
Фото: Людмила Ульянова / Pexels
В городе Мценске Орловской губернии хорошо знали и уважали семейство Овсянниковых — крестьянина Ефима Ивановича и его супругу Марию Петровну. Были они людьми добрыми, благочестивыми и отзывчивыми к чужой нужде. Жили небогато: зарабатывали на хлеб собственным трудом, возделывая небольшой клочок земли. Но никогда не проходили мимо нищего с кружкой для подаяния, или голодного бедняка. Такому же милосердному отношению к ближнему всегда учили Овсянниковы и свою дочь Пелагею.
Девочка появилась на свет 10 апреля 1813 года. Шёл Великий Пост. Уже недолго оставалось до Пасхи. В доме всё было проникнуто ожиданием Великого Праздника, царила особенная молитвенная атмосфера. Пелагея с первых минут жизни в неё погрузилась. Мария Петровна кормила и баюкала дочку под тихое пение стихир. Как все младенцы, маленькая Поля часто плакала, но быстро затихала, как только слышала ласковый материнский голос, поющий молитвы над её колыбелькой. Поэтому к моменту, когда девочка научилась говорить, она уже наизусть знала и «Отче наш», и многие псалмы. И с радостью молилась вместе с матерью.
Домашняя молитва и церковные Богослужения привлекали Полю куда больше, чем игры со сверстниками. За это соседские ребятишки даже прозвали её «монашкой». Мария Петровна была рада тому, что дочка у неё растёт боголюбивой. И всё же переживала за дитя. «Дразнят тебя на улице?» — ласково гладя девочку по голове, спрашивала она. А Пелагея отвечала: «Что вы, матушка! Монашкой только называют — а мне и радостно!». Мария Петровна невольно задумывалась: не уготовил ли и вправду Господь её дочери монашеское призвание?
Она хорошо помнила удивительный случай, который произошёл, когда Пелагее было всего два года. На именины дочери, в день памяти святой мученицы Пелагии Тарсийской, Мария Петровна повела девочку в монастырь неподалёку от города. Пришли рано утром. До начала Литургии ещё оставалось время, и Мария Петровна присела отдохнуть на монастырском дворе. Поля бегала рядом, срывала цветы, и вела себя как самый обычный ребёнок. Мимо, перебирая чётки, проходила старая монахиня. Вдруг она остановилась, пристально посмотрела на Пелагею. А потом подошла к Марии Петровне и тихо сказала ей на ухо: «Твоя девочка будет монахиня».
Между тем, шли годы. Поля Овсянникова подрастала. Когда ей исполнилось тринадцать, скончался отец, Ефим Иванович. Девочка стала правой рукой матери. Помогала ей во всех хозяйственных делах, выходила работать в поле. В свободные минутки Мария Петровна потихоньку учила дочку грамоте, насколько сама была в ней сведуща. А по вечерам, после дневных трудов и занятий, мать и дочь садились за рукоделие и пели духовные стихи.
В 1829 году Мария Петровна с шестнадцатилетней Пелагеей отправилась в паломничество к святыням Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. А через несколько дней женщина вернулась домой одна. Дочка осталась в обители послушницей. Со слезами на глазах попросила она у матери разрешения на жизнь в монастыре. Мария Петровна в глубине души знала, что однажды это произойдёт. Разлучаться с дочерью было тяжело. И всё же она от всего сердца дала Пелагее своё материнское благословение.
4 июня 1840 года Пелагея Овсянникова приняла монашеский постриг с именем Павлина. А ещё через несколько лет стала во главе Белёвской обители. К монахиням, своим духовным дочерям, игуменья Павлина всегда относилась с любовью и заботой. Так же, как когда-то относилась к ней самой её горячо любимая мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







