
Фото: Janosch Diggelmann/Unsplash
Игумен Николай (Парамонов) — настоятель Свято-Троицкой Сергиевской Приморской пустыни, что под Санкт-Петербургом — человек, по всей видимости, очень скромный. В Википедии нет посвящённой ему статьи, да и в интервью отец Николай говорит всё больше не о себе, а о других. Даже в своём сборнике рассказов под названием «Шёл к Богу человек», который игумен Николай (Парамонов) называет автобиографическим, он повествует не только о собственной жизни. Герои его книги — те удивительные, интересные, неординарные люди, с которыми отцу Николаю довелось встречаться и которые во многом определили его жизненный путь.
Прежде всего, таким человеком стала для отца Николая мама. О ней он вспоминает в первых главах своей книги. Например, в рассказе «Он Тебя помилует» автор приводит необыкновенный случай, произошедший с его матерью, когда во время войны она работала стрелочницей на станции. Ещё не набравшись опыта, однажды она случайно неправильно перевела стрелку, и чуть не отправила поезд с военной техникой на занятый путь, где стоял состав с нефтью. Машинист заметил это и успел вовремя затормозить. Женщину могли обвинить в диверсии и по закону военного времени расстрелять. Именно тогда она и поняла, что значит возложить всю надежду на Бога. Каждый день по совету старшего стрелочника она горячо молилась о том, чтобы Бог её помиловал. Шло время, постепенно стало понятно, что всё обошлось, и машинист не рассказал об её ошибке. Так женщина стала верующей и всю жизнь говорила, что это Бог её спас. Для отца Николая этот рассказ матери стал первым свидетельством промысла Божия, который он затем всю жизнь находил во всём, что бы с ним ни происходило.
Так, например, игумен Николай (Парамонов) уверен, что неслучайно не смог в 1980 году поступить в Ленинградский художественный институт имени Репина, даже тогда, когда сам Илья Глазунов составил ему протекцию. Зато он познакомился со священником Димитрием, который открыл Василию — так звали будущего игумена Николая до принятия им монашества — удивительный мир православной Церкви. И Василий поступил в Ленинградскую духовную семинарию, чтобы стать священником, а потом монахом, участвовать в возрождении Свято-Троицкой Сергиевской Пустыни.
Время это в самом начале 90-х отец Николай тоже вспоминает в своих коротких, но ёмко и по существу написанных историях. Например, в рассказе «Говорят, что чудес не бывает» монахи возрождающейся и испытывавшей тогда большие нужды обители обратились в канун Пасхи к Богу с прагматичными, на первый взгляд, просьбами: «Господи! Пошли плиту электрическую, холодильник, шкаф для посуды, диван для гостей, Твою икону, икону Матери Твоей, Святителя Николая». И в этот же день в монастырь позвонила женщина, которая предложила принять в дар мебель, так как сама переезжала в другой город. Когда приехала машина с дарами, в ней оказалось всё буквально по списку просительной молитвы монахов!..
И хорошее, и плохое в нашей жизни происходит не случайно, — уверен игумен Николай (Парамонов). Так или иначе, Господь заботливо прокладывает верный путь, чтобы по нему шёл к Богу человек.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер