Игумен Николай (Парамонов) — настоятель Свято-Троицкой Сергиевской Приморской пустыни, что под Санкт-Петербургом — человек, по всей видимости, очень скромный. В Википедии нет посвящённой ему статьи, да и в интервью отец Николай говорит всё больше не о себе, а о других. Даже в своём сборнике рассказов под названием «Шёл к Богу человек», который игумен Николай (Парамонов) называет автобиографическим, он повествует не только о собственной жизни. Герои его книги — те удивительные, интересные, неординарные люди, с которыми отцу Николаю довелось встречаться и которые во многом определили его жизненный путь.
Прежде всего, таким человеком стала для отца Николая мама. О ней он вспоминает в первых главах своей книги. Например, в рассказе «Он Тебя помилует» автор приводит необыкновенный случай, произошедший с его матерью, когда во время войны она работала стрелочницей на станции. Ещё не набравшись опыта, однажды она случайно неправильно перевела стрелку, и чуть не отправила поезд с военной техникой на занятый путь, где стоял состав с нефтью. Машинист заметил это и успел вовремя затормозить. Женщину могли обвинить в диверсии и по закону военного времени расстрелять. Именно тогда она и поняла, что значит возложить всю надежду на Бога. Каждый день по совету старшего стрелочника она горячо молилась о том, чтобы Бог её помиловал. Шло время, постепенно стало понятно, что всё обошлось, и машинист не рассказал об её ошибке. Так женщина стала верующей и всю жизнь говорила, что это Бог её спас. Для отца Николая этот рассказ матери стал первым свидетельством промысла Божия, который он затем всю жизнь находил во всём, что бы с ним ни происходило.
Так, например, игумен Николай (Парамонов) уверен, что неслучайно не смог в 1980 году поступить в Ленинградский художественный институт имени Репина, даже тогда, когда сам Илья Глазунов составил ему протекцию. Зато он познакомился со священником Димитрием, который открыл Василию — так звали будущего игумена Николая до принятия им монашества — удивительный мир православной Церкви. И Василий поступил в Ленинградскую духовную семинарию, чтобы стать священником, а потом монахом, участвовать в возрождении Свято-Троицкой Сергиевской Пустыни.
Время это в самом начале 90-х отец Николай тоже вспоминает в своих коротких, но ёмко и по существу написанных историях. Например, в рассказе «Говорят, что чудес не бывает» монахи возрождающейся и испытывавшей тогда большие нужды обители обратились в канун Пасхи к Богу с прагматичными, на первый взгляд, просьбами: «Господи! Пошли плиту электрическую, холодильник, шкаф для посуды, диван для гостей, Твою икону, икону Матери Твоей, Святителя Николая». И в этот же день в монастырь позвонила женщина, которая предложила принять в дар мебель, так как сама переезжала в другой город. Когда приехала машина с дарами, в ней оказалось всё буквально по списку просительной молитвы монахов!..
И хорошее, и плохое в нашей жизни происходит не случайно, — уверен игумен Николай (Парамонов). Так или иначе, Господь заботливо прокладывает верный путь, чтобы по нему шёл к Богу человек.
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.