
Фото: суворовохрам.рф
Село Рождествено-Суворово Мытищинского района в Подмосковье насчитывает больше пяти веков. В XVI столетии оно называлось Михайлово и значилось как пустошь. В 1585 году оно принадлежало роду Молчановых. После Смутного периода Михайлово превратилось из пустоши в село. И в 1665 году в нем возвели деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Трапезная храма тогда имела два придела - святого пророка Божия Илии и священномученика Мокия. Вскоре после этого поселение переименовали в Рождествено, а село, сменив несколько собственников, в 1678 году перешло к князю Федору Юрьевичу Барятинскому.
Благодаря усилиям нового владельца усадьбы, Федора Юрьевича Барятинского, на рубеже 17 и 18 веков в Рождествено вместо деревянной церкви построили прекрасный каменный храм. Освящение Рождество-Богородичной церкви с колокольней и приделом во имя святителя Николая Чудотворца состоялось в 1697 году. Однако князь скончался раньше, и последними работами руководил его сын Иван Федорович.
Несколько десятилетий спустя, в 1773 году, село Рождествено стало родовой вотчиной Суворовых и именовалось как Рождествено-Суворово. Князь Василий Иванович Суворов, отец великого полководца, каждое лето проводил в Подмосковье. Здесь же у церкви, в 1775 году был похоронен, о чем свидетельствует памятная табличка на стене. После кончины отца имение перешло к сыну - Александру Васильевичу Суворову.
Настоящим испытанием для Рождествено стал 1812 год. Французы заняли опустевшую Москву и стали разорять Подмосковье. Пострадало от захватчиков и село Рождествено. Здесь была стоянка французов. Уходя, они сожгли дом Суворовых, но церковь не тронули.
Семья Суворовых владела усадьбой вплоть до 1852 года, а затем Александр Аркадьевич Суворов, внук генералиссимуса Александра Васильевича, продал эти земли крупным фабрикантам Арманд. В 1917 году к власти пришли большевики, и Рождествено начало быстро приходить в упадок. От некогда прекрасной усадьбы осталась только нарядная церковь Рождества Богородицы, выдержанная в стиле московского барокко. Пятиглавый храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, несмотря на то, что в советский период его закрыли и устроили конюшни. Каким-то чудом здание церкви уцелело в 1940-ых - линия фронта прошла совсем близко, но ни один снаряд не долетел до села.
В конце 1970-х годов началась реставрация храма, которая продлилась десять лет. И в 1989 году в церкви возобновились регулярные богослужения. Важный вклад в восстановление храма внес академик-офтальмолог Святослав Николаевич Фёдоров и его сотрудники. Известный глазной микрохирург любил бывать в подмосковном Рождествено и, по завещанию, его похоронили рядом с церковью. На кладбище также находится могила актера и режиссера Александра Шалвовича Пороховщикова. Ранее там была погребена его мама - Галина Александровна Пороховщикова.
В 1997 году храму исполнилось триста лет. Праздничное богослужение по случаю юбилея совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В настоящее время основные реставрационные работы завершены, ведется роспись внутренних интерьеров. Среди святынь церкви - икона Божьей Матери «Иерусалимская», написанная 19 веке, и старинное резное Распятие.
Величественный храм Рождества Богородицы стоит в живописном уголке Подмосковья, в селе Рождествено-Суворово Мытищинского района.
Псалом 10. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Испорченное грехопадением сознание человека рисует грех как что-то в высшей степени вожделенное. Именно так в книге Бытия описаны мысли Евы, непосредственно предшествующие совершению первого греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3:6). С той поры любой грех представляется человеку подобным образом — как приятный и вожделенный. Библия бесчисленное множество раз свидетельствует, что такое отношение ко греху — это обман, что грех не может быть ни приятным, ни вожделенным, а тот, кто согрешает, вредит самому себе. Об этом говорит и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 10-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 10.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.
В только что прозвучавшем псалме мы услышали о довольно обыденном для псалмов сопоставлении праведников и нечестивых: нечестивцы ополчаются на праведника, хотят его погубить, но как можно причинить зло тому, кого защищает Сам Бог? Конечно, как и у всякого другого псалма, у 10-го псалма были свои причины появления: Давид подвергался гонениям от Саула, и Давид, как это и подобает праведнику, искал утешения в молитве, в ней же он искал и ответы на свои вопросы. Поэтический и духовный гений Давида привели его к крайне любопытным формулировкам, которые касаются не только той конкретной ситуации, в которой появился прозвучавший только что псалом, но и общего закона духовной жизни.
Впрочем, самая яркая и важная фраза этого псалма совершенно теряется в русском синодальном переводе, а потому стоит её привести в переводе Юнгерова: «Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10:5).
Здесь мы видим сразу две чрезвычайно важные мысли. Во-первых, Бог испытывает каждого человека, вне зависимости от его праведности, а потому праведникам не стоит удивляться тогда, когда с ними происходит нечто неприятное, ведь так происходило и с Давидом, и с Иовом, и с апостолами Христовыми, и с Самим Спасителем мира. Для праведников испытания — это возможность укрепиться в верности Богу, а для нечестивых — возможность переосмыслить свою жизнь и исправиться.
Во-вторых, «любящий неправду», или, иначе, грешник вредит в первую очередь свой собственной душе, и это очевидный факт, который, к сожалению, ускользает от нас тогда, когда приходит соблазн совершить тот или иной грех. Если же человек готов наносить вред собственной душе, то можно ли надеяться, что он сможет проявить к кому-либо ту любовь, которую заповедовал Господь Иисус Христос. Ответ кажется очевидным. Очевидным кажется и конечный вывод: если мы хотим научиться любви, то начать нужно с самих себя, с того, чтобы никаким грехом не причинять вреда своей бессмертной душе.
Псалом 10. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 10. (Церковно-славянский перевод
Псалом 10. На струнах Псалтири
1 На Господа уповаю;
как же вы говорите душе моей:
«улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук,
стрелу свою приложили к тетиве,
чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания,
что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своем,
Господь, — престол Его на небесах,
очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного;
а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу;
и палящий ветер — их доля из чаши;
7 Ибо Господь праведен, любит правду;
лице Его видит праведника.
18 мая. О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами

Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами — священник Захарий Савельев.
Икона «Неупиваемая чаша» особенно почитается во граде Серпухове: в Высоцком мужском монастыре, который сейчас носит статус ставропигиальной обители, и во Введенской женской обители Московской митрополии находятся чудотворные списки, чудотворные образы этой иконы Божией Матери. Особенно помогает во время борьбы с грехом пьянства и наркомании.
Когда человеку плохо, эти недуги — наркомания и пьянство — приходят в жизнь человека. И вот благодаря этому образу мы можем понять, что все люди на самом деле хорошие.
И вот как преподобный Серафим Саровский говорил, что надо любить грешника и ненавидеть грех. Вот так вот и получается, что люди хотят радости, жизни, веселья, но приходят не туда, идут по скользкой дорожке.
И вот сам вид этого образа Божией Матери нам показывает истинный смысл жизни, истинную радость. А самое главное, показывает то, как Пресвятая Богородица через свой образ, через молитву искреннюю, которую мы обращаем к ней, нас милует, помогает нам, помогает нашим близким, которые страдают от этого недуга.
Все выпуски программы Актуальная тема