
Икона Божией Матери с поэтическим названием «Трёх радостей» появилась в России в начале восемнадцатого века. Её написал благочестивый русский студент, обучавшийся живописи в Италии. Имя его история не сохранила. Источником вдохновения для него стала картина «Святое семейство» кисти живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Молодой художник изобразил Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, а рядом с ними — Иосифа Обручника и Крестителя Господня Иоанна. По возвращении на родину автор подарил свою работу родственнику — священнику московского Троицкого храма у Покровских ворот. Икону повесили в притворе этой церкви, у входа.
А спустя сорок лет случилось чудо, прославившее образ. Знатная московская дама по имени Пелагея Никаноровна просила помощи Богородицы, стоя на коленях в притворе Троицкой церкви перед изображением Святого семейства. Женщина в то время переживала период испытаний. Её мужа оклеветали и отправили в ссылку, фамильную усадьбу арестовали, а единственный сын, боевой офицер, попал в плен к врагам.
Во время молитвы Пелагея Никаноровна почувствовала облегчение и надежду. А вернувшись из храма домой, получила сразу три радостных известия. Мужа оправдали, имение было возвращено, а сын освобождён из плена. Молва о чуде распространилась по Москве. Образ Божией Матери получил в народе название «Трёх радостей». С него стали делать списки. Вскоре Церковь установила празднование иконы 26-го декабря — или 8-го января по новому стилю. В 1861 году московский митрополит Филарет (Дроздов) освятил в Троицком храме дополнительный придел в честь образа Богородицы «Трёх радостей».
Интересна история некоторых списков чудотворной иконы. Один из них был подарен великому князю Сергею Александровичу Романову к свадьбе с немецкой принцессой Елизаветой — будущей православной подвижницей. Другая икона «Трёх радостей» принадлежала отцу писателя Льва Толстого, графу Николаю Толстому. Он был участником сражений 1812 года и всю войну носил реликвию под подкладкой своей офицерской шинели. Сейчас этот образ хранится в музее-усадьбе «Ясная поляна».
Перед иконой Божией Матери «Трёх радостей» любил молиться праведный Иоанн Кронштадтский. В 1896 году он составил акафист, посвящённый святыне. Это молитвенное произведение звучит каждую среду в московском Троицком храме у Покровских ворот. К сожалению, не перед первообразом — он был утрачен в советское время. В церкви есть два списка иконы «Трёх радостей». Один — близкий к оригиналу, второй — выполненный в русской иконописной традиции.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица