
В городе Мценске Орловской губернии хорошо знали и уважали семейство Овсянниковых — крестьянина Ефима Ивановича и его супругу Марию Петровну. Были они людьми добрыми, благочестивыми и отзывчивыми к чужой нужде. Жили небогато: зарабатывали на хлеб собственным трудом, возделывая небольшой клочок земли. Но никогда не проходили мимо нищего с кружкой для подаяния, или голодного бедняка. Такому же милосердному отношению к ближнему всегда учили Овсянниковы и свою дочь Пелагею.
Девочка появилась на свет 10 апреля 1813 года. Шёл Великий Пост. Уже недолго оставалось до Пасхи. В доме всё было проникнуто ожиданием Великого Праздника, царила особенная молитвенная атмосфера. Пелагея с первых минут жизни в неё погрузилась. Мария Петровна кормила и баюкала дочку под тихое пение стихир. Как все младенцы, маленькая Поля часто плакала, но быстро затихала, как только слышала ласковый материнский голос, поющий молитвы над её колыбелькой. Поэтому к моменту, когда девочка научилась говорить, она уже наизусть знала и «Отче наш», и многие псалмы. И с радостью молилась вместе с матерью.
Домашняя молитва и церковные Богослужения привлекали Полю куда больше, чем игры со сверстниками. За это соседские ребятишки даже прозвали её «монашкой». Мария Петровна была рада тому, что дочка у неё растёт боголюбивой. И всё же переживала за дитя. «Дразнят тебя на улице?» — ласково гладя девочку по голове, спрашивала она. А Пелагея отвечала: «Что вы, матушка! Монашкой только называют — а мне и радостно!». Мария Петровна невольно задумывалась: не уготовил ли и вправду Господь её дочери монашеское призвание?
Она хорошо помнила удивительный случай, который произошёл, когда Пелагее было всего два года. На именины дочери, в день памяти святой мученицы Пелагии Тарсийской, Мария Петровна повела девочку в монастырь неподалёку от города. Пришли рано утром. До начала Литургии ещё оставалось время, и Мария Петровна присела отдохнуть на монастырском дворе. Поля бегала рядом, срывала цветы, и вела себя как самый обычный ребёнок. Мимо, перебирая чётки, проходила старая монахиня. Вдруг она остановилась, пристально посмотрела на Пелагею. А потом подошла к Марии Петровне и тихо сказала ей на ухо: «Твоя девочка будет монахиня».
Между тем, шли годы. Поля Овсянникова подрастала. Когда ей исполнилось тринадцать, скончался отец, Ефим Иванович. Девочка стала правой рукой матери. Помогала ей во всех хозяйственных делах, выходила работать в поле. В свободные минутки Мария Петровна потихоньку учила дочку грамоте, насколько сама была в ней сведуща. А по вечерам, после дневных трудов и занятий, мать и дочь садились за рукоделие и пели духовные стихи.
В 1829 году Мария Петровна с шестнадцатилетней Пелагеей отправилась в паломничество к святыням Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. А через несколько дней женщина вернулась домой одна. Дочка осталась в обители послушницей. Со слезами на глазах попросила она у матери разрешения на жизнь в монастыре. Мария Петровна в глубине души знала, что однажды это произойдёт. Разлучаться с дочерью было тяжело. И всё же она от всего сердца дала Пелагее своё материнское благословение.
4 июня 1840 года Пелагея Овсянникова приняла монашеский постриг с именем Павлина. А ещё через несколько лет стала во главе Белёвской обители. К монахиням, своим духовным дочерям, игуменья Павлина всегда относилась с любовью и заботой. Так же, как когда-то относилась к ней самой её горячо любимая мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема