
«Поп на мерсе» — так иронично назвал свою книгу московский анестезиолог и реаниматолог Феодорит (Сеньчуков). И это автор — о себе. Потому что он не только врач станции скорой неотложной помощи, но и священник, и даже монах. А ещё — публицист и известный блогер. Долгое время иеромонах Феодорит публиковал в интернете свои короткие рассказы из жизни — забавные и поучительные истории священника-реаниматолога, как сам он их называет. А потом по мотивам собственного блога издал книгу.
Название сборника отец Феодорит (Сеньчуков) объясняет просто: реанимобиль «скорой помощи», на котором он ездит к больным — это микроавтобус марки «мерседес». Вот автору и пришла на ум шуточная ассоциация со стереотипом, распространённым среди далёких от Церкви людей. Иеромонах Феодорит — вообще, человек с чувством юмора и позитивным отношением к жизни. В предисловии к своей книге батюшка предупреждает, что не собирается никому навязывать свои взгляды на жизнь. А просто хочет показать читателям мир таким, каким видит его он сам: ярким, красивым, иногда смешным, и восхитительно интересным, в котором всегда есть место чуду.
Под обложкой сборника «Поп на мерсе» иеромонах Феодорит (Сеньчуков) собрал разные истории из своей медицинской практики. Забавные, вызывающие у читателя невольную улыбку. Пронзительные. Светлые, утешительные и обнадёживающие. Интересные, написанные увлекательно и с большой любовью — к своей непростой работе и к людям: пациентам и коллегам. А иногда — и к братьям нашим меньшим. Например, в рассказе «Кот и астматический статус» отец Феодорит выражает большую признательность Мурчику, коту одной из пациенток. Хвостатый питомец помог врачам «скорой» уговорить её на госпитализацию. Бригада батюшки, которая приехала на вызов к больной с острым приступом астмы, была уже пятой по счёту. Катя — так звали пациентку — надеялась, что всё как-нибудь пройдёт само. Поэтому в больницу ехать отказывалась. Но «само» не проходило, и она снова и снова вызывала «неотложку». На предложение отца Феодорита всё-таки поехать в клинику, потому что сатурация — насыщение лёгких кислородом — стремительно снижалась, Катя тоже ответила отказом. И вдруг увидела, как её пушистый кот, который никогда не шёл на руки к чужим, запросто прыгнул к доктору на колени. Слово за слово, врач и больная сошлись на том, что таким образом хвостатый явно советует хозяйке всё-таки послушаться врачей. Бригада отца Феодорита увезла Катю в реанимацию. И скоро девушка пошла на поправку.
Добротой и уютом наполнен рассказ «Сон в зимнюю ночь». О том, как отец Феодорит с фельдшером, измотанные тяжёлой сменой, заснули... прямо на вызове, в квартире у пациентки — старенькой бабушки, которой только что снизили давление уколом магнезии, а она в благодарность напоила их чаем с вареньем.
Автор книги «Поп на мерсе» называет медицину не работой, а служением, во многом сродни священническому. Поэтому, наверное, и не возникает у отца Феодорита (Сеньчукова) диссонанса между двумя своими ипостасями — врача и пастыря. «Скорая» — храм, храм — «скорая». Так он и живёт. И делится с нами историями из своей удивительной жизни.
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов