«Христианин в современном мире». Павел Рощин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианин в современном мире». Павел Рощин

* Поделиться

У нас в гостях был юрист, ответственный за работу с молодежью в приходах храмов Державной иконы Божией Матери Павел Рощин.

Наш гость рассказал, почему он решил стать юристом, как эта работа может быть связана с исполнением евангельских заповедей, а также о том, как можно сохранить интерес к церковной жизни у подрастающих детей.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


Дьякон И. Цуканов

— Добрый вечер, дорогие друзья! Это «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА. У микрофона дьякон Игорь Цуканов, и, как всегда по воскресеньям вечером, мы с нашими гостями говорим на тему «Христианин в обществе», обсуждаем разные сферы такого вот служения — отчасти церковного, отчасти мирского, которое может совершать практически любой человек, любой вот член Церкви. И сегодня я очень рад представить гостя, с которым мы знакомы уже довольно много лет. Павел Рощин, юрист, который занимается гражданским судопроизводством, ответственный за молодежную работу сразу в двух московских приходах — это храм Державной Иконы Божьей Матери в Чертаново и храм Иконы «Нечаянная Радость» в Чертаново. Павел, добрый вечер, здравствуй.

П. Рощин

— Отец Игорь, рад тебя видеть!

Дьякон И. Цуканов

— Взаимно, да.

П. Рощин

— Спасибо, что пригласил меня.

Дьякон И. Цуканов

— Вот первое, что хотелось спросить: ты учился на юриста вот еще когда мы только познакомились, сейчас ты уже вот работаешь несколько лет юристом — самозанятым, да, насколько я понимаю?

П. Рощин

— Да-да, все верно.

Дьякон И. Цуканов

— И... Ну вот мы знаем, что в истории Церкви были люди такие — ну, вполне великие фигуры, значимые — вот Иоанн Златоуст, например, — которые были тоже... занимались юриспруденцией. Вот он был адвокатом какое-то время, и не он один. Но все равно вот профессия «юрист» сейчас, в нашей сегодняшней жизни — она ну как-то вот с ходу так с христианством, вроде, не ассоциируется, да? И не... То есть, не воспринимается, как, там, специфически какая-то христианская, как, ну, не знаю, профессия врача, например, да? А вот как ты сам воспринимаешь это занятие? Вот почему оно для тебя важно, почему вообще ты выбрал этот род деятельности в свое время?

П. Рощин

— Ну смотри, я всегда был очень... очень хотел найти себе профессию в жизни, благодаря которой я смог бы помогать людям.

Дьякон И. Цуканов

— Угу. Ну да, это помогающая профессия.

П. Рощин

— Да. Вот когда я стал практиковать, особенно я понял, насколько она важна и насколько, действительно, ты можешь помогать людям. И какую ты можешь действительно доставлять им радость и помогать им выходить из той жизненной ситуации, из которой, на их взгляд, выхода совершенно как бы нет. Ну, потому что человек, который у нас не разбирается в законах, если, условно говоря, его обманули какие-нибудь государственные органы, там, что-нибудь ему не предоставили, или, там, обманули другие юристы, которые пообещали решить его проблему, а так ее и не решили, и взяли у него денег, а свои вопросы не выполнили, он находится в тупике, впадает в депрессию, и ему кажется, что никто ему не может помочь. И когда ты вступаешь в эту ситуацию, начинаешь ему помогать и как бы раскручиваешь ее и помогаешь этому человеку из нее выпутаться, то он несказанно благодарен, и прямо вот ты действительно видишь, что ты человеку принес счастье и радость. Вот. И пожалуй, что это — самое любимое в моей профессии. Как бы я ее очень люблю, и мне очень радостно от того, что я действительно могу помогать людям. Конечно, там, не делать какие-то большие дела... То есть, врач, на мой взгляд, делает несравненно больше — он человеку жизнь спасает. Я, конечно, жизнь не спасаю, но, как минимум, помогаю ему выбраться из состояния уныния, которое для христианина как бы пагубное состояние. Вот. А когда я решал, соответственно, куда мне пойти учиться, и почему выбрал именно эту профессию, то я исходил из того, что я очень любил, там, историю и обществознание, и мне было очень интересно разбираться вот в общественных процессах, которые происходят в нашей жизни. Вот. И когда я поступил во Всероссийский государственный университет юстиции, то там у нас были очень хорошие преподаватели, которые заинтересовали меня все больше и больше этой деятельностью, и я с огромным удовольствием отучился. И когда я уже стал непосредственно заниматься ею, то получил... ну, то есть, понял, что действительно мой путь, мой выбор был правильным. Потому что... И действительно с помощью этой профессии я могу помогать людям. И вот с течением времени, из года в год их становится все больше и больше. Как бы положительные примеры рассказывают, там, своим родственникам, своим друзьям, они обращаются, и количество обращений растет.

Дьякон И. Цуканов

— Ну это какие-то ведь вещи такие, именно связанные с гражданским судопроизводством, да? То есть, это — что это, например? Это какие-то разводы, да? Это какие-то имущественные споры, да? Или это что-то... Что это чаще всего в твоей практике?

П. Рощин

— Ну вот касаемо разводов... На самом деле, я... ко мне часто обращаются по поводу разводов, в том числе, но я очень не люблю ими заниматься, потому что считаю, что дело совершенно не христианское, то есть,... я всегда за спасение брака, а как бы если ты помогаешь одной или другой стороне, то ты как бы вносишь такую вот уже... в точку невозврата их возводишь своей деятельностью. Поэтому я выступаю только, если, там, мужчина бросил женщину, не платит ей алименты, куда-то скрывается — только в качестве алиментов, да, я вступал в такие ситуации. А так много было случаев у меня, когда, значит, бабушка, там, например... Вот в храме часто ко мне обращаются, бабушка, там, обратилась — свежий случай — обратилась в компанию, ну, в такую, можно сказать, финансовую пирамиду. Ей обещали, что она вложит деньги, и ей под высокий процент ей вернут. Ну, она подписала договор, отдала свои «похоронные» деньги. И, соответственно, естественно, никто ей ничего не вернул, компания свернулась, скрылась, и вот она в огромной трагедии, вот. И, соответственно, я включился в эту ситуацию, сейчас мы вот с этой компанией работаем, выиграли суд уже, и сейчас в процессе взыскания денежных средств. Надеюсь, что она свои вот эти денежки получит обратно. Вот, такая ситуация, например. Есть еще ситуация, которая связана с заливами. Часто, так как я в своей сфере, профессиональной деятельности сотрудничаю с оценочными учреждениями, они оценивают ущерб после залива или пожара. На самом деле, большая трагедия в жизни человека, если его единственное жилье, которое есть, его, там, зальют или, там, оно сгорит. Потому что это катастрофа просто.

Дьякон И. Цуканов

— Ну да, потому что в другом месте он жить не может нигде.

П. Рощин

— Да. И, соответственно, он... И денег, как правило, у людей, конечно, нет, чтобы «с нуля» себе квартиру восстановить. Вот. И зачастую это, особенно заливы, происходят от некачественных действий управляющей компании: трубу какую-то вовремя, там, не заменили, провели какие-то работы некачественно, и у них там, соответственно, какой-нибудь вентиль прорвало. Вот, и, в итоге, жильцы страдают. И как бы, опять же, человек, который не имеет юридических познаний, он обращается в управляющую компанию, управляющая компания говорит, что «мы можем вам вот небольшой ремонт сделать своими силами», но это, конечно, будет не то, что у него было до этого. Вот. А так как суд у многих людей производит ну как бы страшные ассоциации, вот, с судом, то есть, страшно туда пойти, то они в тупике, не знают, что делать. Ну, а в этой ситуации, на самом деле, достаточно просто через суд можно с управляющей компании взыскать денежные средства на ремонт. И вот у меня очень много случаев, у меня с десяток случаев было таких, когда мы взыскивали деньги с управляющей компании, люди получали эти деньги, производили ремонт и восстанавливали свое жилье. Конечно, занимает это продолжительный период времени — то есть, там, обычно этот процесс — он от шести месяцев до года. Но главное, что в результате они все-таки получают свое жилье в условно первозданном виде. Вот. То есть, такие случаи.

Дьякон И. Цуканов

— Ну, ты, получается, оказываешься встроен в какую-то такую ситуацию обычно конфликтную, да, когда одна сторона есть и другая сторона? И ты выступаешь от лица вот одной стороны, получается, ты в состоянии конфронтации — ну, не лично, а вот ты представляешь своего вот, там... как это называется? — клиента, да?

П. Рощин

— Да, доверителя.

Дьякон И. Цуканов

— Выступаешь ты, да, от лица доверителя, и как бы оказываешься в ситуации конфронтации с какой-то другой стороной. Это не составляет какой-то проблемы? Потому что ну просто есть люди, которым сложно вообще... ну, неконфликтные, да? — которым сложно существовать в ситуации конфликта.

П. Рощин

— Да, я понимаю.

Дьякон И. Цуканов

— Вот у тебя с этим проблем не возникает?

П. Рощин

— Ну вот очень важно чувствовать, что ты выступаешь на правой стороне. То есть, что — может быть, пафосно прозвучит, — но что правда Божия в данном случае именно на стороне человека, которого ты ощущаешь. Если у тебя есть это ощущение... Ну для меня это самое важное. Если я чувствую, что правда Божия на стороне человека, которого я защищаю, то я готов пойти на этот конфликт для того, чтобы отстоять, соответственно, его интересы и вернуть ему мирное состояние души и духа, в котором он пребывал до этого конфликта, до того, как его... таким образом нанесли ему ущерб. Если я не чувствую, что правда Божия на моей стороне, я стараюсь, даже если по работе мне такие дела как бы настоятельно, там... человек со мной связывается и настоятельно просит помочь... Если я чувствую, что я в чем-то не уверен или ситуация какая-то такая сложная, может быть, он мне что-то не договаривает и совершенно не однозначно правда на его стороне, то я стараюсь от этих ситуаций...

Дьякон И. Цуканов

— Дистанцироваться.

П. Рощин

— ...эти дела не брать и дистанцироваться, да. Потому что вот считаю, что в работе юриста это очень важно, чтоб ты понимал, что ты защищаешь именно правду Божию — вот такими вот юридическими способами. Потому что даже если закон на стороне человека, который к тебе обратился, но правда как бы не на его стороне (такие случаи, к сожалению, бывают, потому что как бы законы... наши государственные и закон Божий — они могут расходиться достаточно значимо...), то тогда я вот за такие дела не берусь и никому бы не советовал.

Дьякон И. Цуканов

— А можешь какой-то пример привести вот дела, за которое ты не взялся, вот именно потому, что ты не чувствовал, что правда на стороне потенциального твоего доверителя?

П. Рощин

— Ну вот, опять же, те же самые разводы... То есть, там как бы... Почему я, опять же, за них не берусь? Потому что даже иногда, там, женщина может рассказывать, что ее действительно муж третирует, детьми не занимается и так далее, но как бы до конца ты все-таки эту ситуацию не знаешь, ты не уверен, что оно действительно так и есть.

Дьякон И. Цуканов

— И ты не можешь пообщаться еще с другой стороной, как правило, да?

П. Рощин

— Ты не можешь пообщаться с другой стороной, да, потому что да, потому что если ты выходишь как бы на нее...

Дьякон И. Цуканов

— ...у юриста нет таких полномочий.

П. Рощин

— ...да, то это получается, что... Ну, это странно для твоего клиента. То есть, тут получается, что ты как бы пытаешься их примирить, а к тебе обращаются не за тем, чтобы ты примирил людей, а затем, чтобы ты помог им законным способом реализовать их право. И вот в этих ситуациях, когда я чувствую, что, может быть, конечно, она права, но, скорее всего, она что-то мне сильно недоговаривает, то я вот в эти ситуации не иду.

Потом, опять же, вот в формате залива, например, бывают случаи, что тебя, там, залил сосед (например, условно говоря). Но, по хорошему счету, с соседом всегда можно договориться. Ну, если сосед как бы не какой-то там очень плохой или, там, алчный человек. Как правило, соседи — они всегда чувствуют свою вину, они хотят ее загладить, договориться и, соответственно, помочь устранить причину... точнее, не причину, а последствия залива. И, как правило, если другая сторона, потерпевшая, они адекватные, то они обо всем договариваются. А бывает, что люди, вот которых залили, к ним, допустим, сосед выходит, но они прямо вот принципиально жаждут его наказать, принципиально жаждут получить с него денег, да еще как можно больше. И юридически они правы — да, они могут провести экспертизу, да, допустим, их ремонт стоит такую-то сумму, и да, действительно закон на их стороне. Но вот как бы с христианской точки зрения, когда я чувствую такую жажду...

Дьякон И. Цуканов

— Мотивация как бы гнилая, да?

П. Рощин

— Да, мотивация такая — когда я чувствую такую жажду как бы нажиться на своем соседе, вот, то я тоже стараюсь таких ситуаций избегать. Хотя юридически он прав.

Дьякон И. Цуканов

— Но для этого нужно все-таки как-то немножко «войти», да, внутрь этой ситуации, как-то вот ее немножко все равно изучить, погрузиться?

П. Рощин

— Да, безусловно. Но даже вот по общению с человеком, когда он рассказывает, ты, как правило, представляешь — ну, во-первых, уже складывается какая-то картина о человеке, когда ты с ним чуть-чуть пообщался, во-вторых, когда ты вникаешь в нюансы дела, спрашиваешь, там, вел ли он переговоры со своим соседом, а что ему сказал сосед, а как он, значит... что сосед ему предложил, то ты уже понимаешь, что человек — действительно он попытался миром решить, а сосед просто сказал «ничего не буду платить, отстаньте от меня», либо сосед действительно попытался урегулировать ситуацию, а вот человек, например, потерпевший, он просто хочет...

