
Фото: суворовохрам.рф
Село Рождествено-Суворово Мытищинского района в Подмосковье насчитывает больше пяти веков. В XVI столетии оно называлось Михайлово и значилось как пустошь. В 1585 году оно принадлежало роду Молчановых. После Смутного периода Михайлово превратилось из пустоши в село. И в 1665 году в нем возвели деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Трапезная храма тогда имела два придела - святого пророка Божия Илии и священномученика Мокия. Вскоре после этого поселение переименовали в Рождествено, а село, сменив несколько собственников, в 1678 году перешло к князю Федору Юрьевичу Барятинскому.
Благодаря усилиям нового владельца усадьбы, Федора Юрьевича Барятинского, на рубеже 17 и 18 веков в Рождествено вместо деревянной церкви построили прекрасный каменный храм. Освящение Рождество-Богородичной церкви с колокольней и приделом во имя святителя Николая Чудотворца состоялось в 1697 году. Однако князь скончался раньше, и последними работами руководил его сын Иван Федорович.
Несколько десятилетий спустя, в 1773 году, село Рождествено стало родовой вотчиной Суворовых и именовалось как Рождествено-Суворово. Князь Василий Иванович Суворов, отец великого полководца, каждое лето проводил в Подмосковье. Здесь же у церкви, в 1775 году был похоронен, о чем свидетельствует памятная табличка на стене. После кончины отца имение перешло к сыну - Александру Васильевичу Суворову.
Настоящим испытанием для Рождествено стал 1812 год. Французы заняли опустевшую Москву и стали разорять Подмосковье. Пострадало от захватчиков и село Рождествено. Здесь была стоянка французов. Уходя, они сожгли дом Суворовых, но церковь не тронули.
Семья Суворовых владела усадьбой вплоть до 1852 года, а затем Александр Аркадьевич Суворов, внук генералиссимуса Александра Васильевича, продал эти земли крупным фабрикантам Арманд. В 1917 году к власти пришли большевики, и Рождествено начало быстро приходить в упадок. От некогда прекрасной усадьбы осталась только нарядная церковь Рождества Богородицы, выдержанная в стиле московского барокко. Пятиглавый храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, несмотря на то, что в советский период его закрыли и устроили конюшни. Каким-то чудом здание церкви уцелело в 1940-ых - линия фронта прошла совсем близко, но ни один снаряд не долетел до села.
В конце 1970-х годов началась реставрация храма, которая продлилась десять лет. И в 1989 году в церкви возобновились регулярные богослужения. Важный вклад в восстановление храма внес академик-офтальмолог Святослав Николаевич Фёдоров и его сотрудники. Известный глазной микрохирург любил бывать в подмосковном Рождествено и, по завещанию, его похоронили рядом с церковью. На кладбище также находится могила актера и режиссера Александра Шалвовича Пороховщикова. Ранее там была погребена его мама - Галина Александровна Пороховщикова.
В 1997 году храму исполнилось триста лет. Праздничное богослужение по случаю юбилея совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В настоящее время основные реставрационные работы завершены, ведется роспись внутренних интерьеров. Среди святынь церкви - икона Божьей Матери «Иерусалимская», написанная 19 веке, и старинное резное Распятие.
Величественный храм Рождества Богородицы стоит в живописном уголке Подмосковья, в селе Рождествено-Суворово Мытищинского района.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



