Адрес храма Илии Пророка в Черкизове:
107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25;
Как добраться до храма Илии Пророка в Черкизове:
От ст. метро "Черкизовская" или "Преображенская площадь" автобусом 171, 230 или троллейбусом 32, 41.
История храма Ильи Пророка в Черкизове
По странному стечению обстоятельств, Церковь Илии Пророка в Черкизове связана с Золотой Ордой.
Связь первая – само Черкизово. Образовано от имени царевича Серкиза, по каким-то причинам покинувшего Орду и крестившегося в Москве. Было это при княжении Дмитрия Донского. Среди земельных вотчин новообращенного Ивана Серкизова и было сельцо, впоследствии получившее несколько искаженное название - Черкизово.
Связь вторая. Иван Серкизов продал село еще одному выходцу из Золотой Орды, крещёному татарину Илье Озакову, что отмечено было и на карте: в Черкизове ещё в XX веке существовал Озаковский переулок. Вот Илья Озаков в честь своего святого и построил в Черкизово Церковь Илии Пророка (правда, оригинальное здание не сохранилось, а то, что мы видим сегодня, построено было в 1690 году).
Третья же связь с Ордою – третий владелец Черкизова – митрополит Святитель Алексий. Какая же связь Святителя Алексия и Орды – спросите вы. А на этот вопрос отвечает название уникальной иконы "Исцеление святителем Алексием ханши Тайдулы". По приглашению хана Джанибека Святитель ездил в Орду, где молитвою исцелил любимую жену хана, тем самым предотвратив набег ордынцев на Русь.
Черкизово же сильно пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Впоследствии, уже после кончины Святителя новом храме Илии один из приделов был освящен в его честь. Кстати,
в иконостасе южного придела находится древний храмовый образ пророка Илии.
Ильинская церковь окружена кладбищем, на данный момент это самое древнее кладбище в Москве. В 1861 году здесь похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейшу, которого почитали как святого и прорицателя. Был он столь известен, что образ его запечатлен в произведении Лескова «Маленькая ошибка» и романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Упомянут он и у Островского в «Женитьбе Бальзаминова». К слову, могила Корейши сохранилась до сих пор.
Судьба храма необычна. В советское время Ильинский храм устоял до Великой Отечественной войны. А в эти трагические военные годы прихожане и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на покупку самолета. Деньги отправили Верховному Главнокомандующему Сталину, на что за его подписью получили благодарственную телеграмму.
По этой ли причине, по другой ли, но храм не только сам пережил тяжелые годы, но и в определенном смысле спасал святыни из других церквей - сюда свозились иконы из соседних церквей, подлежавших закрытию.
Да, уточню лишь адрес Церкви Ильи Пророка в Черкизово - Большая Черкизовская, дом 17.
Адрес сайта: http://hramilii.ru/
Как проехать к храму Илии Пророка в Черкизове:
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер