Повесть братьев Стругацких “Трудно быть богом” давно превратилась в канонический текст для нашей интеллигенции, она растащена на цитаты, по ней сняты фильмы.
Сюжет строится вокруг пребывания землянина - землянина будущего, то есть выходца из высокоразвитой, гуманной и мирной цивилизации, в Арканаре - мире, который представляет собой сочетание карикатурного средневековья с карикатурным же тоталитаризмом. В этом мире тупого скотства, гордыни и жестокости землянину предстоит делать хоть что-то, попытаться спасти хоть кого-то.
Этот образ - популярный в фантастике вообще - восходит к образу миссионера, попавшего в среду, где нравы очень плохи; как сказал поэт “ели в этой солнечной Австралии друга дружку злые дикари”. И первая задача такого агента цивилизации - это не одичать самому. Не пристраститься к человечине, не начать махать дубиной, выкрикивая воинственные заклинания.
Не только миссионер среди дикарей, но и любой христианин является засланцем, агентом небес, он чем-то похож на инопланетянина - он не принадлежит этому миру гордыни и ненависти, алчности и гнева. Он заброшен сюда с заданием от своего Господа, и он здесь представляет свою Родину - Небесный Иерусалим. У нас дома, в Небесном Иерусалиме, все любят друг друга, все друг другу родные. Люди Божии из всех народов, составляют одну семью, полную любви, принятия и понимания. Поднимите Ваш взгляд к небесам - и он встретится с взглядами наших братьев и сестер, ангелов и святых, которые смотрят на нас с бесконечной любовью и ожидают, когда мы присоединимся к ним на пиру у нашего общего Господа и Спасителя.
Наше отечество - там, среди них, и наша преданность принадлежит Царю этого Города, Иисусу Христу. Мы живем по Его законам и повинуемся Его власти. Среди падшего мира, где люди ненавидят друг друга - мы отказываемся ненавидеть; мы любим врагов наших и тех, кого нам навязывают во враги. Там, где воздух полон обвинений, угроз, насмешек и язвительных оскорблений - мы говорим слова мира и утешения.
Мы - не отсюда; но наша миссия не является тайной. Напротив, мы поставлены свидетельствовать о нашем Царе и нашем Городе. И чтобы исполнять эту миссию, мы, прежде всего, не должны ассимилироваться. Мы должны оставаться другими
Первые христиане - из Иудеев и из Язычников - отличались от своего окружения. О них неверующие с удивлением говорили “как они любят друг друга”.
Таково христианское свидетельство. Люди должны заметить, что мы - не отсюда. Мы из города, где нет злобы, язвительных насмешек, превозношения одних над другими, желания пнуть, унизить... Бог принял нас и сделал иными. И Он сделает иными и вас, когда Вы предадитесь Ему - людьми, которые не отсюда, которые принадлежат блаженной жизни будущего века.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема