Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Наконец-то весна! Какой чудесный, свежий воздух. Почки на деревьях распускаются. Красота. Спасибо тебе, Маргарита, что позвала прогуляться в парке.
— Да, весна... Скоро уже и Пасха. Кстати, здесь есть храм, мы до него обязательно дойдём. Маленький, очень уютный. Как-то раз я была там на пасхальной службе. До сих пор помню удивительный крестный ход по аллее. Здесь тогда ещё не лежала плитка — шли по мягкой, утоптанной земле.
— Крестный ход на природе... сразу Репин приходит на ум...
— Оля, ты прямо в точку попала! Я и сама сейчас вспомнила одну из картин Ильи Ефимовича Репина. У него есть несколько полотен, посвящённых теме крестного хода. То, о котором я вспомнила, не самое известное. На нём Репин сумел подчеркнуть удивительное единение людей, пробуждающейся весенней природы и пасхальной молитвы.
— Подожди, Маргарита. Ты ведь говоришь не про полотно «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона»? Оно как раз очень известное.
— Нет, Оля, не про него. Я имею в виду другую работу художника — полотно 1882 года «Весна. Пасхальная служба». Картина находится в коллекции Государственного исторического музея.
— Я о такой не слышала! Хочется взглянуть на неё.
— Давай присядем вон на ту скамеечку, и найдём картину в интернете.
— Отличная мысль!
— Вот, Оля, посмотри. На полотне крестный ход остановился для молитвы. Вокруг — чудесная весенняя пора, такая же, как сейчас. Зелень уже пробилась, но ещё не приобрела яркость и сочность. Она нежная, молодая. Чтобы подчеркнуть это, Илья Репин придал траве и кустарникам мягкий золотисто-оливковый оттенок.
— Да, картина буквально пышет воздухом весны! И если говорить о красках, то меня с самого первого взгляда поразила здесь гармония цвета. Природа, одежды молящихся людей и церковные знамёна крестного хода выписаны в близкой цветовой гамме. Может быть, таким образом художник и хотел подчеркнуть то самое единство, о котором ты говорила?
— Думаю, Оля, ты ухватила суть. Посмотри внимательно — что за люди изображены на полотне?
— Кажется, крестьяне?
— Верно! Картину «Весна. Пасхальная служба» Репин написал сразу после того, как на российский престол взошёл император Александр III. В народе его называли «крестьянским царём». С ним были связаны надежды на облегчение жизни крестьянства. Эти чаяния и мольбу простого люда, как считают искусствоведы, Илья Ефимович и отразил на своём полотне.
— Да, персонажи на картине словно замерли в едином молитвенном порыве. И хотя художник изобразил людей спиною к нам, зрителям не сложно почувствовать их настроение.
— К нам обращены лица священников. Они погружены в молитву. Кажется, что и сама природа молится вместе со всеми. Даже мельницы на заднем плане словно замерли в благоговении...
— Маргарита, я не большой знаток истории, но кажется, молитвы крестьян тогда были услышаны — царь Александр Третий немало сделал для того, чтобы облегчить их тяготы.
— Да, император предпринял ряд важных шагов — провёл аграрную реформу, которая дала крестьянам более широкие права и свободы, отменил старый, введённый ещё Петром Первым налог — подушную подать. Впрочем, всё это из области истории — недаром картина выставлена в Государственном историческом музее.
— Как же тонко Илья Репин переплёл на этом полотне исторический и духовный смыслы! Кажется, нельзя найти лучшего способа выразить душу, единство и надежды народа, чем изобразить общую Пасхальную молитву. Ведь Пасха — это Воскресение, обновление, новая жизнь!
— И этой новью, верой и надеждой мы проникаемся, глядя на картину Ильи Ефимовича Репина «Весна. Пасхальная служба».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер