Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4.
Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря.
Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря.
Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства.
История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит.
Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм - церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен - целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни.
Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО...
И все-таки.
Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить.
Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями.
И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен…
И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы…
Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории завода «Динамо», в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти…
Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек…
И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное…
Дух… вот пока он есть…
Ведь стоит Симонов монастырь…
И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали…
А – стоит! Стоит Симонов монастырь!
Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»:
Стоит Симонов монастырь!
Как символ Руси.
И будет стоять.
Отныне и навеки.
Контакты Симонова монастыря:
115280, г. Москва, ул. Восточная, д. 4.
Телефон: (8 (495) 675-21-95
Адрес сайта: http://hram.deafnet.ru/
Как добраться:
От станции метро Автозаводская (последний вагон из центра) идти в направление монастырской башни 5-7 минут по улице Мастерковой до Восточной улицы дом 4, корп 1.
Схема проезда:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия