, молодая. Чтобы подчеркнуть это, Илья Репин придал траве и кустарникам мягкий золотисто-оливковый оттенок.
— Да, картина буквально пышет воздухом весны! И если говорить о красках, то меня с самого первого взгляда поразила здесь гармония цвета. Природа, одежды молящихся людей и церковные знамёна крестного хода выписаны в близкой цветовой гамме. Может быть, таким образом художник и хотел подчеркнуть то самое единство, о котором ты говорила?
— Думаю, Оля, ты ухватила суть. Посмотри внимательно — что за люди изображены на полотне?
— Кажется, крестьяне?
— Верно! Картину «Весна. Пасхальная служба» Репин написал сразу после того, как на российский престол взошёл император Александр III. В народе его называли «крестьянским царём». С ним были связаны надежды на облегчение жизни крестьянства. Эти чаяния и мольбу простого люда, как считают искусствоведы, Илья Ефимович и отразил на своём полотне.
— Да, персонажи на картине словно замерли в едином молитвенном порыве. И хотя художник изобразил людей спиною к нам, зрителям не сложно почувствовать их настроение.
— К нам обращены лица священников. Они погружены в молитву. Кажется, что и сама природа молится вместе со всеми. Даже мельницы на заднем плане словно замерли в благоговении...
— Маргарита, я не большой знаток истории, но кажется, молитвы крестьян тогда были услышаны — царь Александр Третий немало сделал для того, чтобы облегчить их тяготы.
— Да, император предпринял ряд важных шагов — провёл аграрную реформу, которая дала крестьянам более широкие права и свободы, отменил старый, введённый ещё Петром Первым налог — подушную подать. Впрочем, всё это из области истории — недаром картина выставлена в Государственном историческом музее.
— Как же тонко Илья Репин переплёл на этом полотне исторический и духовный смыслы! Кажется, нельзя найти лучшего способа выразить душу, единство и надежды народа, чем изобразить общую Пасхальную молитву. Ведь Пасха — это Воскресение, обновление, новая жизнь!
— И этой новью, верой и надеждой мы проникаемся, глядя на картину Ильи Ефимовича Репина «Весна. Пасхальная служба».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.