Дьякон И. Цуканов

— Непримиримый такой.

П. Рощин

— ...непримиримый, да. То есть, вот в таких случаях, я считаю, что тоже как бы правда Божия не на стороне вот этого человека, и поэтому лучше тоже вот... стараюсь таких дел избегать, так, объективно говоря.

Дьякон И. Цуканов

— «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА. Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях Павел Рощин — юрист, который занимается гражданским судопроизводством, помогает людям в таких вот различных житейских ситуациях сложных. Также Павел отвечает за работу с молодежью на двух московских приходах, которые находятся в Южном викариатстве города Москвы. Павел, вот хотел, может быть, немножко назад вернуться и спросить тебя, как вообще получилось, что ты стал верующим человеком. У тебя... Мы, вроде, знакомы с тобой вот уже много лет, но я вот не помню, обсуждали ли мы это когда-нибудь. У тебя родители были верующими, или ты как-то сам пришел в Церковь? Как это вот произошло?

П. Рощин

— У меня верующая, в принципе, мама была, но вот такой интересный момент, что мама крестилась вместе со мной. То есть, она росла в такой советской интеллигентной атеистической семье, у которой, там, к церкви даже близко подходить нельзя было. И по мере того, как я у нее появился (это было в 1993 году), уже, соответственно, переосмысление как бы веры стало происходить в нашем обществе. И вот ее знакомая, ее подруга — она как бы привела ее к вере, и мама решила покрестить меня и покреститься сама. И на Успение Пресвятой Богородицы в 1993 году это и произошло. Но сказать, что она меня как бы... после этого она часто ходила в храм сама и часто водила меня, это будет неправильно. Потому что она действительно сама обращалась как бы в храм, приходила, действительно исповедовалась и причащалась периодически. И помню, как она нас с братом тоже уговаривала каждый раз исповедаться или причаститься. Для меня в подростковом периоде, в одиннадцать-двенадцать, четырнадцать-пятнадцать лет это было так достаточно тяжело, мне всегда не хотелось идти в храм. Помню прекрасно, как я стоял на службе и каждый раз дергал маму за рукав и спрашивал: «Мам, ну как, она уже скоро кончится?» (Смеется.)

Дьякон И. Цуканов

— «Скоро? Скоро, долго еще?» (Смеется.)

П. Рощин

— Да, да, когда уже можно будет наконец-то пойти домой и, там, поиграть в компьютер или пойти с друзьями погулять. (Смеется.) Я вот так с трудом, с огромным трудом я так раза два-три в год... так вот мама нас водила, и как бы... Ну, и на этом все. Какого-то действительно осознания... То есть, я, конечно, считал себя православным человеком, я носил крест, я считал, что я вот как бы православный, но христианской жизни, действительно духовной жизни у меня практически не было — за исключением вот, соответственно, момента исповеди и причастия такого. А по-настоящему я пришел в храм уже... Ну, во-первых, я, когда поступал в свой университет, я вот этот период, когда надо было сдавать экзамены, я как бы чаще ходил в храм и просил Бога, чтобы Он мне помог поступить, ну, или меня отвел, и чтобы я не поступил и учился в другом месте — ну, в общем, чтобы явилась воля Божья. Ну вот такая у меня была как бы вот молитва, заинтересованная, в общем... Ну, то есть, по мере ситуации, которая сложилась. А по-настоящему в храм я пришел, я считаю, в... Это был у нас 2012 год, получается. Это я уже учился на третьем курсе, вот. То есть, я сначала учился в юридическом колледже, а потом уже в юридическом университете. И вот когда я учился на третьем курсе колледжа, я занимался такой различной общественной деятельностью. Ну, то есть, там, я участвовал в каких-то благотворительных мероприятиях — там был благотворительный фонд спартаковский. Я вот за «Спартак» болею, и вот тогда меня привлекли к этой деятельности, и мы там благотворительные акции проводили. Плюс, там еще была одна организация, которой я старался, помогал. То есть, у меня было такое большое желание, чтобы быть как-то полезным. Вот. Вот я учусь как бы — ну, учусь я, учусь — понятно. Но хочется вот как бы быть полезным обществу, стране быть полезным, вот. И по мере того, как я этим занимался, у меня появилось большое желание быть полезным Церкви и быть полезным конкретно своему храму, который находится, там, в пяти минутах ходьбы от моего дома. Вот я вот там бывал, да, я знаю этот храм, но я ничего не знаю — я не знаю, что там происходит, не знаю, чем там занимаются, не знаю, чем там можно быть полезным, но у меня было большое такое желание. Вот это желание как бы зрело и созрело в 2012 году зимой. Я как сейчас помню — я написал в группу храма ВКонтакте, написал, что «вот я такой-то такой-то, я очень хочу быть полезен, что можно сделать?». И тогда мне ответил вот мой друг тоже — ты с ним знаком, вот Николай, сейчас мой друг, а тогда я его не знал, — Николай Михальчук, и он написал мне: «Вот приходи на дискуссионный клуб. Мы смотрим фильмы и обсуждаем их. Я смотрю и, там, батюшка смотрит. И у нас несколько ребят есть. Приходи». И мне тогда показалось это странным — вроде, я хочу помогать, а при чем тут...

Дьякон И. Цуканов

— ...кино смотреть.

П. Рощин

— ...смотреть кино и что-то обсуждать, да. Но это единственный человек, который мне ответил, и хоть что-то, какая-то информация... Я пришел. Пришел, значит... Как сейчас помню, смотрели фильм, который называется «Плата вперед» с Кевином Спейси в главной роли. И меня вот до глубины души задел сюжет этого фильма и его развязка. Там дело в том, что один мальчик — он боится хулиганов. Он боится заступиться за своего друга. И как бы фильм начинается с того, что, там, хулиганы бьют его друга, а он проходит мимо. И, в общем, друга его бьют и продолжают над ним издеваться. А он понимает, что это трусость и трусость как бы недопустима. И он весь фильм, значит, преодолевает вот эту трусость. Он преодолевает, преодолевает, он начинает, там, делать добрые дела, он начинает преображаться, как бы преображает свою душу. И в итоге в конце фильма, опять же, они начинают бить этого его друга, знакомого, да? И он находит в себе силы, заступается за него, и в результате они достают нож и убивают его. И фильм заканчивается на том, что его хоронят. Ну как бы многие люди преобразились благодаря его примеру. Но единственное, что на тот момент я понял — что он, значит, преодолел себя, и его убили. И вот это меня сильно поразило, что даже вот спустя десять лет я хорошо помню вот эту свою первую вот эту встречу...

Дьякон И. Цуканов

— Поразило, видимо, неприятно, да?

П. Рощин

— Да, поразило неприятно, да — о том, что вот, значит, если ты будешь себя преодолевать, бороться, то в результате как бы Господь тебе пошлет как бы конец твоей жизни. Вот. И это как-то тогда вызвало у меня совершеннейшее такое внутреннее неприятие и наоборот как бы антимотивацию — то есть, сейчас ты поработаешь над собой, в итоге ничего хорошего из этого не получится (ну, с земной точки зрения). Вот.

И там же я познакомился, на этом киноклубе, вот с отцом Виктором, который сейчас является моим духовником, с которым у нас уже такие тесные рабочие и, не побоюсь, наверное, этого слова, дружеские взаимоотношения, вот. И благодаря ему я стал уже делать свои осмысленные шаги в Церкви. Очень хорошо помню, как перед началом, соответственно, этого занятия все пели молитву «Царю Небесный...», а я думаю: «Это что-то знакомое, в молитвенном правиле я такое встречал, но для чего эта молитва, к кому она обращена, какой у нее текст, я вот совершенно не знал». То есть, я считаю, что был на таком практически нулевом, нулевом-нулевом уровне. Вот. Но благодаря вот этому знакомству потихонечку-потихонечку-потихонечку-потихонечку мой путь как бы стал развиваться. То есть, мне захотелось разобраться, захотелось узнать молитвы, захотелось узнать богослужения, захотелось понять, что действительно происходит в храме, захотелось как бы помогать и вот разбираться в сложных вопросах жизненных, которые тоже передо мной стоят, один из которых я вот сейчас озвучил, да? — как преодолевать себя и не бояться того, что твой земной путь может на этом закончиться.

Дьякон И. Цуканов

— То есть, фактически, встреча с отцом Виктором Гусевым, да, стала таким вот, в некотором смысле, поворотным моментом?

П. Рощин

— Да, да, с отцом Виктором, да. В духовной жизни — абсолютно точно, да, с отцом Виктором.

Дьякон И. Цуканов

— Потому что фильм тебя, скорее, привел в некоторое недоумение?

П. Рощин

— Да, привел в недоумение, да, согласен, да. И да, вот благодаря отцу Виктору, собственно говоря, я осознанно пришел в храм. Но благодаря Коле я стал заниматься вот этой деятельностью, и мы сначала там организовали сбор вещей, который до сих пор у нас очень...

Дьякон И. Цуканов

— ...регулярно проходит...

П. Рощин

— ...регулярно проходит, да, и уже приобрел намного более широкие масштабы, чем был до этого. И викторины мы стали проводить на евангельские сюжеты. Ну и, соответственно, когда ты готовишься к викторине, и ты начинаешь погружаться в Евангелие, чтобы знать, собственно говоря, вопросы, которые ты задаешь, и это все послужило дополнительными толчками к моему духовному развитию, духовному росту, для того, чтобы я вообще осознанно пришел в Церковь.

Дьякон И. Цуканов

— А вот скажи, пожалуйста... Тема ужасно интересная, на самом деле, которую затрагивает этот фильм. Я, когда еще собирался писать какой-то текст, я помню, в журнале «Фома», наткнулся тоже на аналогичный вопрос одного из читателей — что вот, вроде бы, ты развиваешься в духовном смысле, ты, ну как бы, так... твоя цель — ну, говоря простым языком, стать лучше, да, как-то приблизиться к Богу, но это тебя автоматически приводит к тому, что ты вот достигаешь как бы, может быть, там, какими-то семимильными шагами двигаясь (ну, в идеале, да?), целей вот этой земной жизни, и, соответственно, твоя земная жизнь — она должна, ну, как-то и закончиться уже, раз ты все узнал, там, как-то стал лучше, да, насколько мог, приблизился к какой-то своей такой мере, скажем, которая тебе доступна. Вроде как, а зачем дальше жить? И твоя жизнь — логично, если тогда оборвется. И вот человека, который написал это письмо в журнал «Фома», это как-то сильно беспокоило, что «а я не хочу, в общем, чтобы моя жизнь заканчивалась уже скоро», да? То есть, может быть, тогда, наоборот, имеет смысл немножко притормозить и как бы не так быстро развиваться, да, не так быстро становиться хорошим, скажем так? (Смеется.) Это, конечно, немножко такой вопрос наивный, но вот мне интересно, как ты на него себе сейчас сам отвечаешь, коль скоро он тогда перед тобой встал.

П. Рощин

— Да. Не, вопрос действительно интересный и очень острый. И я, на самом деле, наверное, не могу сейчас сказать в полной мере о том, что я вот готов вот таким образом закончить, условно говоря, жизнь, да? Конечно, я бы хотел безболезненную, непостыдную, мирную кончину, как мы молимся на каждой божественной службе. Но когда ты понимаешь... Вот меня как бы спасает и убеждает... Ответ на этот вопрос такой, что Господь забирает человека из земного мира в максимально точке, когда он максимально приближен к Богу, когда он сделал все в своей духовной жизни, что мог. То есть, дальше уже будет только регресс, дальше будет только хуже, и Господь человека из этого мира забирает себе. Вот. И если мы живем все-таки не земным представлением о жизни, не вот только этим нашим отрезком, который каждому из нас на земле отмерен Господом, а живем именно в... осознаем свою жизнь в формате Вечности, то мы же как бы стремимся быть с Богом и стремимся максимально достичь этой точки. И поэтому как бы у каждого она своя. То есть, вроде, ты, может быть, кажется, и идешь семимильными шагами, а у тебя там огромный, огромный, огромный еще запас для вот такого духовного роста.

Дьякон И. Цуканов

— Ну, про «семимильные шаги» я, естественно, с иронией говорю.

П. Рощин

— Да, нет, я понимаю, конечно. Я понимаю. Ну, то есть, как бы если ты притормозишь, то, возможно... возможно все. Возможно, как раз у тебя этот рост и закончился. То есть, как вот исходит данный читатель — то есть, возможно, вот он закончит, и вот действительно, допустим, он больше и не может к Богу приблизиться. И Господь его сразу заберет. То есть, он хочет, наоборот, продлить свою жизнь, а, может быть, ее таким образом только сократит. То есть, как бы если ты доверяешь Богу и веришь в Вечность, и, соответственно, стремишься побывать в Царствии Небесном, то как бы считай, что это очень... То есть, ну меня лично это очень сильно воодушевляет, дает мне силы и веру о том, что вот Господу лучше известно, на каком этапе моей жизни меня нужно забрать. А я должен максимально, что я могу, сделать на земле, чтобы к Нему приблизиться. Максимальному количеству людей помочь, максимальное количество своих страстей победить, максимально «обожиться», насколько это возможно для меня. Ну, а так как у нас как бы этот процесс бесконечен практически, то как бы этим и стоит заниматься. Я вот надеюсь, что...

Дьякон И. Цуканов

— И не думать о сроках.

П. Рощин

— И не думать о сроках, да. Для меня сейчас это так. Но вот, допустим, десять лет назад я так не рассуждал, конечно. Десять лет назад мне было... я до ужаса боялся вот такой ситуации, такого вот исхода. Очень было страшно в этом плане. Сейчас мне кажется, что я эту проблему... ну, как минимум на какие-нибудь процентов семьдесят она для меня уже не стоит. Хотя, наверное, в глубине души, конечно, все равно там червячок какой-нибудь есть, который меня это...

Дьякон И. Цуканов

— ...грызет.

П. Рощин

— ...который мне напоминает об этом, грызет и, конечно, подкидывает как бы страх, вот.

Дьякон И. Цуканов

— «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Павел Рощин — юрист, который занимается гражданским судопроизводством, ответственный за молодежное служение на приходах храмов в Чертаново, двух храмов — Державной Иконы Божьей Матери и Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость». У микрофона дьякон Игорь Цуканов. Мы вернемся в студию буквально через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.

Добрый вечер, дорогие друзья, еще раз! Это «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА. У микрофона дьякон Игорь Цуканов, и сегодня у нас в гостях Павел Рощин — юрист, ответственный за молодежную работу на приходах Державной Иконы Божьей Матери и Иконы «Нечаянная радость» в Чертаново. И мы вот уже первые полчаса говорили очень интересно о как раз вот такой юридической стороне, если можно так сказать, служения Павла и о том, как, собственно, Павел пришел в Церковь. Мне-то казалось, вот сколько я тебя знаю, что ты всегда был таким очень истовым и... ну как бы сказать... дерзновенным таким служителем, то есть, человеком, который всегда очень как-то всерьез относился и к богослужению, и вообще к духовной жизни. Но вот ты сам говоришь, что для тебя такая поворотная точка — только 2012 год. А что мне показалось еще интересным — ты сказал о доверии Богу и о том, как это важно — доверять Богу. Вот а что для тебя в практичной... Вот можешь привести какой-то пример ну вот ситуации, в которой... в твоей жизни которая, может быть, была, ну, и в жизни кого-то из знакомых тебе людей, когда действительно ключевым был вопрос, вот доверяешь ты Богу или нет, и как-то в ту или в иную сторону выбор был сделан в этой ситуации? Было что-то такое?

П. Рощин

— Ну, в принципе, мне кажется, что это, практически, на каждом этапе жизни такой вопрос встает. И вот в каждой... Ну, может быть, это как бы не будет очень глобальным вопросом, ну, то есть, глобально не прозвучит, но в каждом этапе вот, когда возникает какой-то выбор, в каждом... на каждом этом этапе ты обращаешься к Богу и просишь, чтобы Господь тебя вот повернул в нужную сторону. И далеко не всегда бывает так, что как бы ты, вроде, мысленно, да, ты хочешь повернуть, может быть, в другую сторону, как бы настроен туда, повернуть. Но Господь тебя поворачивает вот в другую сторону, в противоположную. И ты даже какое-то время, может быть, и жалеешь о том, что Господь тебя в другую сторону повернул. Но потом, с течением времени, ты понимаешь, что это было промыслительно, и, соответственно...

Дьякон И. Цуканов

— ...правильно.

П. Рощин

— ...правильно. да. Ну вот, опять же, приведу... Вот самый первый для меня, на самом деле, пример — это вот после девятого класса, когда я поступал в юридический колледж, я хотел учиться в десятом, в одиннадцатом классе. Но у меня там была школа уже... она в скором времени закрылась и вообще на тот момент десятый класс, в итоге, не набрала. Но я об этом не знал, то есть, я собирался учиться там в десятом классе, вот. А мама, по большей части, она хотела, чтобы я пошел учиться уже в юридический колледж. А я как-то... Ну просто я был не против, с одной стороны, с другой стороны — ну это что-то новое, неизвестное, а тут уже по накатанной девять лет ты отучился в школе. Ну, десятый-одиннадцатый можно еще побыть как бы вот в этой зоне комфорта. И, соответственно, как бы я склонялся больше к десятому классу. Ну вот я молился, молился Богу, чтобы Он меня верно направил. И там такая ситуация интересная получилась, что я сдал экзамены, и там было всего десять бюджетных мест. А платно я учиться не мог — у нас не было денег на платное обучение, и мы решили, что если я поступлю на бюджет, значит, я поступлю и пойду учиться в колледж, а если не поступлю на бюджет, значит, пойду дальше учиться в десятый класс. В итоге вот — десять бюджетных мест, и я занимаю одиннадцатое место. То есть, как бы десять распределено, а я вот первый после десяти.

Дьякон И. Цуканов

— (Смеется.) Четко было...

П. Рощин

— Да. И все как бы казалось: ну, значит, это вот... Значит, в десятый класс пойду. Я даже обрадовался этому. Вот. И вот вдруг через какое-то время раздается мне звонок из этого колледжа и говорят мне о том, что одна, там, девочка поступила еще в другой юридический колледж...

Дьякон И. Цуканов

— ...и забрала документы.

П. Рощин

— ...забрала документы, да. И я переместился на десятое место — и как бы запрыгнул, получается, в последний вагон. Больше никто не отказывался, и больше на бюджет никто не перешел. То есть, только я вот с одиннадцатого места перешел на десятое, вот. И, таким образом, стал учиться в колледже. В результате, потом я узнал, что десятый класс там мой не набрался, школа на следующий же год закрылась, вот, и, в итоге, там, всех, кто хотел учиться в десятом классе, перевели в другую школу, и... А я замечательно, став учиться в колледже, я там, ну, по прошествии времени я очень рад, что так произошло. Потому что там действительно стали давать обширные, обширные знания, стали учить как бы мышлению, чего я бы в школе не получал. И поэтому с прошествием времени я как бы понимаю, что это вот был прямо вот прямой промысел Божий. Вот. Это одна ситуация.

Вторая ситуация тоже интересная. Я хотел очень побывать в Кронштадте. Очень любил святого праведного Иоанна Иоанн Кронштадтского и сейчас люблю, один из моих любимых святых. Вот я о нем читал много. И вот меня очень вдохновляло, во-первых, его дерзновение к тому, что он служил литургию ежедневно, это с одной стороны, а с другой стороны, его огромная общественно-социальная деятельность, в которую он отдавал, там, всего себя, фактически. Вот. И мне очень хотелось побывать в Кронштадте, но я на тот момент особо никуда не ездил, и, вроде как, никак и не побываешь. И в результате, когда мне надо было идти в армию... Закончил я четыре курса колледжа, и, соответственно, мне пришла повестка на срочную службу в армии. В результате, в армии меня отправили служить в город Кронштадт... (Смеется.)

Дьякон И. Цуканов

— (Смеется.) Потрясающе.

П. Рощин

— ...вот, в котором я провел целый год, вот, и успел там побывать во всех местах — и связанных со святым праведным Иоанном Кронштадтским, и не связанных. В общем, где я там только ни побывал, но целый год в Кронштадте провел. И как бы вот у меня в военном билете все время была иконочка со святым праведным Иоанном Кронштадтским, я ему молился и очень был рад, что я там смог побывать и в его мемориальной квартире, где он жил, и на месте, где был Андреевский собор, и в Никольском Морском соборе. В общем, вот так вот промыслительно тоже сложилось.

Дьякон И. Цуканов

— Да...

П. Рощин

— Вот. А так вообще, ну, в принципе, в каждом моменте что-то вот такое можно вспомнить — то, что Господь действительно тебя ведет.

Дьякон И. Цуканов

— А вот в профессиональной деятельности юриста ведь возможна такая ситуация, и, может быть, у тебя так и бывало, что ты вот, ну, ведешь какое-то дело, и, естественно, ты заинтересован в том, чтобы твой вот доверитель получил то, что ему нужно, то, о чем он просит, а ты чувствуешь, что вот ну не в ту сторону идет дело и, может быть, суд не принимает решение в пользу, да? Вот это тоже... можно ли это тоже воспринять, ну, как-то с таким смирением? Правильно ли это воспринимать, скажем так, вот, будучи юристом, да, со смирением, и считать, что «ну вот раз не получилось, ну, значит, нет воли Божьей»? Или все-таки здесь нужно как-то бороться, потому что, ну, бывает, что суды принимают и какие-то несправедливые решения, это же тоже, в общем, случается?

П. Рощин

— Да, действительно.

Дьякон И. Цуканов

— Вот как здесь?..

П. Рощин

— Случается, согласен. Ну, я воспринимаю это таким образом, что я как бы делаю все, от себя зависящее, но если как бы решение не принимается ву нужную сторону, в сторону доверителя, то я для себя вижу в этом промысел Божий, то есть, я считаю, что, значит, вот Господу неугодно, там, по каким-либо причинам, которые я вообще могу не представлять, в силу ограниченности своего...

Дьякон И. Цуканов

— ...кругозора.

П. Рощин

— ...зрения, кругозора, да. Ну, вот, значит, ему действительно как бы, ну, не нужно это дело выиграть. Доверитель, конечно, этого не понимает, как правило, но я ему таким образом и не объясняю эту ситуацию, потому что получится, что я как бы оправдываю наше поражение. Вот.

Но еще главный момент, который стараюсь задействовать в своей деятельности — это не обещать. Не обещать, что ты выиграешь, не обещать, что ты... что как бы все будет хорошо. То есть, как бы ты всегда говоришь, что ты делаешь все возможное — «в вашей ситуации я сделаю все возможное, но результат как бы зависит не на сто процентов от меня». То есть, там очень много различных факторов, одним из главных которых я считаю, конечно, и Божий промысел, который есть о каждом человеке, и, безусловно, возможно, именно конкретно этому человеку по непонятным сразу причинам, допустим, выиграть это дело не нужно. Может быть, ему нужно понести как бы определенный ущерб или определенные страдания — может быть, они его к Богу приведут. Такое сплошь и рядом бывает, я такое в жизни и в Церкви видел, поэтому как бы стараюсь относиться к этому вот именно с такой точки зрения — с христианской, насколько у меня это получается.

Дьякон И. Цуканов

— Хотел перейти еще к другой стороне твоего служения. Ты занимаешься уже довольно давно молодежной работой — ну, на самом деле, работой с детьми. Я так понимаю, что в твоем случае это такие две близкие сферы, да? Потому что я помню, что когда вот я тоже был еще прихожанином храма Державной Иконы Божьей Матери, то там были вот эти вот «детские площадки» так называемые по воскресным дням, когда после литургии ребята идут пить чай в трапезную, потом идет обсуждение Евангелия дня, и потом либо игра в футбол, там, либо какие-то... Нет, сначала игры, сначала игры на площадке были, потом чаепитие. Сначала игры подвижные. Ну понятно, после литургии всем хочется побегать. Потом чаепитие, потом говорим про Евангелие, потом уже футбол. Вот. Вроде, все как-то довольно просто так, и не кажется, что это какое-то такое ноу-хау, но как-то это работало. Вот, мне кажется, ребятам всегда это как-то было интересно, да? Вот хотел спросить: сейчас это как-то изменилось? И что вообще для тебя сейчас интересно в этой вот работе и с детьми, и с молодежью, что тебя самого, ну, скажем так, вдохновляет?

П. Рощин

— Ну вот игровую площадку, которую ты вспомнил, мы продолжаем, собственно говоря, ей тоже десять лет уже... (Смеется.) Нет, не десять — девять. Будет десять. Вот будет десятый сезон в сентябре, вот. Как-нибудь его отметим — тортик, наверное, сделаем. Дети есть, дети ходят. Уже сменилось, наверное, три или четыре поколения детей. Вот по мере их возрастания они от игровой площадки конкретно отходят, но как бы их сразу заменяют новые дети. И формат вот этот продолжает собирать большое количество народу — то есть, там от 15 человек, практически, всегда, особенно в хорошую погоду. Вот. И мы еще ее и в «Нечаянной Радости» тоже сейчас делаем. А вот у «Нечаянной Радости» она тоже так уже прижилась, так что слава Богу, это продолжается. Считаю, что это как бы действительно такой хороший проект, вот, потому что и дети действительно нуждаются после богослужения в подвижных...

Дьякон И. Цуканов

— В разрядке.

П. Рощин

— ...как бы разрядке определенной, да. Вот. А если говорить о том, что мне сейчас больше всего интересно в работе, то если мы берем подростковый момент, вот именно общение с подростками, я считаю, что по первой части вот работы своей с подростками я несколько провалился... Провалился в каком формате, в каком плане? Вот те ребята, которых я знал, там, лет с десяти, которым сейчас лет уже от 16 и до, там, 19, они, в той или иной степени, из нашего храма, и не только нашего храма, а в принципе из Церкви, они как бы ушли, вот. То есть, они уже в храм не особо ходят... Ну, то есть, даже вообще не ходят, практически. Как бы, они, может быть, верующими и являются... Кто-то является, а кто-то уже даже и верующим не является, считает, что он, там, не православный...

Дьякон И. Цуканов

— Ты знаешь такие случаи, да?

П. Рощин

— Даже такие примеры знаю, да. Вот. Ну, то есть, снимает с себя парень крест и говорит: «Все, я чего-то не уверен, что Бог существует, не могу себя больше православным называть», и все, без креста ходит. И вот такое у него — не какое-то там глубокое убеждение, но просто вот уход... Он так вот себя определяет теперь. Вот. И, соответственно, я вижу в этом как бы свой просчет. Потому что я с ними занимался, занимался достаточно регулярно, вкладывал в них свои силы, душу, но вот не смог сделать именно вот этот как бы транзит. Потому что когда отец Виктор благословлял нас на игровую площадку, ну, на военно-спортивный клуб, в котором... с которым ты тоже знаком, то изначальная цель его была о том, чтобы детям было всегда интересно в храме, и о том, чтобы они в подростковом периоде... их как бы удержать в орбите. То есть, даже нету такой цели, и я сам для себя ее не ставлю, о том, чтобы, допустим, они ходили каждое воскресенье на службу. Вот. Пусть даже не каждое воскресенье будут ходить, но если они будут периодически ходить в храм, периодически приступать к таинствам исповеди и причастия, это, считай, уже будет большая победа, чтобы их вот не унесло в этом возрасте. А вот, к сожалению, соответственно, вот моих... мой вот этот вот первый как бы... ну, я его считаю первым, да, условно, выпуском — военно-спортивного клуба, от 10 до 18 лет, их, по большей... ну, не по большей, а по всей части унесло. То есть, они уже как бы к храму отношения не имеют. И я их даже в орбите как бы не смог оставить. То есть, я со всеми сохранил дружеские отношения, я, там, могу всем позвонить, могу, там, написать, периодически спрашиваю, как у них жизнь, что они делают, но конкретно в храм я их уже смотивировать прийти не могу. Вот. А сейчас, соответственно, я пытаюсь провести работу над ошибками и новое поколение ребят, которым сейчас, там, 13-14 лет, я стараюсь сделать так, чтобы им было в храме радостно, и в орбите храма радостно. То есть, считаю, одним из главных наших упущений было то, что мы не создали из них коллектив. То есть, мы не создали из них такой коллектив ребят, друзей, в который они могут вернуться в храме. То есть, понимать о том, что в храме их ждут, что их там поддержат, помогут, и им очень важно именно, чтобы это были сверстники, в том числе. Потому что старшие-то — понятно, но как бы старшим ты не всегда будешь далеко доверять. Вот. И вот сейчас задача, на которую мы последние два года активно работаем, — это чтобы создать такой костяк из ребят вот, подростков, тринадцать-четырнадцать и старше (сейчас они потихонечку взрослеют), именно чтобы они дружили внутри храма, чтобы место их встречи было — храм. Не, там, где-нибудь попрыгать по гаражам, а именно чтобы они в храме встречались. И это будет очень большой мотивацией для того, чтобы они в храм приходили. И, даст Бог, тогда удастся пройти вот этот вот подростковый, сильное подростковое вот это шатание и болтание, когда как бы из храма выдергивают. Потому что если ты будешь знать, что здесь у тебя есть друзья, есть, там, твои сверстники, есть, там, более старшие товарищи, которые тебя любят, с которыми тебе хорошо, с которыми тебе нравится ходить в походы, нравится с ними там проводить время, нравится с ними пить чай, нравится с ними помогать при храме, то ты будешь туда тянуться. И твое сердце — оно будет открыто к Церкви и открыто к Богу. И, рано или поздно, человек более осознанно к вере придет. Конечно, иногда как бы, разговаривая с ними, я понимаю, что уровень их представлений как бы о Боге и вообще о православии — он на таком, конечно, начальном этапе совершенно, и, там, на богослужении, когда они вместе со мной ходят... То есть, мы в походах, например, всегда ходим на Божественную литургию. Раньше я всегда всех еще на всенощное бдение водил, но... (Смеется.)

Дьякон И. Цуканов

— Да, я помню этот опыт! (Смеется.) Все очень страдали!

П. Рощин

— ...но понял, что... Да, но понял, что посещение всенощного бдения вызывает больше страданий и, наверное, меньше пользы, вот. Потому что, конечно, на стасидии... Особенно любят ребята на всенощном бдении на стасидии поспать, вот, в монастыре. (Смеется.) Это, конечно, выглядит, может быть, так интересно, и батюшка, когда с кадилом проходит кадить в храм, он с улыбкой...

Дьякон И. Цуканов

— ...старается звенеть потише, чтобы не разбудить...

П. Рощин

— ...да, и с улыбкой смотрит на это — как бы... вроде, радостно, но как бы понимает, что опыт сна в храме — это, наверное, не очень хороший пример. Поэтому мы стали ходить только на Божественную литургию.

Дьякон И. Цуканов

— «Вечер воскресенья» на радио ВЕРА, дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Павел Рощин, юрист, ответственный за молодежную работу на двух приходах московских. У микрофона дьякон Игорь Цуканов. Мы продолжаем наш очень интересный разговор.

Паша, а все-таки вот у меня вопрос. Ну я понимаю, что да, важно создать точку притяжения на приходе, чтобы ребят туда тянуло, чтобы там был коллектив, это вот звучит очень убедительно. Но вот мне кажется, что для этого еще нужно, чтобы... ну действительно важно, чтобы у ребят там было какое-то дело. Потому что, ну, походы — это замечательно, это очень сплачивает, какие-то там игры — это тоже, ну, совершенно естественно для детей, но... Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но у меня вот такое есть какое-то представление, что вот детям, а тем более, уже подрастающим ребятам, подросткам, очень важно еще чувствовать себя вот ну как-то при деле — что вот от них что-то зависит, что им что-то доверяют. Это, кстати, то, о чем ты сам говорил, когда про себя вспоминал, — что тебе было очень важно быть полезным. Мне кажется, вот всем подрастающим таким вот молодым людям очень важно чувствовать себя полезными. Вот удается ли найти для них действительно вот какую-то сферу применения, ну, на приходе? Это же не всегда легко. Не всегда детям или, там, подросткам, ну, скажем, священник готов что-то такое важное доверить. Я знаю истории, где... — ну это какие-то, наверное, штучные такие истории, — когда чуть ли не всю работу при храме настоятель доверяет вот именно молодежи, вот именно для того, чтобы они чувствовали себя при деле. Вплоть до того, что, там, казначей храма даже у них — какой-то молодой человек относительно.

П. Рощин

— Ничего себе! (Смеется.) Сложно представляю!

Дьякон И. Цуканов

— Ну, относительно молодой — там, понятно, не четырнадцати лет. Уже, там, не говоря про какие-то другие вещи. Но это все-таки такие... ну, какие-то уникальные истории. А вот на практике это где удается, где не удается. Вот это важно вообще или нет — чтобы они чувствовали себя при деле, по твоему опыту?

П. Рощин

— Да, считаю, что это действительно очень важно. И действительно ребятам очень важно понимать, что они занимаются каким-то вот полезным делом, и что они действительно нужны.

Дьякон И. Цуканов

— И что на них рассчитывают?

П. Рощин

— Что на них рассчитывают, да, абсолютно согласен. Это очень важно. Мы очень стараемся в данной ситуации их каким-то делом озадачить. Получается, не получается... Ну, отчасти получается, отчасти не получается. То есть, вот, например, в «Державной» сложилась такая ситуация, что... Нам очень помог в этом плане коронавирус, к вопросу о промысле Божьем... Во время коронавируса известная была рекомендация о том, что пожилые люди должны находиться дома. И она еще была за много до момента, когда храмы закрыли. И, соответственно, сложилась ситуация, что у нас все как бы тетушки, которые помогают, там, на запивке (делают, готовят запивку и раздают — у нас храм большой, народу много, и там много народу задействовано на запивке), вот им было рекомендовано сидеть дома. И, соответственно, складывается ситуация, что все тетушки уходят, а как бы запивку делать некому. Потому что... Ну потому что некому. Потому что всегда было рассчитано, что ее делают именно тетушки. Вот. И в этот момент у нас появилась возможность это как бы у них перехватить. Вот. И к нам отец Митрофан обратился...

Дьякон И. Цуканов

— Настоятель храма Державной Иконы Божьей Матери.

П. Рощин

— Да, настоятель нашего храма. И сказал о том, что «вот, ребята, давайте, теперь запивку делайте вы». И поначалу как бы это, вроде, было достаточно сложно — ну, то есть, в плане того, что осознать, что мы все время теперь за нее ответственны. Ну, по большим праздникам, речь идет только, потому на буднях — там одного-двух человек вполне достаточно. И, соответственно, мы стали потихонечку этим заниматься. И вот сейчас уже, начиная... Это, получается, было у нас в каком году? В 2020 году. То есть, сейчас уже больше двух лет у нас запивку... теперь уже это традиция, что ее регулярно делает молодежь. И мы под это стараемся подключать подростков и детей, вот. И для них это очень важно — вплоть до того, что у нас и желающих очень много. Вплоть до того, что у нас как бы не хватает мест для всех желающих. Потому что чувствовать себя — вот ты пришел на службу, и ты берешь этот чайник, запивочку, и разливаешь его по чашечкам, и люди берут, и вот ты чувствуешь свою нужность... Или ты раздаешь просфорочки, или ты стоишь и собираешь пожертвования на храм. И ты прямо очень чувствуешь свою нужность в храме, ты чувствуешь, что вот как бы вот без тебя вот в этой ситуации не обойтись. И действительно, что если вот никто не придет, то, действительно, этой важной функции не будет. Вот. И под нее мы очень стараемся активно подключать подростков, и, слава Богу, это получается. Ну вот это действительно такое дело, которым они с огромной радостью и удовольствием занимаются.

Также мы пытаемся их подключать под уборку снега. И, в принципе, периодически это тоже удается. В «Нечаянной Радости» мы подключали их даже под некоторые строительно-погрузочные работы. Когда мы строили храм, мы зачастую там разгружали разные материалы, вот, и подростки такие, которым 14-15 лет, они с удовольствием в дружной компании за шутками, анекдотами и совместным чаепитием по окончании этого дела потаскают стройматериалы, вот, с удовольствием поколют ломиком лед, если нужно будет, с удовольствием расчистят фундамент для храма лопатой. То есть, если это интересно, правильно организовать, то они будут чувствовать себя а) нужными, и, б) им будет интересно и радостно, и они, конечно, с удовольствием туда придут. Но это важно, конечно, правильно организовать. Потому что если просто дать лопату и сказать: «Вот иди, убирай храм», то он, конечно, может быть, разочек и придет, но у него останутся воспоминания о том, что «лучше я вот туда не пойду».

Дьякон И. Цуканов

— Что им воспользовались как-то.

П. Рощин

— Да, что им воспользовались, да. То есть, очень важно, давая дело молодому человеку, подростку, как бы не затыкать им дыры в какой-то, соответственно, приходской такой жизни, а именно как бы относиться к нему в том, что вот он сделал дело при храме, как бы, ну, там... наградить его. Ну, наградить, условно говоря, добрым словом, хотя бы, там, чайком его угостить. Ну он тогда будет... ему будет хотеться приходить. Он будет ждать, когда снова можно чего-нибудь погрузить, вот. И вот такие положительные опыты у нас есть. Опыт, например, перехода как бы к тому, чтобы дети, там, подростки, например, ухаживали за подсвечниками, это сложнее, потому что, как правило, считается, что, там, они или свечку раньше потушат, или, там, могут лампадное масло разлить. Ну, в общем, это как бы тяжелее происходит. Хотя когда, опять же, дети... Это тоже одно из их любимейших занятий — тушить свечки. Как-то мы приехали в один из монастырей, не помню точно, какой, в нашем походе, и там у нас служитель храма говорит: «Вот, ребят...» — каждому дал по подсвечнику и говорит: «Вы за него отвечаете». И они с таким интересом смотрят за этими свечами, ждут, когда она догорит и ее можно будет потушить и убрать. Вот. И вот это просто...

Дьякон И. Цуканов

— Тут даже на всенощное бдение можно ради этого сходить!

П. Рощин

— Да, да-да-да! Вот мотивация для похода на всенощное бдение — это идеально в этом плане. Действительно, они будут готовы долго стоять на службе, очень долго, если им вручить эти... Правда, служба может мимо них пройти, но свое...

Дьякон И. Цуканов

— Но они мимо службы не пройдут.

П. Рощин

— Но они мимо службы не пройдут, да, действительно. Вот такие вот... такое вот у нас есть. Конечно, хотелось бы его расширять. Есть какие-то определенные задумки на этот счет, но пока как бы до практической реализации не дошло.

Дьякон И. Цуканов

— Паша, спасибо тебе большое за то, что ты сегодня провел этот вечер с нами. Друзья дорогие, напоминаю, что сегодня у нас в гостях был Павел Рощин, юрист, ответственный за молодежную работу на двух московских приходах — храмов Державной Иконы Божьей Матери в Чертаново и Иконы «Нечаянная Радость», тоже в Чертаново. Я вот как-то очень рад был пообщаться. Я сам узнал очень много нового о тебе, хотя вот, опять же, повторюсь, что мы знакомы уже не один год. И мне кажется, очень вот важно вот то, о чем ты сказал, — что вот эта потребность быть полезным, она какая-то такая, ну, наверное, глубоко христианская. Потому что, конечно, христианин — он, в общем, должен... ну как — должен? То есть, это... Он чувствует, ощущает нормальной ту ситуацию, когда он отдает себя на вот служение ближним и Богу. Поэтому, ну, мне кажется, важно, что мы об этом сегодня поговорили, и, в том числе, о том, как и подрастающей вот какой-то смене прихожан, ребятам, подросткам тоже передать вот это ощущение, что ты можешь быть полезным в храме, на своем приходе, вообще полезным людям, рядом с которыми ты живешь. Так что спасибо тебе большое за то, что пришел к нам сегодня в студию.

П. Рощин

— Отец Игорь, спасибо тебе за приглашение. Да, тоже очень рад, что мы поговорили и обсудили важную тему. Я считаю, что она действительно очень важна.

Дьякон И. Цуканов

— Да. Дорогие друзья, с вами прощаемся до следующего воскресенья. Всего доброго, храни Господь!

П. Рощин

— Всего доброго, дорогие друзья! Спасибо, что провели этот вечер с нами, и порассуждали с нами мысленно о важном вопросе — о помощи людям, о том, чтобы быть полезным. Спасибо!

Дьякон И. Цуканов

— Всего доброго!


Все выпуски программы: Вечер Воскресенья

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем