
Фото: Clarisse Meyer / Unsplash
В далёком 1990-м году, то есть в конце прошлого века, купил я на лотке свежеизданную книжечку с портретом Гоголя на обложке, — она, кстати, и по сей день у меня дома. Это было первое — в советские годы — книжное издание очерка «Размышления о Божественной литургии», над которым Николай Васильевич работал с зимы 1845 года и почти до самой своей смерти в 1852-м.
Помню, я сразу же попытался начать читать, почти ничего не понял, но странное ощущение тайны вошло в меня с первых же страниц этой прозы.
А ещё через год, осенью 1991-го, на страницах «Нового мира» (тогдашний тираж журнала был под три миллиона) появилось эссе критика Игоря Золотусского «Трапеза любви» — о заветном гоголевской труде, посвящённом Божественной литургии. Впервые в новой истории моего отечества, со страниц легендарного периодического издания, прозвучали слова о том, как именно Гоголь намеревался «с простотой и доступностью» (его слова) донести до людей не только содержание главного христианского богослужения, но и найти прототип того «прекрасного человека», которого хотел показать в уничтоженном им, втором томе «Мёртвых душ». «...А связь между таким человеком и Христом, — писал в своём эссе Игорь Петрович Золотусский — неизбежна...» Конец цитаты.
Послушаем авторское чтение нашего старейшего критика и литературоведа.
Помимо поздних гоголевских «Размышлений...», он упоминает и тревожную петербургскую повесть Гоголя «Портрет», у которой было две редакции.
«...Но, что самое главное, это был поступок христианина, который веровал в лоне церкви и через это верование желал очиститься, встать над своими прегрешениями и получить право „прозрачно отразить жизнь — (это его слова) — в её высшем достоинстве, в каком она должна быть и может быть на земле и в каком она есть покуда в немногих избранных и лучших“.
Гоголя в те годы мучила ещё одна вина. Он боялся, что зло, представленное им с несравненным искусством, перейдёт в жизнь и произведёт в ней разрушения, подобные тем, которые произвёл в душе живописца Чарткова случайно купленный им портрет.
И как автор портрета, который, искупая свой грех, ушёл в монастырь и там создал образы Богоматери и Младенца, поместив их на стене храма, так и Гоголь...»
Я пришёл к Игорю Петровичу Золотусскому (чей голос мы слышали), отлично зная, что писатель и учёный уже разменял десятый десяток лет, оставив за спиною десяток книг о своём, как говорил в похожем случае Корней Чуковский, «жизненно-спасительном» авторе. Мы привыкли знать, что у того или иного классика позапрошлого века, есть — в нашем недавнем, нынешнем времени — как бы сказать? — свой преданный сомышленник, сотрудник, собрат. Примеров немало: Пушкин — Валентина Непомнящего и Сергея Бонди, Чехов — Владимира Туркова и Александра Чудакова, Гоголь — Юрия Манна и Игоря Золотусского.
Перед тем, как мы услышим финал эссе Золотусского «Трапеза любви» о заветном очерке Гоголя «Размышления о Божественной литургии», уточню, что ныне это эссе входит в сборник работ критика под названием «Смех Гоголя», выпущенном в 2008 году легендарным иркутским издательством «Сапронов».
...С вами был Павел Крючков и — моя многолетняя, горячая благодарность — дорогому Игорю Петровичу Золотусскому, чьи поздние труды о нашем классике овеяны светом благодарной любви и евангельского духа.
«Как ни старалась официозная советская литература отделить Гоголя-человека, Гоголя-христианина от Гоголя — автора „Ревизора“ и „Мёртвых душ“, она ничего не добилась. Лишь посрамила себя. Издание „Размышлений о Божественной литургии“ после семи десятков лет замалчивания (они не вошли даже в полное собрание сочинений) ещё раз убеждает нас в том, что свой подвиг жизни Гоголь совершил, что он духовно осуществил ту задачу, которую не успел поэтически претворить в продолжении и окончании „Мертвых душ“...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Храм Рождества Богородицы. Владикавказ

В южной части Владикавказа есть исторический район Осетинская слобода. Здесь на улице Рождественской, в пятистах метрах от набережной реки Терек, стоит старейшая церковь города. Храм посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Он был основан в 1814 году. На тот момент Владикавказ представлял собой военную крепость у входа в Дарьяльское ущелье. Форт построили в 1784 году по указу царицы Екатерины Второй для защиты южных рубежей Российской империи.
За мощными стенами русского укрепления нашли защиту от соседних племён осетины, прежде обитавшие выше в горах. Это были потомки аланов — христианского народа, пострадавшего от монгольских завоевателей в тринадцатом столетии. За многие века горцы утратили церковные традиции. Вернуться к вере им помогли русские миссионеры. Именно они построили в Осетинской слободе церковь Рождества Богородицы — вначале деревянную, а спустя несколько лет — каменную.
В дальнейшем в среде осетинского народа появились свои просветители. Так, в 1862 году настоятелем храма Рождества Богородицы стал священник Аксо, а в русском произношении Алексий Колиев. Он заботился о том, чтобы соотечественники имели возможность изучать Священное Писание на родном языке. Важнейшей задачей отец Алексий считал развитие женского образования на Кавказе. Он говорил, что грамотная мать сможет прочитать Евангелие и передать Благую весть своим детям. На собственные средства священник организовал школу для девочек и сам преподавал в ней. Миссионер перевёл на осетинский язык многие молитвы и писал духовные стихи. При нём церковь Рождества Богородицы стала духовным центром Владикавказа.
В храме сложилась дружная община. Когда после революции 1917 года старинное здание собирались снести, прихожане встали на его защиту. Церковь удалось спасти. Многие годы в ней размещался музей. Героем экспозиции стал поэт Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы.
В 1993 году храм Рождества Богородицы вновь стал действующим. Сегодня под его сводами регулярно совершаются богослужения. Голубое здание стоит на возвышенности и золотой крест над шатровым куполом виден за несколько кварталов. Со смотровой площадки у церкви открывается потрясающий вид на Кавказские горы. Этой панорамой любовались и первые жители Владикавказа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Вознесения Господня. Йошкар-Ола

В центре Йошкар-Олы, неподалёку от набережной реки Малая Кокшага, стоит белокаменный Вознесенский собор — величественный, двухэтажный, с мощным куполом-сферой. Он радует глаз резным декором — кажется, что стены оплетены тонким кружевом. Собор возвели в 1756 году, город тогда назывался Царёвококшайском. Еще раньше на этом месте стоял небольшой деревянный храм, также освящённый в честь праздника Вознесения Господня.
Обе церкви были построены на средства местных купцов Пчелиных. Это семейство поселилось в Царёвококшайске на заре его основания, в конце шестнадцатого столетия. Русская крепость появилась тогда в непроходимых лесах на левом берегу Волги после присоединения к России Казанского ханства. Предприимчивые торговцы разбогатели, скупая у местных крестьян-марийцев зерно, хмель, мёд, пушнину, рыбу и отправляя товар в другие регионы. При этом купцы заботились о христианском просвещении язычников и не жалели денег на храмы.
Деревянную Вознесенскую церковь поставил над рекой Малая Кокшага Андрей Пчелин в конце семнадцатого века. Чуть позже он приобрёл для храма колокольню. Сохранился документ — купчая, в которой сказано, что Андрей Иванович заплатил монахам Мироносицкой пустыни за звонницу четыре рубля. Строение раскатали на брёвна, перевезли за двадцать верст в Царевококшайск и собрали возле храма Вознесения.
Когда же город стал прирастать каменной застройкой, сын Андрея Пчелина, Иван, выделил средства на строительство собора на месте деревянной церкви. Об этом меценате сохранилось немало противоречивых историй. В целом они укладываются в рассказ о разбойнике, который покаялся и послужил людям своим богатством. Иван Пчелин не только построил великолепный Вознесенский храм, но и устраивал на его территории в праздничные дни благотворительные обеды.
В храме Вознесения Господня с самого момента основания сложились традиции просвещения. Изначально здесь существовала небольшая воскресная школа, а к началу двадцатого века при соборе действовало уже несколько училищ и женская гимназия. Все эти образовательные учреждения оказались закрыты после революции 1917 года. Прекратились тогда и богослужения.
За годы советской власти здание изменилось до неузнаваемости. Когда храм вернули православным в 1992 году, потребовалось немало усилий для его восстановления. Но прихожане справились! Сегодня Вознесенский собор — украшение Йошкар-Олы и один из духовных центров города!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сочи

На северо-восточном побережье Черного моря раскинулся город Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края. В 2014 году этот живописный уголок стал местом проведения международных Олимпийских игр. За несколько лет до соревнований в городе началась подготовка к ним. Основной площадкой состязаний избрали Имеретинскую низменность между реками Мзымта и Псоу.
Проводя здесь масштабные работы, строители обнаружили развалины древнего христианского храма. Ученые исследовали руины и датировали их девятым веком. В то далекое время территория, на которой расположен современный Сочи, была частью Византийской империи. Государство взяло находку под охрану и археологи занялись раскопками.
Тогда же, перед Олимпиадой, в Имеретинской низменности начиналось возведение церкви для православных участников и гостей спортивного праздника. Сочинцы решили, что новый храм должен стать историческим преемником обнаруженного неподалёку византийского собрата. Камень из древней стены положили в основание будущей церкви.
Строительство завершилось в начале января 2014 года. Храм-исполин с мощным куполом-шлемом стал украшением Олимпийской деревни, обустроенной в Имеретинской низменности. Церковь освятили в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. На Рождество 2014 года здесь состоялось первое богослужение. На нём присутствовал президент России Владимир Путин. Он подарил храму украшенный сусальным золотом старинный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный».
5 февраля 2014 года Святейший патриарх Кирилл совершил в Спасской церкви молебен в преддверии Олимпиады. В богослужении приняли участие спортсмены из России, Украины, Беларуси и Молдовы. На протяжении международных состязаний храм в Олимпийской деревне посещали люди со всех концов земного шара.
Сегодня церковь Нерукотворного образа Спасителя — одно из любимых мест у жителей Сочи и гостей города. Величественное здание окружено парком, а у входа бьёт фонтан. Колокольня оснащена автоматической системой звонов — в её репертуаре несколько десятков мелодий. Вечером церковь озаряет подсветка. По утрам православный люд спешит в Олимпийскую деревню на богослужение. Соборная молитва в Спасской церкви совершается ежедневно!
Все выпуски программы ПроСтранствия